Приём вычисления для случаев вида 35 – 7 (Математика, 2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Класс: | 2 |
Учебный предмет: | Математика |
Автор урока: | Морозова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Тогурская СОШ», высшая квалификационная категория. . |
Раздел: | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. |
Тема: | Приём вычисления для случаев вида 35 – 7. |
Тип урока: | «Открытие» новых знаний» |
Деятельностная цель: | формирование у учащихся умений реализации новых способов действий. |
Содержательная цель: | открытие учащимися приёма вычисления вида 35-7, развитие творческой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативных способностей, воспитание интереса к математике. |
Задачи: | Обучающая: формировать умение вычитать однозначное число из двузначного, заменяя его суммой удобных слагаемых, совершенствовать умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки. Развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки. Воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике. Здоровьесберегающая: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития. |
Планируемые результаты: | Предметные: применять правила вычислений и пользоваться инструкциями; уметь устно вычитать числа, учитывая их разрядность; выделять особенности задачи, решать их. Личностные результаты: умение применять правила поведения при сотрудничестве; проявлять инициативу, формировать самостоятельность, личную ответственность; находить мотивацию к учебной деятельности; формировать самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: уметь принимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь контролировать свои действия и действия другого; уметь оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей урока; владеть способом самооценки. Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству и принятию правил общения, оказанию взаимопомощи во взаимодействии; уметь высказывать своё мнение, выражать свои мысли; уметь понимать основания действий другого; уметь контролировать действия друг друга; уважать в сотрудничестве и общении, как партнёра, так и самого себя. Познавательные: уметь формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами; уметь анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам; уметь создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности. |
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: | технология проблемного обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология оценивания учебных успехов, ИКТ-технологии |
Планируемый результат: | Учащиеся должны знать: правило вычитания однозначного числа из двузначного, состав однозначных чисел Учащиеся должны уметь: вычитать единицы из единиц, десятки из десятков вычитать однозначное число из двузначного с переходом через десяток формулировать тему и учебные задачи урока делать выводы, отвечать полным ответом, работать с учебником. |
Межпредметные связи: | Информатика и ИКТ. |
Ресурсы: основные, дополнительные | М.И. Моро Математика Учебник 2 класс, М.: Просвещение, 2015. Ч.1. стр.67; Презентация. Презентация в приложении «Пликерс». |
Используемые формы организации познавательной деятельности: | Самостоятельная работа Фронтальная работа Работа в парах Индивидуальная Групповая |
Оборудование урока: | Презентация учителя Notebook Оценочные листы. Раздаточный материал. «Пликеры» - распечатанные карточки с QR-кодами. Ноутбук, интерактивная доска. Сотовый телефон учителя с программой «Пликерс» |
Продолжительность урока: | 40 минут |
План урока:
Мотивирование к учебной деятельности (2 мин.)
Актуализация знаний и умений и фиксация затруднения в пробном учебном действии (5 мин.)
Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (1мин.)
Этап усвоения новых знаний и способов действия (15 мин.)
Физкультминутка (1мин.)
Первичное закрепление изученного материала во внешней речи (10 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Ход урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I этап. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу") 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") 3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу") Каллиграфическая минутка Правильное написание цифры; название цифр, необходимых для записи чисел | Применяем приём « Театрализация» Дети показывают фрагмент из мультфильма « Фиксики». Эмоциональный настрой на работу. - Дети, встаньте парами, протяните друг другу руки и поочерёдно коснитесь пальцами рук своего партнера. -Для того чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам в успешной работе: «Знания не даются без старания» - У нас сегодня гости, не забудьте и им подарить свою улыбку - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату 29 ноября, классную работу. - Что вы можете сказать о числе 29? - Посмотрите на экран и обратите внимание, как правильно писать цифру 3. (Дети смотрят на экран) - Вспомните правила посадки при письме, напишите цифру. – А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните у него простым карандашом самую красивую цифру. | Дети смотрят инсценировку. Выполняют действия, предложенные учителем и произносят слова: Желаю ( большими пальцами) Успеха ( указательными пальцами) Большого ( средними пальцами) Во всём ( безымянными пальцами) И везде ( мизинцами) Привет( соприкасаются всей ладонью руки) Удачи тебе всегда( пальцы переплетаются в замок)! Хором читают девиз урока, проверяют готовность к уроку.
