Методические рекомендации на тему «Приёмы рефлексии на уроках музыки в 5-7 классах»

0
0
Материал опубликован 15 October 2018

Приёмы рефлексии на уроках

музыки в 5-7 классах

(Методические рекомендации)


 

                                                                                                                                     Автор:

В.В. Рябцева,

учитель музыки

МБОУ «Гимназия № 9»

г. Усолье-Сибирское

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Последняя задача представляется наиболее сложной, т.к. оценивание результатов обучения должно соответствовать требованиям ФГОС.

Переход образовательной системы на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, обозначил важность разработки системы диагностики и контроля достижения планируемых результатов на уроке музыки.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим, одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ 1,с.677 . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы.

Оценочные действия служат вехами на пути творческих исканий, так как они должны проводиться не только по завершении работы, но и многократно по ходу, отделяя различные этапы и стадии творческого процесса. Поэтому способность к оценке чрезвычайно важна и необходима при выполнении любого творческого задания. Оценивание результатов основного общего образования по музыке каждого ученика носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года.

Классификация рефлексии:

По функции – личностная, интеллектуальная;

По цели - эмоционального состояния, деятельности, содержания;

По форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;

По содержанию – устная, письменная;

По типу урока – после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая;

По способам проведения – анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Оценивание любой деятельности, ее этапов и окончательных результатов, является ключевым фактором эффективности.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рекомендации учителю:

Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.

Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников

Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Методические рекомендации

 

Карта самооценки вокально-хоровой работы

обучающегося______ класса_______________________________

п/п

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Знаю текст песни

     

2

Правильно исполняю мелодию

     

3

Умею петь в ансамбле

     

4

Могу исполнить песню самостоятельно

     

5

Исполняю песню выразительно

     

Поставьте знак «+» в нужной колонке

Карта самооценки музыкальной викторины

обучающегося______ класса_____________________________

п/п

Критерии оценки

Да

Нет

1

Правильно определил фамилия, имя композитора

   

2

Определил название произведения

   

3

Определил эпоху

   

4

Определил жанр произведения

   

5

Точно определил образное содержание произведения

   

Поставьте знак «+» в нужной колонке

Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Да

Нет

Затрудняюсь

1

Внимательно слушал произведение

     

2

Смог точно определить средства музыкальной выразительности

     

3

Правильно определил форму произведения

     

4

Точно определил характер музыкального произведения

     

5

Определил музыкальный образ произведения

     

Поставьте знак «+» в нужной колонке

Карта самооценки по видам деятельности на уроке

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Слушание, анализ произведения

     

2

Вокально-хоровая работа на уроке

     

3

Игра на музыкальных инструментах

     

4

Участие в музыкальной игре

     

5

Пластическое интонирование

     

6

Выполнение творческого задания

     

7

Познавательная активность на уроке

     

Поставьте знак «+» в нужной колонке

«Лист самоконтроля»

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

1

   

2

   

3

   

4

   
 

Итоговая оценка

 

«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с творческой работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«Телеграмма»

Выразить своё отношение в телеграмме по поводу прослушанного произведения.

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

«Я» 0_______________________________10

«Мы» 0_______________________________10

«Дело» 0_______________________________10

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное)

2 строка – описание предмета (два прилагательных)

3 строка – описание действия (три глагола)

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+», «-», «?» или индивидуально письменно.

«+»

«–»

«?»

 

 

 

В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу «–» обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу «интересно» (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

«Карта настроения»

1.В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.


 

2. Проходя мимо доски, на нотном стане приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением вы пришли на урок. По окончанию урока приклеить нотку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.

Соответствие цветов настроению:

красный

восторженное;

оранжевый

радостное, теплое;

желтый

светлое, приятное;

зеленый

Спокойное;

синий

неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый

тревожное, напряженное;

черный

упадок, уныние.

3. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

«Музыкальный тест»

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ре» до «ре» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных станах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«График»

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

- изменения их интереса;

- уровня познания,

- личной активности.

«Книга отзывов»

Посетители записывают в эту книгу свои отзывы от увиденного, выражают в ней свои мысли и эмоции. Представьте, что у каждого из вас эта книга в руках, чтобы вы написали там по окончании нашей музыкальной экскурсии?

Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________________

2).Больше всего мне понравилось__________________________________

3).Самым интересным сегодня на уроке было________________________

4).Самым сложным для меня сегодня было__________________________

5).Сегодня на уроке я почувствовал________________________________

6).Сегодня я понял_______________________________________________

7).Сегодня я научился_____________________________________________

8).Сегодня я задумался_________ ___________________________________

9).Сегодняшний урок показал мне___________________________________

10). На будущее мне надо иметь в виду_______________________________

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

Короткая беседа в конце урока:

Чем мы сегодня занимались?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удается?

Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.

Что мы делали для достижения поставленных целей?

Довольны ли мы результатом?

Можно ли это было сделать иначе?

Какой вариант лучше?

Где нам пригодится это умение?

«Оценочный лист»

Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Методика «Составление тестов»

Методика «Составление тестов» – универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной школе, так и в работе со старшими учащимися. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Литература

1. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогический университет «Первое сентября». М., 2013. C. 43-49.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.