12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва
5

Приём оценивания поставленных вопросов на уроках русского языка и литературы.

Приём оценивания поставленных вопросов на уроках русского языка и литературы.

Автор: Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вильвенская СОШ», Добрянский ГО.

Краткая аннотация

Стало доброй традицией начать урок русского языка и литературы в моих классах с вопросов, задаваемых самими учениками по изученному материалу (используется технология критического мышления, основоположник – Л.С.Выготский). Составление вопросов к уроку – это обязательная часть домашнего задания. Варианты работы разные в зависимости от темы и типа урока:

- вопрос соседу по парте;

- вопрос, заданный группе учеников;

- вопрос, записанный учеником на доске для обсуждения в классе. Заданные вопросы фиксируются учеником в тетради, после чего ставится определённый значок:

- Вопрос помог в понимании материала;

- Заставил по-новому увидеть изученное;

- остался без ответа.

В конце недели каждый ученик подводит итоги как в письменной (мини-отчёт), так и в устной форме. Это занимает 5-6 минут от урока, но даёт положительный результат.

Цель

Научить ученика с помощью анализа материала ставить перед собой дальнейшую цель и учить правильной самооценке.

Целевая аудитория

Учащиеся 5-11 классов

Достигнутые результаты/ эффекты

Самооценка в постановке вопросов

- помогает учащемуся поставить перед собой дальнейшую задачу, стимулирует к постановке новых вопросов, умение задавать вопросы - это деятельностный подход;

- способствует организовать коммуникативное общение в начале урока;

- является отражением отношения учащихся к событиям, учебному материалу, к собственной деятельности на уроке;

- для учителя это способ выявления уровня знания учеников и понимания учебного материала.

Реализация приёма в практической деятельности

1. Разъяснить учащимся суть приема, показать примерный образец заполнения тетради. Обратить их внимание на то, что вопросы, которые начинаются со слов "Что?", "Кто?" и т.д. нацелены на поиск фактов, а вопросы типа "Почему?", "С какой целью?" заставляют сравнивать, выполнять анализ текста, правила . Раскрыть понятия «тонкие» и «толстые» вопросы.

2. Выяснить, на все ли вопросы мы можем дать однозначный ответ (если это правило, то да, если же это мнение, то нет).

3. Объяснить, что каждый заданный вопрос имеет определённую цель.

4. Начать урок с вопросов, задаваемых учениками (можно использовать приём «Кубик Блума»: на кубике написаны первые слова вопросов. Ученики по очереди бросают кубик и задают вопросы, которые начинаются с этих слов). Другой приём – задать вопросы персонажу, роль которого выполняет один из учеников. Персонажем может быть не только литературный герой, но и правило, часть речи и даже отдельное слово.

3. Установить регламент (5-6 минут от начала урока) для вопросов и ответов.

4. В конце недели подвести итоги и выявить самые удачные отчёты. Провести рефлексию по поводу применения данного приёма.

5. Необходимо, чтобы такая работа была не единичной, а системной. Тогда она принесёт свои плоды.



Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.