Записывают дату и классную работу. Анализируют число 29. (Это число двузначное, нечётное, состоит из двух десятков и девяти единиц). Следят за посадкой. Выполняют действия, предложенные учителем Самооценка работы учеником. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные: желание учиться. Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
II этап. Актуализация знаний и умений и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений. | - Нам предстоит сейчас с вами окунуться в море Устного счёта. На улице конец ноября. Вода в море уже прохладная и чтобы переплыть его быстрее надо думать, рассуждать, быстро отвечать на вопросы. 1. Устный счёт – Ребята, назовите число, которое следует за числом 6(7) – Предшествует числу 4 ( 3) -На 1 больше 8 (9) -Находится между числами 5 и 7 ((6) -2 увеличить на 3 ( 5) – 10 уменьшить на 2 (8) - Ребята, хотели бы вы узнать, чем мы будем заниматься на уроке? 2.- Сейчас мы проведём мини-тест. ( подготовка учащихся к усвоению новых знаний) и сможем прочитать секретное слово. - Какое слово у вас получилось? - Вспомните, как называются числа при вычитании. - Как вы думаете, мы изучили все способы вычитания двузначных и однозначных чисел. 3.Приём «Театрализация». Фиксики предлагают решить выражения и объяснить их решение. -Рассмотрите выражения. - Сравните числовые выражения. Чем они похожи? 36-3 36-20 35-7 50-6 70-58 - Чем отличаются? - Найдите значение этих выражений. | Внимательно слушают учителя. Готовятся перейти к новому этапу работы
Дети ответы записывают в тетрадь. Самооценка работы.
Дети работают в парах, получившееся слово записывают на карточке. Самооценка работы. - Вычитание. Дети называют название компонентов при вычитании. Дети предлагают изученные варианты. Дети работают у доски с объяснением. Самооценка работы. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами; уметь анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам Коммуникативные: уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: иметь мотивацию у учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, логическое мышление. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, выражать свои мысли; уметь понимать основания действий другого |
III этап. Выявления места и причины затруднения. Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания. IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Решение какого выражения вызвало у вас затруднение? - Что вы можете сказать об этом выражении? -Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
-Тема нашего урока «Приём вычисления для случаев вида 35–7»
-Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Приём « Театрализация» ( Появляется Симка с карточкой, на которой записано выражение 35-7 и просит детей помочь решить его 1. Постановка проблемы: Основываясь на знания, которые у вас имеются, объясним, как найти значение данного выражения: 35 - 7? 2. Решение учебной проблемы. - Может быть, кто-нибудь решит это числовое выражение сам?
- Но математика наука точная. Надо знать приём вычитания. - Мы с вами вспоминали состав чисел. Предложите, на какие удобные слагаемые можно заменить число 7? - Почему? - Что выполняем дальше? 3.Построение алгоритма решения примеров вида 35-7 - Ребята, давайте решим данное выражение по алгоритму. 1.Вычту из числа …число…, чтобы получилось круглое число. 2.Вычту из …оставшееся число. 3. Заменю число… суммой удобных слагаемых. 4.Читаю ответ. - Пользуясь алгоритмом, поможем Симке решить выражение. | 35-7 (Это разность. Уменьшаемое двузначное число, состоящее из 3 десятков и 5 единиц. А вычитаемое – однозначное число) (Познакомимся с новым приёмом вычитания вида 35-7) Смотрят на экране тему урока Определяют цель урока (Научиться решать выражения нового вида: 35 – 7). Дети предлагают свои варианты решения. Пытаются объяснить, как найти значение выражения. (Я из 35 возьму 15. Из 15 я умею вычитать 7. Это будет 8. К 20 прибавить 8 равно 28)
(А может вычесть число 7 из 35 по частям?) Заменю число 7 суммой удобных слагаемых 5 и 2. Удобно вычесть из 35, 5 единиц, у нас останется круглое число 30. Дети не согласны с данным алгоритмом и составляют правильный. Заменю число… суммой удобных слагаемых. Вычту из числа …число…, чтобы получилось круглое число. Вычту из …оставшееся число. Читаю ответ. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу и цель урока. Регулятивные: учатся работать по предложенному плану. Познавательные: добывать новые знания: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников. |
V этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы. | 1. Просмотр алгоритма решения примеров вида 53 – 8 25-9 42-6 52-8 - Находим значение числовых выражений по алгоритму. Давайте хором повторим его. 1. Заменю число … суммой удобных слагаемых 2. Вычту …, чтобы получилось круглое число. 3. Вычту оставшееся число. 4. Запишу ответ – … 2. Использование приёма « Пликерс» Учитель включает презентацию-опрос и демонстрирует её на интерактивной доске классу. Детям заранее были розданы листы с кодом -«пликеры», с помощью которых они показывают ответы в выражениях. Учитель просит взять пликеры в руки. А ответы сканирует при помощи телефона, которым он переключает задания. По окончанию проверки на экране учитель включает итоговую таблицу с результатами. | Проговаривают алгоритм действий при решении данных числовых выражений. Повторяют алгоритм. Проговаривают план действий при решении данного выражения. 1. Заменю число 8 суммой удобных слагаемых 2. Вычту из числа 53 число 3, чтобы получилось круглое число. 3. Вычту из 50 оставшееся число 5. 4. Запишу ответ – 45
Дети берут в руки «пликеры». Слушают учителя и показывают по мере выполнения ответы.
