Проблема эмоционального выгорания педагога и возможности арт- терапии.

2
0
Материал опубликован 13 June

         Проблема эмоционального выгорания педагога
и возможности арт-терапии


Салатина Ольга Аркадьевна,

Педагог дополнительного образования

МОУ ДО ЦДТ «Юность»


1. Актуальность проблемы
эмоционального выгорания педагогов

В условиях преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. В настоящее время педагоги образовательных учреждений Российской Федерации активно участвуют во внедрении Профессионального стандарта педагога, Национальной системы учительского роста, в рамках которой будет сформирована новая система оценки квалификации педагогов. Все эти изменения не могут не сказаться на уровне эмоциональной стабильности, тревожности личности педагога.

Педагогическая деятельность, в целом, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания». Синдром выгорания как следствие стрессов, связанных с профессиональной деятельностью, изучается давно. В условиях перехода к рыночной экономике и связанным с ним неуклонным повышением требований к уровню профессионализма, производительности труда, а также профессиональной мобильности сотрудников, появляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания.

Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования.

Понятия «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» трактуются как синонимичные. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов разных категорий, работающих с детьми. В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более того, необходимым, углубленное изучение методов профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов образовательных учреждений.

Эмоциональное выгорание в какой-то степени можно сравнить со стрессом, отсюда была создана Международная ассоциация борьбы со стрессом (ISMA), которая включает в себя специалистов в области медицины, психологии, психиатрии, образования, менеджмента и другие. Ее главной целью является содействие в приобретении и распространении научных знаний об управлении напряжением. Данная ассоциация имеет филиалы в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Индии, Гонконге, Франции, Японии. Россия также имеет данный филиал, но ее деятельность пока мало заметна по сравнению с другими странами. За рубежом для решения проблем эмоционального выгорания разрабатываются специальные тренинги, в том числе, и при

помощи приемов арт-терапии.

2. Арт-терапия как метод
и направление творческой деятельности

2.1. Определения арт-терапии

Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Язык искусства – красок, линий, форм и образов – говорит нам о том, что очень сложно выразить при помощи слов.

Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.  Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. под эгидой аналитической психологии К.Г. Юнга. Направления арт- терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено.

Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения. В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов. Появление арт-терапии, этой специфической деятельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

Свойства арт-терапии заключаются в следующем:

  • помогает выразить агрессивные чувства в социально-приемлемой форме;
  • облегчает выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов;-
  • способствует установлению позитивных отношений с психотерапевтом и друг с другом;
  • позволяет сублимировать негативную энергию в творчество.

2.2. Арт-терапевтический подход в профилактике и коррекции

Термин «арт-терапия» в переводе с английского означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть утилизирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности ксочувствию и состраданию другим», в свое время подчеркивал Л.С. Выготский.

Художественное творчество, представляет взаимосвязь таких факторов как экспрессии, коммуникации и символизации является основой арт-терапии. Одним изоснователей современного арт-терапевтического направления в России является А.И. Копытин. Ученый так же учредил в 1997 г. «Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство»». В плане рассмотрения функция арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания, значительный интерес, представляет точка зрения А.И. Копытина на преимущества арт-терапии, перед иными средствами терапии, основанными исключительно на вербальной коммуникации.

Автором выделяется восемь преимуществ.

Первое – отсутствие ограничений по каким-либо критериям – возрастным, социальным, профессиональным и т.д.

Второе – арт-терапия, преимущественно средство невербального общения. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

Третье – арт-терапия деликатное средство для решения сложных проблем.

Четвертое – изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех

социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Пятое – арт-терапия способствует свободному самовыражению и самопознанию.

Шестое – продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для диагностик динамики изменений.

Седьмое – арт-терапия, в большинстве случаев помогает сформировать более активную жизненную позицию.

И последнее, не менее важное, чем предыдущие положения, то, что арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Есть все основания полагать, что преимущества, выделенные доктором психологических наук А.И. Копытиным, в полной мере могут быть положены в основание психологических функций арт-терапии как средства профилактики эмоционального выгорания педагогов.


2.3. Методы арт-терапевтической помощи

В настоящее время известны три метода арт-терапевтической помощи.

Первый – это метод аналитической арт-терапии, в процессе которой искусство используется как элемент, подводящий к анализу и позволяющий клиенту раскрыться для этого анализа.

Второй метод – терапия творческим самовыражением, при котором стихийная природная защита от вредоносных внешних и внутренних воздействий побуждается и поправляется психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою, посветлеть в творческом вдохновении.

Третий метод арт-терапевтической помощи малоизвестен в России, но широко распространен в Европе. Это метод ориентированной арт-терапии или терапии изобразительным искусством, в котором используются отдельные методы и виды изобразительной деятельности, цвет и сочетания цветов, которые как феномены оказывают целительное воздействие на человека. Этот метод показан тем, для кого встреча с самим собой в процессе анализа является катастрофой. К этой группе относятся люди с «изношенной» или сильно травмированной душой, ранимые, неуверенные в себе.

Взамен проблематичного анализа, благодаря определенным видам и методам изобразительного искусства, назначаемым индивидуально в каждом конкретном случае, обратившийся за помощью побуждается к собственной внутренней активности, к собственной созидательной деятельности через укрепление «Я», хозяина душевных сил. Внимание направляется не на конечный результат, а на процесс, сопровождаемый определенными душевными переживаниями, что и приводит к исцелению.

Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства):

  1. Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно- прикладное творчество и т. д.
  2. Библиотерапия – лечебное воздействие чтением.
  3. Музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки.
  4. Цветотерапия – лечение цветом.
  5. Кинезиотерапия (танцетерапия, вокалотерапия, хореотерапия).
  6. Фольклорная арт-терапия – лечение произведениями народного творчества.
  7. Ароматерапия – улучшение психического и физического здоровья с помощью натуральных эфирных масел, полученных из ароматических растений.
  8. Имаготерапия – лечебное воздействие через образ, театрализацию.

2.4. Формы арт-терапии

Арт-терапия имеет три формы: активную, пассивную и смешанную:

  • Активная – клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы и т.п.
  • Пассивная – клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения и т п.
  • Смешанная – клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

2.5. Особенности организации арт-терапевтической сессии /занятия

Основная цель арт-терапии — гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

          Заповеди арт-терапии:

  • Нет стеснительности. Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана.
  • Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором.
  • Свободный процесс выполнения работы.

          Задачи арт-терапии:

  1. акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
  2. создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
  3. помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

           Этапы арт-терапевтической         сессии/занятия:

  1. Подготовка. Создание безопасной атмосферы, обеспечение комфортного, уединенного пространства.
  2. Вводная часть. Объяснение процесса, обсуждение правил, определение целей и ожиданий клиента/группы.
  3. Творческий процесс. Выбор темы, техники и материалов. Создание художественной работы, наблюдение за процессом терапевта.
  4. Рефлексия и обсуждение. Клиент/участники делятся своими мыслями и чувствами о созданной работе/ по желанию или внутреннему отклику.
  5. Интеграция опыта. Обобщение и выделение ключевых открытий и пониманий, планирование действий.
  6. Завершение сессии. Подведение итогов проделанной работы, комфортное завершение процесса.

3. Проблема эмоционального выгорания педагогов
и возможности арт-терапии

Эмоциональное выгорание педагога – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога. Это состояние характеризуется постепенной утратой профессиональной мотивации, эмоциональной отстраненностью от работы и снижением удовлетворенности от педагогического процесса.

 Причины возникновения выгорания у педагогов:

  • Высокая эмоциональная нагрузка.
  • Необходимость постоянного контроля и оценки.
  • Работа с большим количеством людей.
  • Нестабильность рабочего графика.
  • Недостаточная социальная поддержка.
  • Административная нагрузка.

Основные признаки выгорания у педагогов:

  • Эмоциональная истощенность и усталость.
  • Снижение профессиональной эффективности.
  • Проблемы со сном и концентрацией.
  • Физические симптомы (головные боли, проблемы с пищеварением).
  • Социальная изоляция.
  • Потеря интереса к профессиональному развитию.

