Приёмы работы с притчей на уроках русского языка и литературы
Притча как текст малого объема позволяет решить множество задач: рассмотреть языковые явления, проиллюстрировать эстетическую функцию языка, нести нравственно-эстетическое воспитание. Притча может стать фрагментом урока со своим особенными информационным, лингвистическим и эстетическим содержанием.
Притчи - это замечательные произведения, интерес к которым в наше время становится все больше. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Они представляют разительный контраст с целесообразностью и рационализмом современного общества, где разум и интеллект ценятся больше, чем образное мышление, где преуспевание и карьера находят явное предпочтение, а межличностные отношения отступают на задний план. Дать больше простора фантазии и интуиции для обогащения собственного опыта, лучше узнать самих себя - в этом я вижу роль, которую могут сыграть притчи.
Диапазон приемов, связанных с использованием притчи, достаточно широк:
обсуждение основной идеи и смысла притчи;
формулировка вопросов или ответов;
словарная работа (объяснение непонятных слов);
придумывание названий притчам;
притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);
выделение ключевых слов (с последующим комментированием);
драматизация (театрализация) притчи;
рассматривание притч с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии);
работа с пропущенными словами (на уроке русского языка можно пропустить слова одной части речи, о которой пойдёт разговор);
определение ценностей, которые отражает притча;
сравнение нескольких притч;
творческие задания ( иллюстрация, комикс, коллаж);
исследование (найти похожие по смыслу притчи в культурах разных народов).
Приём «Одно целое» интересен тем, что позволяет во время выполнения задания передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения. Суть приёма в том, что учитель подготавливает 2 вида карточек. На карточках №1 – вопросы к притче, на карточках №2 – ответы. Ученики, получив карточки, передвигаются по классу в поисках пары. Нужно к вопросу найти ответ. Другой вариант: можно разделить саму притчу на 2 части.
Приём «Собери пазлы». Учитель читает текст притчи, дети слушают, затем анализируют. А дальше мы достаём разрезанную на пазлы картину с философским содержанием, которая соответствует данной притче. Здесь мы используем разные виды искусства.
Приём актуализации субъективного опыта при анализе текста притчи «Ромб ассоциаций». Посередине листа (доски) чертится ромб. Сверху записывается тема притчи, слева – ключевые фразы, слова, словосочетания из текста; справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Внизу – вывод в форме афоризма, морали.
На этапе рефлексии можно использовать приём «Шаг за шагом». Ученик идёт к доске, на каждый шаг пробует ответить на вопрос: «Чему научила притча, о чём заставила задуматься?»
Несмотря на разнообразие приёмов, в основе остается работа с притчей как с творческим упражнением по развитию языкового чутья учащихся. Это поможет нам формировать «умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни.
Для вводных уроков о значении языка в жизни человека можно использовать эту притчу:
Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, его хромоногий раб Эзоп приготовил блюдо из языков. Он объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, что на свете может быть? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. Благодаря языку люди могут объясниться друг с другом, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Следовательно, нужно думать, что нет ничего лучше языка».
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Как же все удивились, когда на столе опять увидели языки! Эзоп объяснил это так: ……………………………………………………….
Актуализация на уроке.
- На этапе актуализации предлагаю ребятам словарную работу со словом язык, определяем многозначность слова.
-Далее читаем 1 часть текста (2 часть скрыта)
-Прошу записать предложение, в котором раскрывается роль языка, при этом ведем орфографическую работу.
-Читаем 2 часть, прошу ребят закончить мысль Эзопа в 2-3 предложениях (обращаем внимание на знаки препинания при прямой речи).
- Заслушав несколько получившихся вариантов, предлагаю для сравнения авторский вариант:
«Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами; он может вызвать войну; он приказывает разрушить города и даже целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Ребята тренируют память, учатся сжимать текст. Притча сама по себе лаконична, и исключить из нее можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. Отработка приемов сжатия текста:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Задание:
-Сжато перескажите данную притчу (1-2 предложения), включив собственный вывод о ее значении.
Вариант ответа:
Человек попросил Бога слепить ему счастье из глины. Но Бог отдал человеку глину в руки, тем самым показал, что человек только сам может сделать себя счастливым.
«Попробуем написать притчу сами?» - спрашиваю учеников. Не все решаются на эксперимент, так как это новый жанр для творческой работы, но желающие находятся. Знакомлю с особенностями жанра.
Данный литературный жанр имеет свои отличительные особенности:
Есть понятный всем сюжет (беседа, труд, обед, путешествие, случай и др.)
Есть рассказ-повествование со скрытой, глубокой, серьёзной моралью
Объём произведения небольшой (наиболее популярны короткие притчи)
Заложен двойной смысл: 1) явная тема: бумажный кораблик в море, 2) скрытая тема: под корабликом подразумевается человек в жизни
Нет разъяснения заложенного в притчу смысла, но подтолкнуть к нему надо
Герои не имеют имён, описания внешности и одежды нет (если это не нужно для раскрытия темы). Обычно это: Учитель, скупой, сосед, отец, путник, купец и др.
Описание местности тоже не прописывают ярко, нет пейзажей и интерьеров.
Подсказываю, что жизнь подкидывает нам готовые сюжеты. Нужно просто наблюдать, запоминать образы, героев, их диалоги, записывать сценки в общественном транспорте, в семье, в парке. Жизненные сюжеты – самые лучшие мудрые притчи!
Семья из 5 человек жила в однокомнатной квартире. Были ссоры, крики, пока к ним не приехал дальний родственник со странными привычками – вытащит курицу из кастрюли и съест один, потому что он… не любит суп. Наденет чужую обувь, потому что своя… промокла. Когда он уехал, семья поняла, как они любят друг друга и заботятся, только раньше этого никто не замечал.
Ещё вариант: мудрые притчи можно писать, начав с конца. Например, Вы хотите выразить такую идею – все дети в семье имеют одинаковое право на родительскую любовь. Подумайте: какая ситуация позволит смоделировать притчу и подвести читателя к данному выводу?
Можно попробовать перекроить готовую притчу. Это – не кража, а новая интерпретация для иных условий. Например, есть версия о том, как золото разрушило дружбу. В наше время гаджеты затмевают саму жизнь. Чем не сюжет притчи для современных детей?
Надо признать, что произведения в жанре притчи вызывают у учеников большой интерес. С их помощью в сознании закрепляются нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Причем, благодаря занимательности историй, это происходит в ненавязчивой форме. А как мы знаем, увлекательность изложения имеет большое значение для занятий с юношеством.
5
Спицына Любовь Ивановна
Паненкова Ирина Михайловна