Технологическая карта урока математики по теме «Признаки делимости на 3 и 9» (5 класс)
Тема урока: Признаки делимости на 9 и 3.
Учитель математики МОУ СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области: Быханова Юлия Викторовна
Класс : 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1) в направлении личностного развития:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;развитие логического и критического мышления, культуры речи; развитие математических способностей.
2) в метапредметном направлении:
-формировать умение находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы,соотносить свои действия с планируемыми результатами.
3) в предметном направлении:
- формировать представления учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;
- развивать умения применять изученные признаки делимости при решении задач.
Задачи:
Обучающие: научить учащихся устанавливать делимость чисел на 9 и на 3, используя признаки делимости чисел;
Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность, точность);
Воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и объективно оценивать результаты своего труда.
Планируемые результаты (предметные и УУД)
Предметный результат:
- дать представление о развитии натурального числа, овладеть навыками устных и письменных вычислений.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Познавательные универсальные учебные действия :
- осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.
Ресурсы урока:
Основные: УМК С.А.Козлова, А.Г. Рубин учебник "Математика" 5 класс, 1 часть; тетрадь
Дополнительные: ПК, проектор, использование ЭОР,ЦОР, разрезные слова для каждого ученика,карточки для исследовательской работы в группах,карточки 3-х цветов (красный-ясно/правильно; оранжевый-не совсем понятно; желтый-ничего непонятно), записи на доске.
Основные понятия: число,признак.
Технологическая карта
Этапы урока |
Вре мя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организа ционный момент.Само определение к деятельности. |
1 мин |
Приветствие. -Здравствуйте, садитесь. Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку. Проверяет концентрацию внимания. -Прочитайте слова и за 15с постарайтесь их запомнить. Сложите слова в том порядке, как запомнили.
-Поднимите красный кружок, у кого слова расположены в правильном порядке. -Прочитайте слово по вертикале.Учитель отмечает кто самый внимательный. -Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране "Признаки чисел". -Что мы с вами знаем по этой теме? (ТРКМ-прием "З-Х-У") |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. 15 с смотрят на слайд, складывают готовые разрезные слова в том порядке, как запомнили. Проверяют по слайду. Поднимают красный кружок. Признаки. Записывают число, классная работа. Записывают в тетради таблицу "З-Х-У". |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
6 мин |
Фронтальный опрос. Проверка теоретического материала по ромашке "Блума". (см.Приложение.)Учитель называет одного ученика, он выбирает одноклассника кому адресует вопрос, тот отвечает, затем он выбирает другого ученика и адресует ему вопрос, и.т.д. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Оцените себя по знанию теоретического материала. Проверка практических навыков. 1)Проверяет д/з: №3, 5(а,б). 2)Работа по ПК(слайду):-Подберите 3 значения х так, чтобы сумма(разность) делилась на 2. 3)(Если в класе несколько ПК, то можно использоватьОМС №1 (см.приложение) http://fcior.edu.ru, электронный учебный модуль информационного вида, "Признаки делимости на 2,5,10, если 1ПК, организовать индивидуальную работу). Контролирует индивидуальную деятельность учащихся (заранее продумывает кого спросить). |
Учащиеся задают вопросы по теме: "Признаки делимости на 2,5,10": Простые вопросы: -Какие числа делятся на 2(5,10)? Уточняющие: -Верно ли я тебя понял, что если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5? Объяснительные: - Почему сумма двух нечетных чисел является четным числом? Практические: -Где используются признаки делимости? Творческие: -Что было бы, если бы не были известны признаки делимости? Оценочные:- Что тебе не понятно по данной теме? Заполняют в тетради таблицу "З-Х-У" столбик "Знаю".
1)№3 -комментируют с места; №5-на доске (заранее написать) Тренажер по "Признакам делимости" на ПК(индив.работа) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи. |
10 мин |
Создает проблемную ситуацию. Решим задачу: " Для нашей принцессы из страны "Чисел" купили 5 м шелка. Может ли покупка стоить 349 руб, 945 руб, 188 руб, 1008 руб?" -Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? -А теперь изменим условие задачи. " Для нашей принцессы из страны "Чисел" купили 9 м шелка. Может ли покупка стоить 349 руб, 945 руб, 188 руб, 1008 руб?" -Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо знать? -Пока нам не известен признак, выполните деление и ответьте на вопрос. -Ребята, а хотите узнать,как,не выполняя вычислений, определить делится число на 9? Может у кого есть предположения? -Итак, давайте сформулируем тему нашего урока и цель, заполните таблицу "Хочу узнать". Учитель предлагает учащимся провести исследование, поработав в 4 группах, предварительно разделив, отводит время 3-4 мин.
Контролирует работу в группах.
Учитель предлагает учащимся проверить свои предположения по анимированному ролику«громкоговоритель»(ЭОР:ОМС, http://fcior.edu.ru, электронныйучебныймодуль информационного вида. Признаки делимости на 3 и 9. ) №2( см. приложение) Учитель останавливает ролик(ставит паузу)перед объяснением, когда число делится на 3.Задает вопрос классу: -Почему, если число делится на 9, то оно будет делиться на 3? Учитель просит учащихся рассказать и записать формулировки признаков делимости на 3 и 9 в своих группах.
