Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
«Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».
В последние годы произошли большие изменения в обществе, связанные с мощными информационными потоками. Новейшие мобильные устройства сделали информацию доступной в любое время и в любом месте. Ограниченные возможности человека не могут воспринимать и перерабатывать такое количество информации. С увеличением количества текстовой информации предъявляются новые требования к ее отбору, анализу, систематизации и переработке. В связи с этим перед учителями встает необходимость разработки новых подходов к обучению. Необходимо подготовить обучающихся к быстрому восприятию, обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.
В свете модернизации общего образования проблемы обучения чтению становятся наиболее актуальными. ФГОС ориентирует педагогов на формирование основ умения учиться посредством универсальных учебных действий, в число которых включены и навыки смыслового чтения. Смысловое чтение- это способность человека к осмыслению письменных текстов, умение вести диалог с автором, устанавливать связи между информацией, умение интерпретировать текст, находить проблему, авторское отношение к изображаемому, использовать содержание для достижения собственных целей.
Раньше недооценивала этот вид деятельности, полагая, что каждый ученик, обладающий навыком чтения, одновременно и осмысливает прочитанный текст, адекватно авторскому замыслу понимает содержание, выявляет связи, которые существуют в тексте, без труда переводит на свой язык символов и понятий. Но при подготовке к ЕГЭ по русскому языку столкнулась с трудностями в выполнении 1, 20 заданий, в которых требуется найти нужную информацию из текста. С этими заданиями в начале года справляется лишь 30% обучающихся. Почему эти задания вызывают затруднения у ребят? Почему выпускники школы не могут определить главную мысль текста, состоящего из 3 предложений, причем им нужно найти правильный вариант из 5 предложенных ответов?
Причин несколько:
- в первом задании встречаются тексты научного стиля, которые изобилуют научной терминологией, предложения представляют собой сложные синтаксические конструкции, а ребята на уроках русского языка чаще всего работают с текстами художественного и публицистического стиля,
-в формулировках ответов присутствуют одинаковые слова, похожие фразы, и учащиеся не замечают недостоверную, неполную информацию,
-при выполнении задания учащиеся используют просмотровое чтение, не вникают в смысл высказывания,
- ребята не владеют навыками и приемами смыслового чтения.
Если ученики не умеют осмысленно читать текст небольшого объема, то получается, что значительная часть изучаемого учебного материала остается за пределами понимания школьника и не усваивается ими. Эти наблюдения заставили меня искать новые приемы и методы, направленные на более глубокое осмысление текста. Пришла к выводу, что нельзя добиться от учащихся понимания текста без обучения приемам переработки информации.
Какие методы и приемы использую на своих уроках?
В работе с текстом различают 3 этапа:
1.До чтения текста.
2.Во время чтения текста.
3.После чтения текста.
Целью предтекстовой работы является постановка целей и задач чтения, знакомство с ключевыми понятиями, терминами, прогнозирование содержания, тематической направленности. Такая работа подготавливает ребят к восприятию текста, активизирует мыслительную деятельность, показывает область неизвестного. С помощью прогнозирования читатель мыслью забегает вперед ,превращается в своеобразного соавтора. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, позволяет с повышенным интересом следовать за ходом мысли автора. Чем интереснее организован этап до чтения текста, чем разнообразнее приемы, тем легче учащемуся читать текст и достигать требуемых результатов.
С позиции пробуждения интереса к чтению, на мой взгляд, самыми продуктивными являются такие приемы:
1.Мозговой штурм.
Перед изучением биографии Ф.И.Тютчева предлагаю поработать с отрывками из произведений поэта. Ребята получают задание составить психологический портрет писателя. Что можно сказать о человеке, который написал такие строки?
«Мысль изреченная есть ложь».
«О, как убийственно мы любим».
«Умом Россию не понять».
«Люблю грозу в начале мая»
«Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик».
