Технологическая карта урока
Автор: Захарова Татьяна Николаевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16 г.Павлово Нижегородской области
Предмет: математика
Тема: Признаки делимости на 9 и на 3
Класс: 6
Учебно – методическое обеспечение:
1) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. Математика. Программы с приложением на CD. 5-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2016
2) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций- М.: Вентана-Граф, 2016
3) Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Математика: дидактические материалы 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2017
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: овладение признаком делимости на 9 и на 3
Задачи урока:
образовательные
- познакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3.
развивающие
- развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление;
- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям; моделировать выбор способов деятельности; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.
воспитательные
- развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы;
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету;
- воспитывать культуру общения, активность.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- презентация;
- карточки с заданиями (для «открытия» новых признаков делимости).
План проведения урока:
Этапы урока
|
Временная реализация
|
1. Организационный этап
|
1 мин.
|
2. Актуализация знаний
|
3 мин.
|
3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
5 мин.
|
4. Изучение нового материала
|
15 мин.
|
5. Закрепление изученного материала
|
17 мин.
|
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
2 мин.
|
7. Информация о домашнем задании
|
2 мин.
|
Планируемые результаты обучения: учащийся научится формулировать признаки делимости на 9 и на 3; определять по записи натурального числа, делится ли оно нацело на 9, на 3.
Основные понятия: признак делимости на 9, признак делимости на 3.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Комментарии
|
1. Организационный этап
|
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.
|
Включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд.
|
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
|
2. Актуализация знаний
|
- Как, не выполняя деление, определить, делится ли данное число на 10? на 2? на 5? В каждом случае приведите примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанное число.
- Какие из чисел 132, 915, 189, 2700, 541, 1000, 9376, 871, 1050, 109, 12345, 1312 делятся на 2, на 5, на 10?
|
Выполняют устно задания на повторение, объясняют, проговаривают признаки делимости при затруднении.
приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости.
|
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
|
|
3. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
- Какие из предложенных чисел делятся на 3, на 9?
- Проверьте правильность своих предположений на практике, работая в группах.
- Сформулируйте тему урока.
- Чему хотим научиться на уроке?
|
Учащиеся высказывают предположение, что последняя цифра числа должна делиться на 3, на 9, т.е.:
- числа 189, 2700, 9376, 1000, 1050, 109 делятся на 3;
- числа 189, 2700, 1000, 1050, 109 делятся на 9.
Учащиеся выполняют в группах задание и приходят к выводу, что для некоторых чисел их предположение верно, а для других – нет. Таким образом, приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости.
Формулируют тему урока – «Признаки делимости на 9, на 3».
Формулируют цель урока:
«открыть» признак делимости на 9, на 3.
|
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
|
Создание проблемной ситуации – учащиеся не могут по записи числа сделать вывод о его делимости на 9, на 3.
Формулирование учебной проблемы (чему сегодня будем учиться?) как темы урока
|
4. Изучение нового материала
|
- Для достижения полученной цели составим план действий:
1. Рассмотреть отдельные случаи с числами, которые точно делятся на 3, на 9.
2. Найти какие-то отличительные черты у этих чисел.
3. Выдвинуть гипотезы о том, какие числа делятся на 3, на 9.
4. Проверить гипотезы на каком-то «большом» числе.
Реализация плана проводится в группах. Три группы работают над признаком делимости на 3, заполняя таблицу в соответствии с планом действий:
число
|
сумма цифр
|
делится ли сумма цифр на 3
|
делится ли число на 3
|
12
|
|
|
|
16
|
|
|
|
63
|
|
|
|
20
|
|
|
|
Гипотеза:
|
1245
|
|
|
|
Три группы работают над признаком делимости на 9, заполняя таблицу в соответствии с планом действий:
число
|
сумма цифр
|
делится ли сумма цифр на 9
|
делится ли число на 9
|
45
|
|
|
|
23
|
|
|
|
63
|
|
|
|
15
|
|
|
|
Гипотеза:
|
5436
|
|
|
|
Учитель наблюдает за работой групп, оказывает посильную помощь.
- Прочитайте признаки делимости на 9 и на 3 на страницах 14 – 15 учебника, сравните их с вашими гипотезами, сделайте вывод.
|
Совместно составляют план действий.
Класс делится на 6 групп, три из которых работают над признаком делимости на 3, а три другие – над признаком делимости на 9. Задания учащимся предлагаются на карточках.
Работая в группах, выдвигают в ходе обсуждения гипотезы, проверяют их верность на примерах.
После обсуждения каждая группа знакомит с результатом своей работы – полученным признаком делимости на 9, на 3.
Совместно составляются формулировки признаков, сравниваются с предложенными в учебнике.
|
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
|
Для решения проблемы составляется план действий, выдвигаются гипотезы, проверяется их верность, делается вывод.
|
5. Закрепление изученного материала
|
- Выполните в группах следующее задание на применение полученных признаков делимости:
Из чисел 2 387, 4 275, 5 532, 6 674, 17 589, 35 916, 58 658 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 3; 2) на 9; 3) на 3 и на 2.
Далее учащимся предлагаются разноуровневые задания.
1 уровень - №73 и 74 (совместно с учителем), №75 (самостоятельно, два человека работают на скрытых досках)
2 уровень - №77, 79
3 уровень - №85, 89
|
Работают в группах, учатся применять полученные признаки.
Выполненные задания учащиеся каждой группы записывают на доске, заслушиваются пояснения каждой из групп.
Учащиеся определяют уровень заданий, который они способны выполнить.
1 уровень – учащиеся работают под руководством учителя. Это задания, направленные на отработку признаков в стандартной ситуации (т.е. необходимо просто определить делимость числа на 9 или на 3)
2 уровень – учащиеся работают в группе (группах, в зависимости от их количества), при необходимости обращаются за помощью к учителю.
3 уровень – учащиеся работают самостоятельно. Они выполняют задания, в которых необходимо применить изученные признаки в нестандартных ситуациях.
|
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся, согласование усилий по достижению общих целей.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объектов; умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; готовность к преодолению трудностей; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение объективно воспринимать отметки.
Личностные: формирование готовности к сотрудничеству, к оказанию помощи.
|
Использование технологии разноуровневого обучения
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Достигли мы цели?
- Продолжите предложения:
- На уроке для меня самым интересным было …
- На уроке для меня самым трудным было …
- Своей работой на уроке я …
|
Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя рефлексию собственной деятельности.
|
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.
|
|
7. Информация о домашнем задании
|
- Выучить признаки делимости на 9 и на 3 (в. 1-2 на стр.15)
- Выполнить №76, 80.
|
Получают информацию о домашнем задании.
|
|
|