Технологическая карта урока математики по теме «Признаки делимости на 3 и 9» (5 класс)

7
0
Материал опубликован 25 February 2017 в группе

Тема урока: Признаки делимости на 9 и 3.

Учитель математики МОУ СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области: Быханова Юлия Викторовна

Класс : 5

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1) в направлении личностного развития:

-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;развитие логического и критического мышления, культуры речи; развитие математических способностей.

2) в метапредметном направлении:

-формировать умение находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы,соотносить свои действия с планируемыми результатами.

3) в предметном направлении:

- формировать представления учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;

- развивать умения применять изученные признаки делимости при решении задач.

Задачи:

Обучающие: научить учащихся устанавливать делимость чисел на 9 и на 3, используя признаки делимости чисел;

Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность, точность);

Воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и объективно оценивать результаты своего труда.

Планируемые результаты (предметные и УУД)


 

Предметный результат:

- дать представление о развитии натурального числа, овладеть навыками устных и письменных вычислений.

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные универсальные учебные действия :

- осуществлять анализ практических ситуаций, моделирование, строить рассуждения в форме простых суждений о ситуациях, задавать вопросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.

Ресурсы урока:

Основные: УМК С.А.Козлова, А.Г. Рубин учебник "Математика" 5 класс, 1 часть; тетрадь

Дополнительные: ПК, проектор, использование ЭОР,ЦОР, разрезные слова для каждого ученика,карточки для исследовательской работы в группах,карточки 3-х цветов (красный-ясно/правильно; оранжевый-не совсем понятно; желтый-ничего непонятно), записи на доске.

Основные понятия: число,признак.

Технологическая карта

Этапы

урока

Вре

мя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа

ционный момент.Само

определение к деятельности.

1

мин

Приветствие.

-Здравствуйте, садитесь.

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

Проверяет концентрацию внимания.

-Прочитайте слова и за 15с постарайтесь их запомнить. Сложите слова в том порядке, как запомнили.

     

п

р

о

и

з

в

е

д

е

н

и

е

     

р

а

з

н

о

с

т

ь

       

д

е

л

и

м

о

с

т

ь

           
     

з

а

п

и

с

ь

           
     

н

е

ч

е

т

н

ы

е

       
   

н

а

т

у

р

а

л

ь

н

ы

е

   
     

к

р

а

т

н

ы

е

         

д

е

л

и

т

е

л

и

             

-Поднимите красный кружок, у кого слова расположены в правильном порядке.

-Прочитайте слово по вертикале.Учитель отмечает кто самый внимательный.

-Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране "Признаки чисел".

-Что мы с вами знаем по этой теме?

(ТРКМ-прием "З-Х-У")

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

15 с смотрят на слайд,

складывают готовые разрезные слова в том порядке, как запомнили.

Проверяют по слайду.

Поднимают красный кружок.

Признаки.

Записывают число, классная работа.

Записывают в тетради таблицу

"З-Х-У".

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

6

мин

Фронтальный опрос.

Проверка теоретического материала по ромашке "Блума". (см.Приложение.)Учитель называет одного ученика, он выбирает одноклассника кому адресует вопрос, тот отвечает, затем он выбирает другого ученика и адресует ему вопрос, и.т.д.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Оцените себя по знанию теоретического материала.

Проверка практических навыков.

1)Проверяет д/з: №3, 5(а,б).

2)Работа по ПК(слайду):-Подберите 3 значения х так, чтобы сумма(разность) делилась на 2.

3)(Если в класе несколько ПК, то можно использоватьОМС №1 (см.приложение) http://fcior.edu.ru, электронный учебный модуль информационного вида, "Признаки делимости на 2,5,10, если 1ПК, организовать индивидуальную работу).

Контролирует индивидуальную деятельность учащихся (заранее продумывает кого спросить).

Учащиеся задают вопросы по теме: "Признаки делимости на 2,5,10":

Простые вопросы: -Какие числа делятся на 2(5,10)?

Уточняющие: -Верно ли я тебя понял, что если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5?

Объяснительные: - Почему сумма двух нечетных чисел является четным числом?

Практические: -Где используются признаки делимости?

Творческие: -Что было бы, если бы не были известны признаки делимости? Оценочные:- Что тебе не понятно по данной теме?

Заполняют в тетради таблицу

"З-Х-У" столбик "Знаю".

 

1)№3 -комментируют с места; №5-на доске (заранее написать)

Тренажер по "Признакам делимости" на ПК(индив.работа)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3. Постановка учебной задачи.

10

мин

Создает проблемную ситуацию.

Решим задачу:

" Для нашей принцессы из страны "Чисел" купили 5 м шелка. Может ли покупка стоить

349 руб, 945 руб, 188 руб, 1008 руб?"

-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-А теперь изменим условие задачи.

" Для нашей принцессы из страны "Чисел" купили 9 м шелка. Может ли покупка стоить 349 руб, 945 руб, 188 руб, 1008 руб?"

-Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо знать?

-Пока нам не известен признак, выполните деление и ответьте на вопрос.

-Ребята, а хотите узнать,как,не выполняя вычислений, определить делится число на 9? Может у кого есть предположения?

-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока и цель, заполните таблицу "Хочу узнать".

Учитель предлагает учащимся провести исследование, поработав в 4 группах, предварительно разделив, отводит время 3-4 мин.


 


 


 

Контролирует работу в группах.


 


 


 


 

Учитель предлагает учащимся проверить свои предположения по анимированному ролику«громкоговоритель»(ЭОР:ОМС, http://fcior.edu.ru, электронныйучебныймодуль информационного вида. Признаки делимости на 3 и 9. ) №2( см. приложение)

Учитель останавливает ролик(ставит паузу)перед объяснением, когда число делится на 3.Задает вопрос классу:

-Почему, если число делится на 9, то оно будет делиться на 3?

