Фрмирование метапредметных умений - основные требования ФГОС НОО
Основные требования ФГОС к фрмированию метапредметных умений
Гусейнова Марина Фахраддиновна, учитель начальных классов МАОУСОШ № 8;
Современная школа как никогда нуждается в учителях, способных не только передавать знания учащимся, но и побуждать их к самостоятельной деятельности. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего (полного) образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения, и реализация этих требований в повседневной педагогической практике [4].
Помимо предметных и личностных результатов, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Метапредметные результаты - это набор определенных умений, В целом, под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД)
Можно выделить несколько групп метапредметных умений:
Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их.
Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым ребенком.
Еще одна группа метапредметных умений связана с компьютерной грамотностью школьников и их способностью использовать данные из сети Интернет для решения различных задач. Компьютер дает процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе и наглядную графику и доступ к бездонным хранилищам информации.
Необходимо обучать школьников работе с различными источниками информации. Если проанализировать работу детей за компьютером, можно заметить, что очень многие из них используют Интернет исключительно для общения со своими сверстниками в социальных сетях; в качестве информационных ресурсов школьники чаще всего используют лишь самые простые и доступные. Поэтому важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей способам поиска информации с целью решения тех задач, которые ставятся в образовательном процессе. Чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно кардинально менять учебный процесс. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников [2].
Поскольку ожидать качественных и научно обоснованных учебников с метапредметным компонентом в ближайшие годы не приходится, учителям нужно менять свою практику «на ходу».
Пути организации учебного процесса направлены на самостоятельный (преимущественно) поиск способа решения возникающей перед учащимися задачи. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай как я».
Но если показ, объяснение и внешний (учительский) контроль учебной деятельности перестают быть приоритетными способами организации обучения, то, как педагог может ее организовать? Это далеко не праздный вопрос, поскольку ФГОС, подробно описывая результаты обучения, не дает никаких рекомендаций относительно того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным школьным дисциплинам. Именно достижение метапредметных результатов, или, иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД) призвано решить эту задачу. Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Эти ситуации мы можем предлагать с помощью дидактических игр, интерактивных методов обучения, тренажеров или конструкторов
Поскольку XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования, то одной из таких новинок является образовательные наборы Lego WeDo, который включает в себя конструктор и программное приложение к нему [2].
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети развивают образное мышление, учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение [3]
Образовательная цель занятия с лего - конструктором — установление причинно-следственных связей и анализ результатов.
Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Обучение с LEGO всегда состоит из 4 этапов:
1.установление взаимосвязей,
2.конструирование,
3.рефлексия
4.развитие.
На каждом этапе учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Lego WeDo предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей. и позволяет формировать метапредметные умения,
Таким образом результатом метапредметного обучения, станет формирование базовых качеств образованности ученика. У детей появляется реальная возможность: уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновации (быть творческими), уметь брать на себя ответственность за свое образование (самоопределяться), уметь выбирать использовать различные конструктивные способы решения проблем, быть уверенными в своих возможностях и иметь высокую самооценку, быть толерантными.
Список литературы:
ПервоРобот LEGO WE DO Книга для учителя / Электронный ресурс/ Режим доступа: https://education.lego.com/v3/assets/blt293eea581807678a/ blt2c3c0c4a 18d4c07a/5f8804d1f6a0a50f825b031e/wedo-user-guide-rus.pdf
С. В. Галян « Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации / Электронный ресурс/ Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0
Сайт «Инфоурок». Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей с помощью лего-конструирования» / Электронный ресурс/ Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-razvitie-poznavatelnyh-sposobnostej-s-pomoshyu-lego-konstruirovaniya-5183562.html
Сайт «Федеральные государственные стандарты» / Электронный ресурс/ Режим доступа: https://fgos.ru/