Дети предлагают такие варианты: философ, мыслитель, патриот, неординарная личность, человек больших страстей. После проведенной работы предлагаю текст с биографией поэта, обучающимся нужно прочитать и найти подтверждение своим гипотезам.
2.Верное- неверное утверждение.
Дома они читают биографию А.А.Фета. При помощи приема «Верные- неверные утверждения» проверяю готовность к уроку, выявляю пробелы в знаниях.
1)Фет родился в Орловской губернии.
2)Его учителем был переводчик Раич.
3)Его мама Шарлотта Беккер была немецкого происхождения.
4)Первый лирический сборник назывался «Лирический пантеон».
5)В 12 лет перевел произведения Горация.
6) Был женат на Боткиной.
7)Всю жизнь мечтал себе вернуть дворянский титул.
8)Служил в дипломатической миссии в Германии.
9)Был знаком с Гоголем, который дал высокую оценку его произведениям.
10)Его творчество относится к «чистому искусству».
Выясняем, к какому писателю относятся неверные утверждения. Одновременно повторяем сведения о жизни Тютчева. После этого задания ребята получают тексты с пропущенными словами- именами собственными, им нужно восстановить текст. По окончании работы задания проверяются в классе. Такая работа позволяет лучше запоминать факты из биографии писателей.
3. Ключевые слова.
В7классе при изучении биографии М.Горького даю ключевые слова - Нижний Новгород, красильная мастерская, Алексей Пешков, ночлежки, босяки.
Должны составить рассказ о писателе, используя эти ключевые слова, или дать пояснение, какое отношение имеют эти понятия к писателю.
4.Загадки.
Перед чтением басни «Волк на псарне» показываю два портрета- Крылова и Наполеона. Прошу ребят пояснить, какое отношение к Крылову имеет Наполеон.
Учащиеся делятся своими догадками: это современники, известные личности, Крылов-участник Отечественной войны 1812года, люди, которые занимались самовоспитанием, о Наполеоне Крылов написал произведение. После обмена мнениями с удвоенным интересом читают басню, чтобы проверить свои догадки.
Изучение творчества А .Н.Островского.
1 загадка. Просмотр фрагмента фильма «Жестокий романс».
-Почему сегодняшний урок начинаем с просмотра этого фильма?
2 загадка. Какое отношение к творчеству Островского имеют эти пословицы и поговорки?
Без вины виноватые.
Свои люди сочтемся.
Не в свои сани не садись.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Бедность не порок.
3 загадка. Какое отношение имеет к Островскому Колумб? (Ответ на вопрос найдете, просмотрев фильм «Колумб Замоскворечья».)
5.Распределите факты из биографии писателей. Этот прием можно использовать и на первом уроке изучения биографии писателя и на обобщающих уроках. Когда уже пройдено несколько уроков по творчеству разных писателей, нужно упорядочить большое количество дат, фактов из жизни писателей, применение этого приема становится эффективным.
6.Найдите соответствия.
Каждый урок литературы начинаю с такой литературной разминки, небольших заданий, не требующих для выполнения больших затрат времени, но позволяющих запомнить информацию или проверить знание учеников.
а) найдите соответствие между фамилией и именем, отчеством писателя;
б)Найдите соответствие между писателями и годами их жизни;
в)найдите соответствие между писателем и названием произведения;
г)писатель и ключевые слова его творчества;
д)писатель и родовое имение.
Второй этап работы с текстом предполагает размышление о том, как читают ученики, насколько понимают прочитанное. Поэтому наиболее эффективными приемами будут те, которые связаны с ведением записей во время чтения, разные варианты работы со словом, с догадкой на основе контекста.
1.Работа со словом.
Этот прием подразумевает осмысление содержания произведения через объяснение значения слова, рассмотрение этимологии, ассоциаций, которые вызывает слово.
Чтение отрывка стихотворения Пастернака:
-Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
-Что значит слово «некрасиво»? (плохо, нехорошо, можно делать, но не нужно, допускается такое поведение, но порицается обществом.)
-Что еще в жизни можно, но не нужно делать?
-Как понимаете выражение «подымает ввысь»? (Дарит счастье, приносит удовлетворение, обретаешь смысл жизни, чувствуешь свою значимость).
-Почему автор вместо литературного «поднимает» выбрал слово «подымает»?
( Автор выбрал разговорную лексику, для того чтобы выразить отношение к поднятой проблеме. Поднимает- это слово обозначает устремленность ввысь, создается ощущение полета, подымает- возникает ощущение чего-то тяжелого, что нужно поднимать с большим трудом.)
-А что для автора является смыслом жизни? Ответы найдем во второй строфе:
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
- Как понимаете слово « самоотдача»? ( Преданность своему делу, удовлетворенность результатами своей деятельности).
-Почему слово «некрасиво» заменяет синонимом «позорно»? (Разговор с читателем начинает в мягкой форме: вначале высказывается пожелание, а потом отношение к людям, любой ценой добивающимся успеха, становится категоричным, презрительным).
3.Работа с ключевыми словами.
При написании сочинения рассуждения некоторым ребятам сложно определить проблему текста, выявить авторскую позицию. Поэтому при работе с текстом выписываем ключевые слова, составляем логические цепочки, даем пояснения.
-Чтение текста.
1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю: (2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь». (4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (б) Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:
— Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.
— (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.
(10)Часы показывали два.
— (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!
(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:
— Выйдите отсюда!
(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала.
(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом». (19)К врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.
-Назовите ключевые слова, выражающие отношение к происходящему, передающие важную информацию.
-Величественная дама. Это выражение показывает иронию автора по отношению к главному врачу, автор подчеркивает ее высокомерное отношение к окружающим.
-Железным голосом - выражает равнодушие, безразличие к пациентам.
-Спокойно сказала. Этими словами автор убеждает нас в том, что душевную травму можно нанести не грубостью, не бранью, а спокойными словами.
В ходе такой работы ребята приходят к выводу, что главной проблемой текста является неосторожное, необдуманное обращение со словом.
Целью работы после чтения текста является применение материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с расширением, углублением, обсуждением прочитанного. Использую такие приемы:
1.Синквейн.
2.Кластеры.
3.Пресс- конференция с авторами произведений, с героями.
4.5 вопросов автору.
5.Эссе.
6.Телевизионная передача.
Предлагаю пример одной работы. Учащиеся написали сценарий передачи «Пусть говорят» по произведению « Безумная Евдокия».
А.Малахов:
– В июне 9б класс со своим классным руководителем отправился в поход. Вечером они обнаружили, что их одноклассница Оля пропала. Учительница незамедлительно приехала к родителям, чтобы сообщить эту страшную новость. Девочка нашлась, но ее мать, Надежда, которая с детства болела пороком сердца, не вынесла мучительных часов ожидания и сошла с ума. Оля с отцом обвиняют классную руководительницу Евдокию Савельевну. «Если бы не этот поход, устроенный безумной Евдокией, ничего не случилось бы», – считает девочка.
Попробуем разобраться в этой ситуации.
– Итак, встречаем Олю.
Оля, расскажи нам все по порядку. Я слышал о давнем конфликте с классным руководителем. Расскажи о Евдокии Савельевне.
Оля:
– Она меня не любила, потому что я ее никогда и ничем не радовала, только огорчала. Я занимаюсь в художественной школе, очень хорошо рисую, а мои успехи только раздражали ее. Она замечала только незаметных и старалась их выдвигать.
«Костя Белкин не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии твердая четверка», – хвалила она перед родителями Колю. А Люсю включили в редколлегию. «Она умеет писать заголовки. Это радостное событие для всех нас», – восторгалась Евдокия Савельевна. А обо мне вспоминала, когда я куда-то не пришла или не приняла участие в школьных мероприятиях.
А.Малахов:
– А как ты думаешь, почему у вас не сложились отношения?
Оля:
– Она очень любила проводить разные мероприятия и требовала, чтобы мы все участвовали. А я каждый раз старалась избегать. Ну, нет у меня времени на всякие пустяки. Мне надо в художественную школу, готовиться к выставке юных скульпторов, я изучаю итальянский язык, чтобы прочитать о гениях эпохи Возрождения. А она устраивает встречи со своими бывшими учениками. Зачем тратить время и силы на то, что доставляет радость только ей? Мне неинтересно слушать, как бухгалтер рассказывает про бухгалтерию, повар – про кухню.
А.Малахов:
– В нашу студию пришел и папа Оли. Ему тяжело вспоминать тот злополучный день, но он хочет рассказать нам всю правду. Расскажите, как вы узнали о пропаже своей дочери?
Папа Оли:
– Оленька не хотела идти в поход. Но одноклассники настояли, так как этому походу Евдокия Савельевна придает особое значение. Как потом я узнал, Наденька сама уговорила дочку пойти. Когда учительница сообщила нам страшную новость про пропажу дочери, сразу подумал, что они довели ее, унизили, оскорбили, и она не выдержала. А что я мог еще подумать? Ведь я знал о ее конфликте с учителем.
А.Малахов:
– Но вы же потом узнали, что дочь сама отделилась от группы, пришла домой живая и здоровая. В чем же Евдокия Савельевна виновата?
Папа Оли:
– Но это был протест против одиночества в классе! У нее не было друзей.
А.Малахов:
– Давайте пригласим одноклассников Оли, Борю и Люсю. Может, они помогут прояснить ситуацию?
А.Малахов:
– У меня к вам такой вопрос. Почему надо было всем идти в поход, почему Евдокия Савельевна придавала ему особое значение?
Люся:
– У Евдокии Савельевны есть бывший ученик – Митя Калягин. В первые дни фашистской оккупации он, больной, сумел доставить своему дяде-врачу в поселок из города лекарства и хирургические инструменты. Его дядя вылечил двух солдат. Митя учился в 6-м классе. А Евдокия Савельевна организовала состязания между двумя классами, кто сможет пройти по Митиному пути. Победителя ждал приз.
А.Малахов:
– И кто же нашел этот путь?
Люся:
– Вот Оленька и нашла. Никому не сказала и тайком пришла к дому дяди, но можно же было кого-нибудь предупредить.
А.Малахов:
– А какой приз был приготовлен?
Боря:
– Там была фотография, на которой Евдокия Савельевна с двумя этими солдатами стояла. Оказывается, она во время войны, рискуя своей жизнью, прятала их у себя.
– А теперь настало время познакомиться с классным руководителем Евдокией Савельевной. Евдокия Савельевна, вы чувствуете себя виноватой?
Евдокия Савельевна:
– Конечно! Если бы мы не приехали утром, не подняли шума, мама Оли была бы здорова. Выходит, во всем я виновата. Выходит «Безумной Евдокией» Оля меня не зря прозвала.
Люся:
– Нет, Оля виновата во всем, потому что она хотела быть во всем первой, она никого не замечала вокруг себя. Мой одноклассник Боря был в нее влюблен, об этом вся школа знала, кроме Оли. Я с ней дружила, доверила свою тайну, а она в классе при всех рассказала. Да, у Евдокии Савельевны среди учеников нет знаменитостей, но и злодеев среди них нет. Оля не любила ходить на встречи с бывшими учениками. Потому что приглашали туда не только героев, но и диспетчеров с поварами. Зачем? Евдокия Савельевна хотела объяснить нам, что если человек будет честным и порядочным, то тоже имеет право на внимание и память. Она воспитывает в нас главный талант - талант человечности.
Такая работа помогает обобщить знания по прочитанному произведению, вспомнить сюжет, выделить главные эпизоды.
Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы обучающиеся не только владели суммой знаний по предмету, но и успешно использовали их в разнообразных ситуациях, умели и хотели учиться всю жизнь.
Выполнила: Фатхутдинова А.Г.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Аргаяшская СОШ №2