Арт-терапевтический подход представляет собой эффективное средство работы с эмоциональным выгоранием педагогов благодаря:

  • Безопасной форме выражения эмоций.
  • Возможности исследовать внутренний мир через творчество.
  • Развитию новых способов эмоционального реагирования.
  • Снижению уровня стресса.
  • Улучшению межличностной коммуникации.

В основе эффективности арт-терапевтического подхода лежит уникальная способность искусства служить безопасным каналом для выражения и переработки сложных эмоциональных состояний, которые часто накапливаются у педагогов в процессе длительной профессиональной деятельности.

Особенность арт-терапии заключается в том, что она позволяет работать с эмоциональным выгоранием на нескольких уровнях одновременно.

Во-первых, творческий процесс сам по себе обладает выраженным антистрессовым эффектом, помогая снизить уровень тревожности и восстановить эмоциональное равновесие. Когда педагог погружается в творческий процесс, его внимание переключается с профессиональных проблем на созидательную деятельность, что создает пространство для психологической разрядки и восстановления.

Во-вторых, арт-терапевтические техники предоставляют возможность исследовать и переосмыслить свой профессиональный опыт через метафоры и символы. Это особенно важно для педагогов, испытывающих эмоциональное выгорание, поскольку позволяет взглянуть на свои проблемы с новой перспективы, не погружаясь при этом в травмирующие воспоминания напрямую.

Создание художественного произведения становится своеобразным безопасным пространством, где можно исследовать свои чувства и переживания без страха осуждения или критики.

Важным аспектом эффективности арт-терапии является её безопасное пространство. Педагог сам определяет глубину и интенсивность работы с материалом, что создает ощущение контроля над процессом и снижает сопротивление изменениям. В отличие от традиционных методов психологической работы, где часто требуется вербализация переживаний, арт-терапия позволяет выражать эмоции через образы, цвета и формы, что особенно ценно для тех, кто испытывает трудности с вербальным выражением своих чувств.

Групповые формы арт-терапии создают дополнительное пространство для социальной поддержки и профессионального общения. Совместное творчество способствует формированию новых связей и взаимопонимания между педагогами, что особенно важно при работе с эмоциональным выгоранием, часто сопровождающимся чувством изоляции и одиночества. В процессе совместной творческой деятельности участники могут делиться опытом, поддерживать друг друга и находить новые решения профессиональных проблем.

Арт-терапевтические техники также способствуют развитию самосознания и рефлексивных навыков. Через работу с художественными материалами педагог учится лучше понимать свои эмоциональные реакции, распознавать признаки нарастающего напряжения и своевременно применять техники саморегуляции. Это создает основу для профилактики эмоционального выгорания в будущем и помогает развивать более здоровые паттерны профессионального поведения.

Важным аспектом является то, что арт-терапия не требует специальных художественных навыков или талантов. Фокус делается не на качестве конечного продукта, а на процессе творчества и тех эмоциях, которые он вызывает. Это делает метод доступным для широкого круга педагогов, независимо от их предыдущего опыта в искусстве или творческих способностей. В процессе арт-терапевтической работы происходит постепенное восстановление эмоциональной стабильности и профессиональной мотивации.

Творческий процесс помогает педагогам вновь открыть для себя радость самовыражения и созидания, что напрямую связано с их способностью к эмпатии и вовлеченности в педагогический процесс. По мере продвижения в работе с арт-терапевтическими техниками многие педагоги отмечают улучшение качества взаимодействия с учениками, появление новых идей для преподавания и общее повышение удовлетворенности от профессиональной деятельности.

Таким образом, арт-терапевтический подход представляет собой комплексный метод работы с эмоциональным выгоранием педагогов, который учитывает как психологические, так и профессиональные аспекты данного состояния. Его эффективность обусловлена способностью одновременно воздействовать на эмоциональное состояние, когнитивные процессы и поведенческие паттерны, создавая условия для глубокого личностного и профессионального роста. Регулярное применение арт-терапевтических техник позволяет не только справляться с уже существующими симптомами выгорания, но и служит действенной профилактикой данного состояния, способствуя формированию более устойчивых механизмов профессиональной адаптации и эмоционального благополучия.

Практические результаты и позитивные изменения у педагогов вследствие арт- терапевтический работы:

1. Эмоциональная сфера:

          - Снижение уровня тревожности.

          - Восстановление эмоциональной стабильности.

          - Улучшение способности к эмпатии.

          - Развитие навыков саморегуляции.

          - Повышение эмоциональной гибкости.

2. Профессиональная деятельность:

          - Восстановление интереса к работе.

          - Повышение креативности в педагогическом процессе.

          - Улучшение качества взаимодействия с учениками.

          - Развитие новых подходов к решению профессиональных задач.

          - Повышение общей работоспособности.

3. Личностное развитие:

          - Развитие самопознания.

          - Развитие рефлексивных навыков.

          - Повышение самооценки.

          - Развитие творческого потенциала.

4. Социальное взаимодействие:

          - Улучшение коммуникативных навыков

          - Развитие навыков командной работы

          - Снижение конфликтности

          - Формирование поддерживающих отношений

          - Улучшение микроклимата в коллективе.

Таким образом, внедрение арт-терапевтических практик в систему профессиональной поддержки педагогов является важным шагом к созданию здоровой образовательной среды и повышению качества образовательного процесса в целом.


4. Цикл арт-терапевтических занятий «Путь к себе»

Групповая арт-терапия — это совместный опыт, который может помочь участникам выразить свои чувства, обогатить взаимопонимание в группе и работать над конкретными проблемами или целями.

Групповая арт-терапия, направленная на профилактику эмоционального выгорания, может быть организована в следующих форматах:

  • Арт-терапевтическое занятие – форма творческой деятельности, организованная с определенными целями и задачами и направленная на улучшение психологического и эмоционального состояния участников через использование различных художественных техник и материалов.
  • Тренинг с элементами арт-терапии – форма групповой работы, где используются как классические тренинговые методы, так и творческие задания для достижения поставленных целей.
  • Арт-терапевтическая сессия – организованный процесс творческой деятельности чаще всего с высокой степенью свободы выбора материалов и темы, нацеленный на самовыражение клиента и исследование его внутреннего мира.

Для решения задач профилактики эмоционального выгорания педагогов автором разработан цикл арт-терапевтических занятий «Путь к себе».

Цель цикла – профилактика эмоционального выгорания педагогов через осознание и трансформацию внутренних противоречий для сохранения профессионально-творческой активности.

Задачи цикла:

  1. создавать в группе атмосферу эмоциональной поддержки, взаимного принятия, доброжелательности и взаимопомощи;
  2. создавать положительный эмоциональный климат и благоприятные условия для индивидуального и коллективного творческого процесса с помощью приемов арт-терапии;
  3. знакомить с арт-терапевтическими техниками и их применением в решении проблемы эмоционального выгорания;
  4. побуждать участников к самораскрытию через арт-терапевтические приемы;
  5. способствовать осознанию участниками своих внутренних ресурсов;
  6. способствовать гармонизаций внутреннего мира участников; снижению уровня тревожности; повышению уверенности в себе.

Целевая аудитория: педагогические работники.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 – 2.5 часа. Численность группы 9- 12 человек. На занятиях используется приятная релаксирующая музыка, комфортные материалы, спокойный темп.

Проблема, на решение которой направлен цикл – эмоциональное выгорание педагогов. Проблема очень актуальна для современного общества, педагоги сталкиваются с увеличением эмоциональной нагрузки, введением новых стандартов, технологий и индивидуализацией обучения. Эмоциональное выгорание ведет к снижению мотивации, ухудшению качества преподавания и повышенной текучести кадров. Решение этой проблемы требует системных подходов, включающих профилактику, поддержку и развитие внутренних и внешних ресурсов педагогов.

Решение задач профилактики эмоционального выгорания методами арт-терапии – это эффективный подход, который помогает снизить общую эмоциональную нагрузку, восстановить внутренний баланс, познакомиться с методами саморегуляции и повысить профессиональную удовлетворенность. Проведение групповых и индивидуальных занятий способствует образованию доверительной, безопасной и поддерживающей среды в коллективе, где можно свободно выражать свои эмоции без страха осуждения. Занятия повышают эмоциональную устойчивость, улучшают микроклимат, снижают уровень тревожности и стресса.

Особенности проведения: цикл занятий по профилактике эмоционального выгорания предполагает поэтапную работу и организован в виде последовательных занятий:

  • Занятие 1. Работа с «выгорающей частью», цель: создание условий для трансформации негативных состояний, связанных с эмоциональным выгоранием в ресурс.
  • Занятие 2. «Поиск ресурсов», цель: знакомство со способами восстановления и поддержания ресурсного состояния.
  • Занятие 3. «Принятие себя», цель: содействие проживанию опыта безоценочного восприятия себя и процессу формирования более целостного ощущения и более полного принятия себя.

На первом занятии главной задачей является актуализация эмоционального состояния участников. На этом этапе участники знакомятся с причинами и симптомами эмоционального выгорания, с формами работы с «выгорающей (проблемной) частью», принятию и выходом в поддерживающее состояние. Педагогам предлагаются простые техники арт-терапии по самостоятельной работе с «выгорающей (проблемной) частью». На занятии участники рисуют 1 картину/ коллаж на бумаге формата А4 (работа со страхом, выгоревшей частью)

Второе занятие ставит своей задачей знакомство со способами восстановления и поддержания ресурсного состояния, формирование положительной самооценки, реализацию творческого потенциала участников и включает обучения технике дыхания, медитации и визуализации, релаксационные упражнения (МАК карты), выполнение работ в технике, основанной на методе правополушарного рисования формата А4 на бумаге (выход в ресурсное состояние, карта цели)

Третье занятие предполагает работу с принятием своей цельности, аутентичности, создают полноценную картину / автопортрет в технике правополушарного рисования. (маяк, морская жемчужина)

Все занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части проводятся разминочные упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, установление доверительной обстановки в группе. Главная задача встречи реализуется в основной части. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, рефлексии, сбор обратной связи от участников. Каждое занятие включает ряд разминочных и коррекционных упражнений. Перед каждым упражнением объясняется цель, подробно излагается инструкция к заданию и процедура проведения. Вследствие того, что у участников могут возникать вопросы, планируется дополнительное время для ответов и комментариев руководителя тренинга.

Руководитель группы следит за эмоциональным состоянием каждого из участников и группы в целом, в случае необходимости оказывать психологическую поддержку. В конце занятия будут подводиться итоги всех упражнений. Тем самым, будет предоставлена возможность всем желающим делиться своими переживаниями и ощущениями, связанными с целями и задачами цикла, либо конкретного занятия.

Оценка результативности: проведение опроса (анкетирования) среди участников об эмоциональном состоянии до и после тренинга. Опрос поможет понять оположительных / неположительных изменениях психологического состояния участников, например:

  • снижение уровня стресса и тревожности;
  • уменьшение чувства напряжения, эмоциональной усталости;
  • развитие навыков саморегуляции;
  • улучшение настроения и общего самочувствия;
  • проявление креативности и творческого подхода к задачам;
  • улучшение межличностных отношений в коллективе;
  • возвращение интереса и мотивации к работе;
  • создание личных арт-проектов и инструментов самоподдержки.

Общий эффект от внедрения практик арт-терапии в работу с педагогами, – это улучшение психологического состояния педагогов, что способствует и профессиональному развитию, и созданию более доброжелательной и поддерживающей среды в коллективе.


5. Список информационных источников

1. Акулинина И. А. «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Современная высшая школа: инновационный аспект, No. 1, 2013, с. 97-100.

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. - СПб., 2000. - С.443-463.

3. Водопьянова Н.Е. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб, 2005

4. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие - Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 366 с.

6. Лаврова О. С., Синдром эмоционального выгорания и методы его

предотвращения // Работник социальной службы. - 2007.

7. Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» [Текст] / Е.С. Старченкова. - СПб., 2002. - 357с.

8. Трунов Д.В. Синдром выгорания: позитивный подход к. проблеме.: Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – No 8. – C.84-89

9. Пурнис Н.Е. «Возможности арт-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджера», автореферат. - СПб., 2008.

10. Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», практический курс, переизд. 1989

11. Бетти Эдвардс «Художник внутри нас», переизд. 1998

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.