Урок обобщения знаний по географии в 8 классе на тему «Природные зоны России»
Урок обобщения знаний по теме: « Природные зоны России»
Тип урока:
Урок повторение и закрепления пройденного материала по теме «Природные зоны Росси»
Цели урока:
Повторить и закрепить знания учащимися основных понятий темы «Природные зоны Росси», многообразия животного и растительного мира России.
Определить уровень знании и понимания закономерностей распределения природных зон по территории страны.
Продолжить развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Задачи:
Закрепить умения учащихся составлять характеристику природной зоны.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе к окружающей среде.
Формировать способность работать в группах и воспитывать чувство ответственности за совместную работу
Оборудование:
Физическая карта России, атласы, картины, раздаточный материал, компьютер, проектор ,интерактивная доска, нетбуки.
Форма организации учебной деятельности:
Групповая.
индивидуальная
Ход урока.
Организационный момент.
Настрой учеников на рабочий лад и объяснение правил урока- игры.
ТУР №1 - Разминка.
Ученикам предлагается вспомнить, что такое природная зона и основные компоненты природы в пределах природной зоны. Для этого ученикам, работающим в мини группах, предлагается заполнить схему.
ПРИРОДНАЯ ЗОНА |
Прикрепляем каждую из карточек к доске. Проверяем правильность заполнения и проходим ко второму Туру.
ТУР №2 – Путаница.
Ученикам предлагается список природных зон, которые написаны не по порядку. Ученики должны исправить эту ошибку. Пронумеровать правильно природные зоны.
___Арктические пустыни, ___тайга, ___лесотундра, ___смешанные леса, ___широколиственные леса, ___тундра, ___полупустыни, ____лесотундра, ____пустыни. |
Ребята, проверяем и показываем расположение природных зон на карте России.
Прежде чем перейти к третьему туру, предлагаю каждой группе учеников выбрать карточку с названием природной зоны.
ТУР№3 – Турнир климатологи.
Внимание ребята, вопрос - «А кто такой климатолог?»
Учитель зачитывает характеристики климата природных зон, а ученики поднимают карточки с подходящим для зоны климатом.
Погода летом ясная и солнечная, температура +21,23 градуса, но периодически происходят засухи и пыльные бури, да и осадков не много, всего 300-450 мм в год.(степь)
Достаточно теплое и продолжительнее лето, снежная зима, К=1,увлажнение какое? (Лесная зона)
Зима здесь очень долгая и суровая, а лето совсем коротенькое и совсем не тепле всего то+4 градуса.(Арктические пустыни)
Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны.(Тундра)
Жарко и сухо, осадков всего 150мм, недостаточное увлажнение. Чему =К?(Пустыня)
Прошу ребят ответить на вопрос: «На какие компоненты природы влияет климат?»
После того как ребята отвечают мы переходим к следующему 4 туру.
4. ТУР№4 – Живая схема.
Каждой группе предлагается выбрать один из компонентов схемы и далее представителю из каждой группы выйти к доске и встать по порядку схемы.
Солнечные лучи скользят по земной поверхности и слабо согревают землю. |
Длинная холодная зима и короткое прохладное лето. |
Есть слой вечной мерзлоты. |
Много озер и болот. |
Растут карликовые деревца, стелющиеся растения. |
необходимо каждое «звено цепочки» объяснить свое положение.
ТУР №5 – Растительная жизнь
Одному из членов мини группы выдаётся карточка с заданием.
Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | ||
Рябина | | Береза | |
Клен | | Ель | |
Сосна | | Кедр | |
Осина | | Дуб | |
Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | Отметь знаком хвойные деревья,.а знаком лиственные. | ||
Ясень | | Груша | |
Кедр | | Туя | |
Береза | | Осина | |
Яблоня | | Лиственница | |
Проверяем правильность выполнения работы на карточках.
ТУР №5 – Кто тут лишний?.
Ребята получают карточки на которых перечислены названия животных и необходимо выделить лишнего и подчеркнуть его, а так же должны доказать совой выбор.
Белый медведь, кабан, заяц, белка |
Песец, лисица, лось, рысь, бобр |
Косуля, волк, лемминг, медведь |
Синица, дрозд, гага, глухарь |
Лисица, черепаха, волк, медведь |
Тушканчик, лемминг, верблюд, варан |
Белый медведь, песец, кулан, тюлень |
Проверяем.
Ребята, мы рассмотрели все компоненты природной зоны, сейчас нам следует поговорить об их взаимосвязи.
6. ТУР №6– Найди меня.
Ребятам предлагается заполнить перфокарту. На пересечении вопроса и выбранного ответа поставить знак +.
Ребята прикрепляют свои перфокарты к доске, проверяем. Задаю наводящие вопросы.
7 .ТУР №7 – Аплодисменты.
Подошел к концу наш урок . Давайте поаплодируем друг – другу. Но не просто похлопаем в ладоши, а сделаем это с пользой, таким образом мы с вами подведем итог нашему занятию. Я задаю вам вопрос, за правильный ответ – хлопок.
В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)
В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).
Главнейшее богатство тайги – древесина (да).
Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре (нет).
Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).
В настоящее время степи в основном распаханы (да).
Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).
В зоне тундры водятся олени (да).
В зоне степей водятся грызуны (да).
Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (нет).
Смешанные муссонные леса распространены на Русской равнине (нет).
В лесотундре лес встречается в основном по долинам рек (да).
Воздействие человека на природу изменяет какие-либо связи в ПК (да).
Облик тундры, так или иначе, связан с мерзлотой (да).