План урока математики в 5 классе «Признаки делимости на 9 и на 3»

1
0
Материал опубликован 4 December 2015

Тема урока: Признаки делимости на 9 и на 3.

Класс: 5а

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Личностные:

формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные

развитие у учащихся умений:

находить необходимую информацию в тексте;

анализировать информацию;

формулировать гипотезы;

устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные:

формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9, и способах их доказательства;

развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.

Планируемые результаты:

Предметный результат:

- дать представление о развитии натурального числа,

- овладеть навыками устных и письменных вычислений.

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные универсальные учебные действия :

- осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Ресурсы урока:

Основные: УМК С.А.Козлова, А.Г. Рубин учебник "Математика" 5 класс, 1 часть; тетрадь с текстами самостоятельных работ, рабочая тетрадь.

Дополнительные: ПК, проектор, интерактивная доска, ЭОР, карточки для самостоятельной работы, записи на доске.

Основные понятия: число, признак.


 

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организация учащихся к уроку.

Презентация

Слайды №

Цель этапа:

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с признаками, связанными с делимостью чисел.

Мы отправимся в путешествие по увлекательной стране «Математике». Нашими верными спутниками в этом путешествии будут числа со своими необыкновенными свойствами. Путешествуя, мы будем постигать их тайны и находить все новые клады для себя.
А отправимся мы в путешествие на веселом математическом поезде.

А что нужно для того, чтобы оно было приятным?

Конечно же, хорошее настроение и исправный поезд.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Презентация

Слайды №

Цель этапа:

Продемонстрировать необходимость знаний для изучения нового материала.

Вот вам и первое задание: сформировать состав, на котором мы отправимся в путешествие.

Определите, делится ли:

(22-19):2 (нет)

(111 – 4) : 10 (нет)

(32 + 56):2 (да)

(35 +72): 5 (нет)

452 : 2 (да) 226

505 : 5 (да) 101

1060 : 10 (да) 106

105:2 (нет)

601 : 2 (нет)

По каким правилам вы выполнили действия?

Вычислите:

333 : 3 = (111)

81:3 = (27)

909 : 9 = (101)

135 : 9 = (15)

-Ребята, а что общего у этих примеров вы заметили? (Все примеры на деление) Вы верно заметили! Примеры на деление чисел на 9 и на 3.

И это не случайно. Значит, тема нашего урока «Признаки делимости на 9 и на 3.

Ну что ж, наш поезд готов и мы можем отправляться в путь!.

Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы, формулируют признаки на 2, 5, 10 и свойства делимости.

Если запись числа оканчивается нулем, то это число делится на 10.

Если запись числа оканчивается пятеркой или нулем, то это число делится на 5.

Если запись числа оканчивается четной цифрой, то оно делится на 2.

Если каждое слагаемое в сумме делится на число, то и вся сумма делится на это число.

Если уменьшаемое и вычитаемое делятся на число, то и вся разность делится на это число.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

5

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Ознакомление с новым материалом

Презентация

Слайды №

Цель этапа:

Создание проблемной ситуации для вывода признаков делимости на 9 и на 3.

-Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир чисел и сложных задач.

Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Первая остановка на станции «Открытий»

Скажите, делится ли число 108 на 9 (да = 12), а число 118 на 9? (нет). Теперь проверьте, делится ли число 486 на 9? (да, делится = 54).

Возникает вопрос: какие числа делятся на 9?

Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9.

Если сумма цифр числа не делится на 9, то и число не делится на 9.

Ответьте, делятся ли числа 108 и 118 на 3?

Какие же числа делятся на 3?

После предположений учащихся, они отвечают на этот вопрос, прочитав правило в учебнике на стр. 179.

Если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3.

Если сумма цифр числа не делится на 3, то и число не делится на 3.

Выполняют деление: устно, столбиком или раскладывают на слагаемые), представляют свои решения.

486 : 9 = (450 + 36) : 9 = 450 : 9 + 36 : 9 = 50 + 4 =54

Отвечают на вопрос учителя, работая в паре, основываясь на выполненное задание.

Проверяют себя по учебнику и формулируют признак на 9 (стр. 178).

108 – это 1+0+8+9, число 9 делится на 9

486 - это 4+8+6=18, число 18 делится на 9, значит и число 486 делится на 9.

118 – это 1+1+8= 10, а 10 не делится на 9, значит и число 118 не делится на 9.

После рассмотрения признака на 3, учащиеся самостоятельно формулируют вывод: если число делится на 9, то оно делится и на 3 (исходя из свойств делимости: если первое число делится на второе, а второе на третье, то первое число делится на третье).

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание, выдвижение гипотез.

Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Выполнять умозаключения.

4

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Работа с учебником.

Презентация

Слайды №

Цель этапа:

обеспечить воспроизведение, осмысление материала, перенос

знаний в новую ситуацию.

Станция «Применяй-ка»»

Учитель комментирует, направляет работу учащихся

4. Запишите четыре трехзначных числа, которые: а) делятся на 3, но не делятся на 9; б) делятся на 9.

5в. С помощью цифр 4,3,5,9 (без повторения) запишите несколько четырехзначных чисел, которые делятся на 3.

Учащиеся в тетрадях выполняют задание №4 и делают взаимопроверку. Сравнивают с оригиналом на слайде.

4. а) 111, 231, 672 и т.д.

б) 999, 333, 783 и т.д.

Один учащийся на доске, остальные в тетрадях выполняют задание 5в.

5в. 4359, 4539 и т.д.

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

5

Физпауза

Условия на слайде №

Цель этапа:

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Станция «Поиграй-ка»

Если число делится

на 2- руки вверх,

на 3- в стороны,

на 10 –опустить.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

3

Отработка признаков на 2, 5, 10.

Выполнение упражнений по алгоритму

 

Формирование культуры здорового образа жизни.

6

Включение нового знания в систему знаний

Слайд №

Станция «Жизненная»

Цель этапа:

Уметь применять сформированные УУД при решении практических задач категории В1 в ЕГЭ

Ну, вот, ребята, сейчас мы с вами решим задачу, подобную заданиям категории В1, которые решают 11-классники на ЕГЭ

Маше во время путешествия надо прочитать книгу, в которой 77 страниц. Она решила, что в день будет читать по 9 страниц. За сколько дней она прочитает книгу?

77 = 72 +5

72 : 9 = 8 (дней) и еще пять страниц на 9 день.

Или: 77 : 9 = 8 (ост.5)

Ответ: 9 дней.

4

Формирование навыков применения знаний в различных жизненных ситуациях

Прогнозирование, оценивание результата.

 

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение

     

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У каждого учащегося на парте заготовлены листочки с заданиями, которые они выполняют здесь же, подписав листочки.

Цель этапа:

Показать личностные, предметные и метапредметные результаты, достигнутые на уроке.

Следующая станция «Проверяй-ка»

Необходимый уровень.

Заполните таблицу из предложенных чисел

45, 124, 305, 800, 810, 720.

Числа, которые делятся на 2

Числа, которые делятся на 5

Числа, которые делятся на 9

     

Повышенный уровень.

Поставьте вместо «*» цифру так, чтобы полученное число делилось на 3 и на 9.

2* , 5* , 45 * , 738 *, 123*

Учащиеся самостоятельно выполняют задание выбранного уровня. Первые 5 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на слайде (если не успеваем, то сдают на проверку).

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и оценивание полученного результата,


 

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

смыслообразование


 

8

Рефлексия

На слайде

Цель этапа:

Станция «Конечная»

Ну вот и закончилось на сегодня наше путешествие по стране математики.

Что нового Вы узнали сегодня на уроке?

Как Вы оцениваете свою работу на уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


 


 

умение структурировать знания


 

планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач


 


 


 

-


 


 

3


 


 


 


 


 

9

Домашнее задание


 

Признаки делимости на какие числа нам известны?

А на какие числа Вам хотелось бы еще найти способы деления?

Вот Вам и домашнее задание: попробовать вывести признак делимости на 4, 6, 8, 11 и т.д.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

1


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации