Проба руфье (оценка работоспособности сердца при физической нагрузке)
(оценка работоспособности сердца
при физической нагрузке)
Подготовила учитель высшей
квалификационной категрии:
Остапенко Т.А.
План- конспект занятия:
учителя физической культуры Остапенко Татьяны Анатольевны
Форма проведения: исследовательская работа
Тип урока: занятие с образовательно-исследовательской направленностью.
Цель: исследование состояния своего физического здоровья.
Задачи урока:
1.Образовательные (предметные результаты):
Познакомить учащихся с порядком выполнения расчетов Пробы Руфье (познавательное УУД).
Научить определить уровень нагрузки который может выдержать человек без риска для своего здоровья. (познавательное УУД).
2.Развивающие (метапредметные результаты):
Формировать умение общаться со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативное УУД).
Формировать у учащихся культуру здоровья (коммуникативное УУД).
3. Воспитательные (личностные результаты):
Формирование чувств ответственности, коллективизма, воспитание упорства и потребности к занятиям физическими культуры, развитие интеллекта (личностное УУД).
Формирование умения проявлять дисциплинированность (личностное УУД).
Знание о состоянии своего здоровья и возможность следить за динамикой работоспособности своего сердца (личностное УУД).
4. Оздоровительная:
1.Содействовать достижению гармоничности в физическом развитии (личностное УУД).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Эпиграф «Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» Патрик Фосс
Будем работать в бланках в бланках.
Все мы с вами хотим жить долго и счастливо. А что ж человеку, прежде всего, необходимо, чтоб действительно быть счастливым…..Однозначно ЗДОРОВЬЕ. А какой человек считается здоровым, у которого светлая голова и легкое сердце. Вот и тема сегодняшней нашей работы- СЕРДЦЕ.
В каком же состоянии находится Ваше сердце на сегодняшний момент. И что необходимо делать нам с вами, чтоб прожить еще долго и счастливо. Подумайте и ответьте мне на вопрос какие факторы по вашему мнению влияют на наше с вами здоровье,
Распределить в розданных бланках «Факторы здоровья» в таблице 1 по степени важности на Ваш взгляд (под 1 самый значимы и т.д.)
№ | фактор | Ваш выбор |
1 | Уровень здравоохранения | |
2 | Наследственность(темперамент, генетика,конституция) | |
3 | Природа(климат,рельеф,ландшафт,флора,фауна) Состояние окружающей среды(экология) | |
4 | Социально-экономический (условия и образ жизни) | |
Эти факторы влияют на образ жизни людей. Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15-20 %, наследственность на 15-20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).
Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов | Факторы | |
Укрепляющие здоровье | Ухудшающие здоровье | |
Генетические (15-20%) | Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний | Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды (20-25%) | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение (10-15%) | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и образ жизни (50-55%) | Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний |
С одним разобрались и пришли к выводу все таки самое главное как же мы сами относимся к себе и как заботимся о своем валеологическом здоровье, определяет наше здоровье в первую очередь.
Сегодня я предлагаю принять работу в исследовательской работе в изучение работы нашего сердца и узнать, как же работает наше сердце под нагрузкой, влияние этой нагрузки на наше сердце.
2. В таблице 2 отметьте (V) , в какой физической форме Вы находитесь сейчас (ваше мнение)
Отличная | Хорошая | Удовлетворительная | Плохая |
3) Сердце-это мышечный орган, это самая сильная мышца организма; а чтоб мышца всегда было сильной и не дряблой: ее нужно питать (правильное питание и витамины) и укреплять (физическая нагрузка и прогулки на свежем воздухе)
А как же тренировать сердце: правильно занятия физкультурой ну и пожеланию спортом..
Как же нам проверить, как наше сердце работает: нащупать пульс
пульс (ЧСС) за 15 секунд | ||
В покое (Р1) | Сразу после работы (Р2) | После отдыха(Р3) |
| | |
Записали результат и продолжим наше исследование. Но что бы приступить к выполнению более сложных упражнений давайте немного разомнемся: сидя в креслах проводится 3-х минутная разминка под музыку.
Теперь нам необходимо действительно нагрузить свою сердечную мышцу и заставить ее поработать: необходимо за 30 секунд выполнить 20 приседаний. Сразу после работы мы подсчитываем пульс за 15 секунд это Р2.
Немного интересных фактов о сердце:
-Человеческое сердце может работать до 120 лет, но людей такого возраста практически нет на земле.
-Сердце является самой сильной мышцей организма, попробуйте сжать теннисный мяч, максимально плотно: это демонстрирует усилие сердца для того, чтобы накачать кровь,
-сердце создает такое давление , которого достаточно, чтобы поднять кровь на уровень 4 этажа;
-ежедневно сердце вырабатывает достаточно энергии, чтобы проехать на грузовике целых 40 км.,
-чем более образован человек, тем меньше вероятности заболевания сердца, но несмотря на это, болезнь сердца-все еще самая большая угроза вашему здоровью,
-Памятник сердцу установлен возле здания Пермского "Института сердца".
Ровно через минуту отдыха сидя вновь измерьте пульс за 15 секунд. В формуле это будет P3.
Итак, считаем показатель Руфье-Диксона:
RDI = (4*(P1+P2+P3) – 200)/10
Если Ваш RDI меньше нуля, Вы в отличной форме!(атлетическое сердце)
Если Ваш RDI находится между 0 и 3, Вы в очень хорошей форме.(отличное физ.состояние очень хорошее сердце)
Если Ваш RDI находится между 3 и 6, Вы в хорошей форме.(хорошее сердце)
Если Ваш RDI находится между 6 и 10, Вы в удовлетворительной форме(сердечная недостаточность средней степени)
Если Ваш RDI находится между 10 и 14, Вы в плохой форме.(сердечная недостаточность сильной степени)
Подведение итогов:
- Теперь я вам предлагаю сравнить свои предположения, которые вы сделали в начале нашего эксперимента, совпали ли они? Сделать выводы: что необходимо делать, для укрепления сердечной мышцы, озвучьте свои рекомендации.
-Что нового Вы узнали на уроке?
-Что взяли полезного.
-Интересны ли на Ваш взгляд такие занятия, нужно ли проводить такие исследования?
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
Альфред Мюссе