| Регулятивные: учатся работать по предложенному плану. Познавательные: добывать новые знания: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников.
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме. Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности. Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения задания. |
V этап. Физкультминутка Цель: снятие умственного и физического перенапряжения. | Давай пять раз похлопаем Раз, два, три, четыре, пять. Давай пять раз потопаем Раз, два, три, четыре, пять. Давай пять раз присядем Раз, два, три, четыре, пять. И тихо, тихо сядем. | Повторяют движения. | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
VI этап. Первичное закрепление изученного материала во внешней речи. Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков. | Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. Задание №2 (верхняя строка) - В задании №2 найдите выражения, записанные в верхней строке. Решите в парах самостоятельно. - Посмотрим на экран. - Давайте сверим свои результаты. | Устно проговаривают решения числовых выражений, опираясь на алгоритм. Сверяют свои результаты с результатами на экране | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике. Личностные: формируют умение работать в паре в процессе проверки работы. Коммуникативные: контролируют действия друг друга; уважают в сотрудничестве и общении, как партнёра, так и самого себя Личностные: оценивание результатов выполнения работы в паре. |
VII этап. Включение в систему знаний и повторение. | 1. Решение задач. - Следующая улица – улица Задач. - Найдите в учебнике задание №3. Прочитайте задачу. (Учащиеся читают задачу 3 (с. 57 учебника, часть 1)). - Давайте повторим условие задачи и запишем краткую запись. – Сколько тракторов было в хозяйстве? – Сколько купили новых тракторов? – Сколько тракторов передали школе? - Прочитайте ещё раз вопрос задачи.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Каким действием узнаем? – Какое действие необходимо выполнить дальше, чтобы ответить на вопрос задачи? - Решите задачу самостоятельно. - Дайте полный ответ на вопрос задачи. | Работа с картой.
Самостоятельно читают задачу. Отвечают на вопросы учителя, совместно составляют краткую запись. Было – 8 т. Купили – 2 т. Передали – 1 т. Стало – ? Мы не знаем сколько стало тракторов, после того как купили Сложением Вычитание Записывают решение в тетрадях самостоятельно. Дают полный ответ. Ответ: 9 тракторов стало в хозяйстве. | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в карте и учебнике. Познавательные: анализируют условие задачи. Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. |
VIII этап Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности. | - Вот и подошли мы свами к последней улице – улице Вопросов. Пора подводить итоги. - Какой новый приём вычитания мы узнали? (35-7) - К нам на урок сегодня пришёл геометрический мальчик - Математик. Он принёс задания. Ему интересно узнать, сможете ли вы в будущем решать такие выражения? Покажите, что вам понятен этот материал. - Легко ли было выполнить это задание? - Мальчик математик доволен вами. - Все ли было для вас понятным? - Кому нужна помощь? -О чём вы расскажете дома? - Оцените свою работу на уроке. -У вас на столе лежат смайлики. Выберите соответствующий смайлик и покажите его. - Мне понятно и я могу объяснить другому! - Я не всё понял!!! - Мне было трудно! (Оцениваю работу учащихся на уроке) - Сегодня на уроке мне хочется отметить всех учащихся.
- Спасибо, дети, за активную работу. Встаньте, поблагодарите кивком головы гостей. Урок окончен. | Ответы учащихся. Приём вычитания вида: 35 – 7. Самостоятельная работа по карточкам Свободные высказывания учащихся.
Показывают свое настроение. | Личностные: формулируют собственную позицию и мнение Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. Личностные действия. Оценивание результатов выполнения работы на уроке. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: формировать самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Использованные источники и литература:
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.: ил. - (Школа России).
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.: ил. - (Школа России).
В. Н. Рудницкая. Тесты по математике к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, « Проверочные работы по математике»С.И.Волкова, С.В.
Сайт «Пликерс.ком» https://get.plickers.com/