-Поднимите красный кружок, кто запомнил признаки делимости на 3 и 9. |
Признак делимости на 5. -Делятся ли данные числа на 9,т.е. знать признак делимости на 9. Выполняют задание в парах. Учащиеся выдвигают свои гипотезы. Формулируют и записывают тему урока, ставят цели. Заполняют столбик "Хочу узнать". 1 и 2 группа выполняют задание по таблице:
2 представителя от 1 и 2 групп заполняют таблицу на слайде ПК, делают вывод (при каких условиях число будет делиться на 9). 3 и 4 групппа получают задание повышенного уровня, заполняя пропуски в выражении:Доказать, что число 945 делится на 9, не прибегая к делению столбиком: 945=9*100+4*10+5= __*(99+1)+__*(9+1)+__=(__*99+__*9)+ (__+__+__).(Дети должны заметить, что в последней скобке стоит сумма цифр числа 945). Представители каждой групы делают отчет о проделанной работе. Учащиеся знакомятся с признаками делимости на 9 и 3. Ответы учащихся. По свойству делимости:если первое число делится на второе, а второе на третье, то первое число делится на третье. Слушают подтверждение. Каждый учащийся рассказывает признак делимости на 3 и 9. Если группа состоит из 5-6 человек, то учащиеся прослушают формулировку 5-6 раз. (для быстрого запоминания.) Записывают признаки в тетрадь. |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД). Предметные: формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства; Метапредметные: развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД); устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Физкульт минута. |
1 мин |
-А теперь мы отдохнем, встанем все и глубоко вздохнем. Учитель называет натуральные числа. Если четное число -дети стоят, если нечетное- приседают. |
Выполняют действия. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Этап первичного закрепления. Работа с учебником. |
10 мин |
Учитель обсуждает с учащимися , что это за этап, производит целеполагание, планирование, распределение времени, задаёт необходимость самооценки и коррекции результатов.
Спрашивает 2-3 учащихся оценить свой результат, что понятно, что не понятно. -Оцените свою работу, подняв кружок определенного цвета. |
Составляют план достижения цели, планирование, распределение времени. Фронтальная работа , с обсуждением. а) Выполняют задания 4, 5в, 6в. б) Выполняют в парах задания 11а-г. Обсуждают и оценивают результаты. |
Познавательные:формирование умений: по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; по использованию доказательной математической речи;по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать полученные результаты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону. |
10 мин |
Раздает дифференцированную самостоятельную работу: №3 см. приложение 1)ЭОР:ОМС. Данный модуль состоит из 5 заданий и статистики. Задания предназначены для усвоения признаков делимости чисел на 3 и 9. В задачах с развернутым решением формируются умения использовать признаки делимости на 3 и 9 при решении задач.По "статистике" учитель видит сколько времени затратил, сколько верных ответов, попытки. 2) Самостоятельная дифференцированная работа по учебнику.Обращает внимание на совместные признаки делимости.(на 2 и 5,т.е. на 10; на 2,5,9, т.е.выбрать общие числа из а,б,в ) |
1) Работа за ПК. 2) работа по учебнику В-I.(Н-необходимый уровень),В-II (Повышенный). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном(слайд). |
Познавательные (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов); Регулятивные (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; Коммуникативные (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия. |
5 мин |
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? -Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 3 (на 9) или нет? -Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло? Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите соответствующий кружочек. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Заполняют столбик "Узнал". |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные умение структурировать знания Личностные: смыслообразо вание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Домашнее задание. |
2 мин |
Разноуровневое домашнее задание. |
1) Для желающих: «Математика на компьютерах».(ЕКЦОР) Пояснение к домашнему заданию а)Выбрать программный модуль «Делимость чисел». б)В «Настройках» обучающе-тестирующей программы-тренажёра «Делимость чисел» (усложненный уровень) на 2,3,4,5,8,9,10.Нажать ОК. в)В таблице отметьте левой кнопкой мыши те клетки, где число из строки нацело делится на число из столбца. В остальные клетки впишите ближайшее к заданному число, кратное делителю из столбца. 2)п.3.2 учить признаки,стр.180 №11, 18,допол. №19(признак на18). |
Приложение
ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРАГРАФА 3.2.
Вариант I. а) 305; 800; 810; 720; б) 124; 800; 810; 722; 720; в) 810; 720. На 2 и на 5: 800; 810; 720. На 2; 5 и 9: 810; 720.
Вариант II. а) 21 (или 24, или 27); б) 51 (или 54, или 57); в) 450 (или 453, или 456, или 459); г) 7 380 (или 7 383; или 7 386; или 7 389).
Замечание. В варианте II достаточно привести в каждом пункте хотя бы одно число
Cписок литературы и других источников, использованных для подготовки к уроку:
1 . Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 3-е изд.М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. часть1/ С.А.Козлова, А.Г.Рубин. – М. : Баласс, 2012.
3. Открытая образовательная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный модуль http://fcior.edu.ru/card/3756/priznaki-delimosti-na-3-i-9-i2.html .
4.ЕКЦОР:"Математика на компьютере":"Делимость чисел"(обучающе - тестирующая программа-тренажер).
5.Слайды из презентации "Признаки делимости "(Методическая разработка Савченко Е.М.МОУ гимназия №1, г. Полярные Зори)