Учитель: Качура Ирина Михайловна.
Учитель истории и обществознания ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+»
г. Севастополя
Предмет: история
Класс: 5
Тема учебного занятия: Природа и люди Древней Индии
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок получения новых знаний)
Технологическая карта
Тема | Природа и люди Древней Индии |
Цель | Пробудить интерес к самостоятельному решению задач, способствовать развитию активности, развивать умения размышлять, сравнивать, выделять главное. Обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья, способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, по средствам эмоциональной терапии, которая является эффективным методом сохранения здоровья обучающихся. В течение урока восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус, создав союз эмоционального мира с улыбкотерапией. |
Формирование УУД | Мотивация: эмоциональное восприятия содержания урока– осознание важности материала, звучащего на уроке, раскрывающего разноплановые грани окружающего мира и помогающие найти своё место в этом мире. Целеполагание: определение и постановка нескольких целей урока совместно учителя с учениками, понимание необходимости сохранности здоровья. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри коллектива при работе в группах, совместном нахождении ответа, участвовать в коллективной деятельности. Организация обратной связи: учитель + ученик, ученик + учитель. Самооценка и анализ, обсуждение ответов одноклассников, постановка оценки соседу по парте после выполнения тестов. Рефлексия: цветотерапия и улыбкотерапия на этапе «Итог урока», как закрепление и рефлексия урока. |
Планируемые результаты | Передавать эмоциональное состояние. Интерпретировать вербальное и невербальное общение. Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. Высказывать личностно-оценочные суждения о роли поведения и понимания друг друга, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. В осстановить положительный эмоционально-энергетический тонус, создав союз эмоционального мира с улыбкотерапией. |
Основные понятия | Джунгли, Инд, Ганг, Гималаи, сахарный тростник, хлопчатник, Ганеша |
Ресурсы - основные - дополнительные | УМК: учебнику 5 класса авторов А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искендерова Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, музыкальные фрагменты, макет рабочей тетради. |
Организация пространства | Фронтальная работа, парная, индивидуальная |
Этапы и хронометраж урока.
I.Организационный момент | 1 мин |
II. Актуализация знаний | 2мин |
III. Получение новых знаний | 16мин |
Работа с картой | 3 мин |
Работа с историческим источником | 3 мин |
Физминутка- танец | 2 мин |
Игра- релаксация « Джунгли» | 2 мин |
Работа с учебником | 4 мин |
Рассказ учителя | 2 мин |
IV. Закрепление изученного материала | 4 мин |
V. Итог урока. Рефлексия. | 2 мин |
Технологическая карта урока «Природа и люди Древней Индии»
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Слайд и видео на экране | Планируемые результаты УУД, здоровьесберегающие технологии |
I.Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Я приветствую вас на сегодняшнем уроке. Когда шла к вам на урок мне сказали, что все вы любите и хорошо знаете историю Древнего мира. Мне нужна ваша помощь. Помогите отгадать загадки, которые я сегодня нашла на своем столе. В Египте знали там и тут, Богиня неба – это …. Нут А на земле растили хлеб И бог земли зовется … Геб Строй корабль, Терпи, не ной! При потопе спасся …Ной Подстригла и Самсона погубила Филистимлянка хитрая… Далила Какие молодцы. Справились с заданием. | Называют страны и правителей. | ЛУД Создание положительно эмоционального энергетического тонуса улыбкотерапия, | |
II. Актуализация знаний. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Вы обратили внимание на мой необычный наряд? Как вы думаете, почему я так одета? О чем пойдет речь на уроке. Правильно. Мы сегодня будем изучать природу и людей Индии. Познакомимся с природными условиями, животным миром, религиозными верованиями. А с чем ассоциируется у вас Индия? Да, действительно, государство загадочное, яркое, неповторимое. Государство яркое радужное . Радуга в Индии символизирует связь между небом и землей. Древние индийцы считали ее луком богини Индры, стрелами из которого богиня поражала злых духов, прятавшихся в тучах. Нередко радуга ассоциируется с райской дугой. Мы сегодня с вами тоже нарисуем радугу, но для этого нам нужно справиться с рядом заданий. Всем удачи! | Определение темы урока и целей. Урок начинается под индийскую музыку. Дети отвечают на поставленные вопросы. | КУД индивидуальная и фронтальная рациональная психотерапия, цветотерапия, игротерапия. | |
III. Изучение нового материала Работа с картой. Работа с историческим источником | Мы сегодня отправляемся в увлекательное и загадочное путешествие по Древней Индии. Посмотрите, пожалуйста, на карту, кто может показать, где расположена Индия? Индия занимает всю площадь полуострова Индостан, расположенного на юге Азии. С севера она надежно защищена самой высокой горной цепью в мире – Гималаями, оберегающими страну от сильных холодных ветров. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Побережье Индии омывается теплыми водами Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря. Самые крупные реки Индии – Инд и Ганг. Перед вами рабочая тетрадь. Здесь записан текст, с которым вы будете работать. Текст составлен из пазлов, вам необходимо вставить пропущенные слова. Теперь обменяйтесь тетрадями. Выполните взаимопроверку. У кого одна ошибка оценка 4, у кого 2-3 ошибки 3. У кого все выполнено верно 5. Молодцы! У нас появляется первый цвет радуги. | Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Работа с текстом, в рабочей тетради, вставляют недостающие пазлы. Осуществляют взаимопроверку с соседом по парте. На доске работает ученик. Появляется первый цвет радуги. | ||