Учитель просит учащихся рассказать и записать формулировки признаков делимости на 3 и 9 в своих группах.


 

-Поднимите красный кружок, кто запомнил признаки делимости на 3 и 9.

Признак делимости на 5.

-Делятся ли данные числа на 9,т.е. знать признак делимости на 9.

Выполняют задание в парах.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

Формулируют и записывают тему урока, ставят цели.

Заполняют столбик "Хочу узнать".

1 и 2 группа выполняют задание по таблице:

Чис

ло

Сум

ма цифр

числа

Делится сумма цифр числа на 9?

Делится число

на 9?

349

     

945

     

188

     

1008

     

2 представителя от 1 и 2 групп заполняют таблицу на слайде ПК, делают вывод (при каких условиях число будет делиться на 9).

3 и 4 групппа получают задание повышенного уровня, заполняя пропуски в выражении:Доказать, что

число 945 делится на 9, не прибегая к делению столбиком: 945=9*100+4*10+5= __*(99+1)+__*(9+1)+__=(__*99+__*9)+

(__+__+__).(Дети должны заметить, что в последней скобке стоит сумма цифр числа 945).

Представители каждой групы делают отчет о проделанной работе.

Учащиеся знакомятся с признаками делимости на 9 и 3.

Ответы учащихся.

По свойству делимости:если первое число делится на второе, а второе на третье, то первое число делится на третье.

Слушают подтверждение.

Каждый учащийся рассказывает признак делимости на 3 и 9. Если группа состоит из 5-6 человек, то учащиеся прослушают формулировку 5-6 раз. (для быстрого запоминания.)

Записывают признаки в тетрадь.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные:

формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;

Метапредметные:

развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);

устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).

4.Физкульт

минута.

1 мин

-А теперь мы отдохнем, встанем все и глубоко вздохнем. Учитель называет натуральные числа. Если четное число -дети стоят, если нечетное- приседают.

Выполняют действия.

 

5.Этап первичного закрепления.

Работа с учебником.

10

мин

Учитель обсуждает с учащимися , что это за этап, производит целеполагание, планирование, распределение времени, задаёт необходимость самооценки и коррекции результатов.

 

Спрашивает 2-3 учащихся оценить свой результат, что понятно, что не понятно.

-Оцените свою работу, подняв кружок определенного цвета.

Составляют план достижения цели, планирование, распределение времени.

Фронтальная работа , с обсуждением.

а) Выполняют задания 4, 5в, 6в.

б) Выполняют в парах задания 11а-г.

Обсуждают и оценивают результаты.

Познавательные:формирование умений:

по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

по использованию доказательной математической речи;по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

Регулятивные:

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;

 Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

6.Самостоятель

ная работа с самопроверкой по эталону.

10

мин

Раздает дифференцированную самостоятельную работу: №3 см. приложение

1)ЭОР:ОМС. Данный модуль состоит из 5 заданий и статистики. Задания предназначены для усвоения признаков делимости чисел на 3 и 9. В задачах с развернутым решением формируются умения использовать признаки делимости на 3 и 9 при решении задач.По "статистике" учитель видит сколько времени затратил, сколько верных ответов, попытки.

2) Самостоятельная дифференцированная работа по учебнику.Обращает внимание на совместные признаки делимости.(на 2 и 5,т.е. на 10; на 2,5,9, т.е.выбрать общие числа из а,б,в )

1) Работа за ПК.

2) работа по учебнику В-I.(Н-необходимый уровень),В-II (Повышенный).

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном(слайд).

Познавательные (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);

Регулятивные (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;

Коммуникативные (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).

7.Рефлексия.

5

мин

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?

-Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 3 (на 9) или нет?

-Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло? Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите соответствующий кружочек.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Заполняют столбик "Узнал".

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные

умение структурировать знания

Личностные: смыслообразо

вание.

8.Домашнее задание.

2

мин

Разноуровневое домашнее задание.

1) Для желающих: «Математика на компьютерах».(ЕКЦОР)

Пояснение к домашнему заданию

а)Выбрать программный модуль «Делимость чисел».

б)В «Настройках» обучающе-тестирующей программы-тренажёра «Делимость чисел» (усложненный уровень) на 2,3,4,5,8,9,10.Нажать ОК.

в)В таблице отметьте левой кнопкой мыши те клетки, где число из строки нацело делится на число из столбца. В остальные клетки впишите ближайшее к заданному число, кратное делителю из столбца.

2)п.3.2 учить признаки,стр.180 №11, 18,допол. №19(признак на18).

 


 

Приложение

ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРАГРАФА 3.2.

Вариант I.  а) 305; 800; 810; 720; б)  124; 800; 810; 722; 720; в)  810; 720. На 2 и на 5: 800; 810; 720. На 2; 5 и 9: 810; 720.

Вариант II.   а)  21 (или 24, или 27); б)  51 (или 54, или 57); в)  450 (или 453, или 456, или 459); г)  7 380 (или 7 383; или 7 386; или 7 389).

Замечание. В варианте II достаточно привести в каждом пункте хотя бы одно число

Cписок литературы и других источников, использованных для подготовки к уроку:

1 . Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 3-е изд.М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. часть1/ С.А.Козлова, А.Г.Рубин. – М. : Баласс, 2012.

3. Открытая образовательная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный модуль http://fcior.edu.ru/card/3756/priznaki-delimosti-na-3-i-9-i2.html .

4.ЕКЦОР:"Математика на компьютере":"Делимость чисел"(обучающе - тестирующая программа-тренажер).

5.Слайды из презентации "Признаки делимости "(Методическая разработка Савченко Е.М.МОУ гимназия №1, г. Полярные Зори)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации