Приёмы активизации умственных способностей дошкольников.
Сообщение из опыта работы Кравченко Г. П.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.
Главная задача дошкольного образовательного учреждения - умственное воспитание подрастающего поколения.
В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности.
Чем лучше развиты у дошкольника восприятие, память, мышление, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность школьного учения, успешность дальнейшей жизненной перспективы.
Приёмами активизации умственных способностей дошкольников являются: дидактические игры, речевые логические задачи, рассматривание картин и слушание музыкальных произведений о природе, беседы по произведениям краеведческой литературы.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары «Что перепутал художник?», «Ассоциации», «Подбери цифру», «Подбери пару». Дополнение картинки «Сложи узор», «Дорисуй », «Дострой». Поиск противоположностей «Наоборот», «Противоположности» (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. «Найди нужный фрагмент», «Парные коврики» Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди отличия», «На что похоже?» «Что лишнее? Почему?», «Домино»
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний»,
«Найди предмет, отличающий от других», «Кто летает?».
Обобщение. Цель – учить, мысленно, объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом», «Я знаю пять…», «Ботаническое лото», «Кому, что нужно».
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Что сначала, что потом», «Чего не хватает на рисунках», «Цепочка слов».
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. Дидактические игры: «Назови три предмета», «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды», «Что, где растёт», «Кто, где живёт»
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях «Чёрное - белое», «Хорошо - плохо», «Да-нет» Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Речевая логическая задача - это рассказ загадка ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности . Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения). Это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они несложны для детей. Например: Летом можно кататься на лыжах? Почему? Однако без задач этого типа нельзя приступать к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Например: Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю? Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, требует от него более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) до подробных, развернутых ответов (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.
Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной
мере достоверной, доказательной.
Рассматривание пейзажей и слушание музыки.
Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось незамеченным, пробуждать желание и развивать умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.
Рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др.), дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление.
При отборе репродукций картин великих художников нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы картины были, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, - это обеспечит доступность восприятия.
Рассматривая с детьми пейзажные картины, мы, во-первых, учим их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учим определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, учим детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.
Решению этих задач способствуют вопросы, которые должны заставить детей взглянуть «по-новому» на картину.
Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Такой прием называют введением в воображаемую ситуацию.
При рассматривании картины необходимо и поясняюще слово воспитателя. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углублять восприятие.
Правильному и глубокому восприятию картины способствуют поэтическое слово и музыка.
Рассматривать пейзажные картины лучше сразу после наблюдений или экскурсий.
Более сложными заданиями являются задания с использованием комплексных средств: рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений. Детям предлагаются следующие задания:
- сопоставление характера и настроения музыкального произведения с пейзажной картиной;
- определение характера и настроения музыкального произведения и составление воображаемой картины к нему;
- подбор воображаемого музыкального произведения к пейзажу.
Эти задания развивают у детей умение эстетически оценивать явления природы, внимательнее присматриваться к ним, находить интересное, удивительное в обычном, малозаметном и на первый взгляд непривлекательном.
Все эти творческие задания развивают способность детей замечать, определять и характеризовать явления природы, что создает хороший тон для формирования положительного отношения к ней.
В беседах о природе широко используются не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины, изображающие животных, растения, труд людей.
Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей
Каждый человек так или иначе неразрывными узлами связан с природой. Для того, чтобы дети поучились разумной любви ко всему живому, и пишутся детские книги о природе. Природа разнообразна, и книги о ней тоже разные: сказки, рассказы, стихи, загадки.
Уметь придумать, поставить вопрос – это может быть самое трудное в обучении ребенка.
Спросить так, чтобы малышу стало интересно, чтобы ему захотелось услышать ответ. Мастером таких удивительных вопросов и ответов был писатель В. Бианки. Даже в названиях его сказок звучит заманчивый вопрос: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?». Книги эти полны не только сведениями о природе, но и естественной для сказки добротой и поучительностью.
Есть такие книги, с которыми можно идти прямо в лес или поле и читать там. Например, книжка Н. Сладкова «От зари до зари», Ю. Дмитриева «Лесные малыши».
Стихи о природе не могут не подействовать на чувства ребенка, на его эмоции. Поэтому нужно чаще к ним обращаться, особенно к классике – произведениям Пушкина, Жуковского, Никитина, Тютчева, Есенина, по стихам, которых можно представить и написать пейзаж.
Так от книжки к книжке будут крепнуть и множиться ниточки, связывающие маленького человека с природой. Но из этого разнообразия нужно выбрать те книги, которые не только помогают накапливать информацию, не просто дают знания, но активно развивают у детей самостоятельное мышление. Все то, что ребенок видит на улице или экране телевизора, книга объясняет не только с научной и технической, но в первую очередь с нравственной и эстетической точки зрения. Из всего разнообразия книжного мира ребенок должен вынести главное: знать – интересно, знать – необходимо. Человек добывает знания, чтобы сделать жизнь людей на земле лучше и разумнее.
Для формирования познавательных интересов ребенка, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности в группе имеется развивающие игры, альбом «Логические игры», картотека игр на развития познавательных процессов, картотека речевых задач, разнообразные предметные и сюжетные картинки и иллюстрации, художественная литература о природе.
Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится, во-первых, в том, что мы предоставляем каждому ребенку возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, оказываем ему помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая ему учебных задач.