работа с картой | Ребята, карта может многое рассказать о странах. Посмотрите внимательно и скажите, какие основные занятия были у индийцев? Молодцы. Благодаря рекам Ганг и Инд почва в долинах всегда была очень плодородной. Во время сезона дождей эти реки часто выходили из берегов, затапливая все вокруг. В каком древнем государстве тоже река при разливе делала почву плодородной? Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране занимались земледелием. Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране издавна выращивали рис и тростник. Развито было рыболовство и охота. А у нас с вами появляется второй цвет радуги. | Рассматривают карту. Отвечают на вопросы учителя. | коммуникативная терапия | |
Игра- релаксация « Джунгли» | Мы отправляемся в тяжелое и опасное приключение. Мы должны быть очень осторожны и мужественны, для этого нам нужно успокоиться. Сделайте глубокий вдох и на счет пять выдохните. Собрались с духом. Закройте глаза, представьте, что мы отправляемся в джунгли. Смелей в дорогу! Большую часть Индии в древние времена покрывали болота и непроходимые тропические леса – джунгли. Благодаря теплому климату и обилию влаги деревья в этих вечнозеленых лесах достигают необычайной высоты. Их развесистые кроны, смыкаясь высоко над землей, почти не пропускают солнечного света, поэтому даже в яркий день здесь царит полумрак. Ветви многих деревьев густо опутаны л ианами, круглый год покрытыми яркими благоухающими цветами. Лианы, свешиваясь до самой земли, почти не оставляют прохода между стволами деревьев. Джунгли полны обитателей. Здесь можно встретить могучего слона, дикого буйвола или оленя. В кронах деревьев слышны крики обезьян и разноголосый птичий гомон. В джунглях человека на каждом шагу подстерегает м ножество опасностей: хищные звери, ядовитые змеи и насекомые. Мы преодолели джунгли. Появляется третий цвет радуги. | Слышны звуки природы. Проводим дыхательную гимнастику. Слушают рассказ учителя. Появляется третий цвет радуги. | РУД, ЛУД Музыкально-рациональная психотерапия, дыхательная гимнастика прием релаксации | |
Физминутка | Изучая Индию, мы с вами познакомимся с ее культурой. Дома найдите информацию об изобретениях в Древней Индии. Одним из направлений культуры, является танец. Сейчас мы с вами тоже выучим несколько движений индийского танца. Правильно дышим, спины подравняйте. Молодцы, вы великолепные танцоры. Нужно восстановить дыхание. Перед вами мыльные пузыри. Они очень напоминают нашу радугу. Чтобы мыльный пузырь получился больше, необходимо дуть потихоньку. Посмотрите, какие радужные, красивые пузыри у нас получились. И появляется четвертый цвет радуги. | Ребята выполняют танцевальные движения. Появляется четвертый цвет радуги. | Музыкально-рациональная психотерапия, дыхательная гимнастика, ритмопластика. | |
Работа с учебником | Продолжаем наш урок, откройте учебник на с. 98 п. 4.прочитайте текст. К каким животным относились с почтением? Как звали мудрого бога с головой слона? Какое животное приручили люди? Каких животных задабривали индийцы? Появляется 5 цвет. | Дети читают текст « по –цепочке». Отвечают на вопросы учителя. Появляется пятый цвет радуги. | ПУД, ЛУД Индивидуальная, групповая Игротерапия. фототерапия, | |
Рассказ учителя | Индийцы верили, что после смерти человека его душа не умирает, а возрождается в другом обличии. Круговорот рождения и смерти принимался как естественный феномен природы. Переселение душ в индийских религиях связано с кармой. Индусы считали еще с давних времен, что, когда умирает тело человека, душа его отправляется в новое, которое может оказаться не человеческим, а, например, животным. Это зависит не от Божьей воли, а от кармы, которой подчиняются даже боги. Что же такое карма? Это добро и зло, совершенное человеком в прошлой жизни. Эти качества и станут решающим фактором в дальнейшей судьбе души. Д уша с плохой кармой могла переродиться в теле насекомого или животного. Какие правила должны соблюдать люди, чтобы по верованиям индейцев, карма была чистой? Индийцы считали, что человек живет 7 раз. После смерти его душа улетает. У нашей радуги тоже будет 7 цветов после решения филворда. | Ребята слушают рассказ учителя. Шестой цвет радуги. | КУД фронтальная Нравственное здоровье. | |
IV. Закрепление изученного материала | Перед вами филворд. Цветными карандашами выделите 5 слов в филворде, которые относятся к теме нашего урока. Остальную часть заполните на следующем уроке. Молодцы, мы с вами разукрасили радугу. Она засияла всеми цветами, как и наши знания. Молодцы! Домашнее задание. Написать рассказ один день из жизни земледельца. Найти информацию об изобретениях, которые появились в Индии В течении урока за правильные ответы вы получали разноцветные краски. Раскрасьте свою радугу дома и подарите ее тому человеку, который вам нравиться. | Ребята работаю с филвордом. Для проверки у доски работает один человек. Записывают домашнее задание. | ПУД, ЛУД Упражнение – повторение групповая. фронтальная | |
рефлексия | С помощью разноцветного песка передайте сегодняшнее эмоциональное настроение от урока. Насыпьте разноцветный песок в эту колбу. Этот сосуд я передам вам в память о нашем уроке. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и произнесите вместе: « Мы здоровы, мы счастливы!» Спасибо за урок. | р ебята высыпают из конвертиков разноцветный песок в вазу | рациональная психотерапия, цветотерапия, музыкотерапия. цветотерапия |
Основная и дополнительная литература по теме урока
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
Энциклопедия для детей «Религии мира» под редакцией Г. Храмова., Е.Аксеновой – М.: «Аванта», 2011.
Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2013
Артур Л. Бешем. Чудо, которым была Индия.- М.: «Наука», 2017.