Проблема эмоционального выгорания педагога и возможности арт- терапии.
Проблема эмоционального выгорания педагога
и возможности арт-терапии
Салатина Ольга Аркадьевна,
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО ЦДТ «Юность»
1. Актуальность проблемы
эмоционального выгорания педагогов
В условиях преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает эффективность профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. В настоящее время педагоги образовательных учреждений Российской Федерации активно участвуют во внедрении Профессионального стандарта педагога, Национальной системы учительского роста, в рамках которой будет сформирована новая система оценки квалификации педагогов. Все эти изменения не могут не сказаться на уровне эмоциональной стабильности, тревожности личности педагога.
Педагогическая деятельность, в целом, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания». Синдром выгорания как следствие стрессов, связанных с профессиональной деятельностью, изучается давно. В условиях перехода к рыночной экономике и связанным с ним неуклонным повышением требований к уровню профессионализма, производительности труда, а также профессиональной мобильности сотрудников, появляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания.
Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования.
Понятия «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» трактуются как синонимичные. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов разных категорий, работающих с детьми. В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более того, необходимым, углубленное изучение методов профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов образовательных учреждений.
Эмоциональное выгорание в какой-то степени можно сравнить со стрессом, отсюда была создана Международная ассоциация борьбы со стрессом (ISMA), которая включает в себя специалистов в области медицины, психологии, психиатрии, образования, менеджмента и другие. Ее главной целью является содействие в приобретении и распространении научных знаний об управлении напряжением. Данная ассоциация имеет филиалы в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Индии, Гонконге, Франции, Японии. Россия также имеет данный филиал, но ее деятельность пока мало заметна по сравнению с другими странами. За рубежом для решения проблем эмоционального выгорания разрабатываются специальные тренинги, в том числе, и при
помощи приемов арт-терапии.
2. Арт-терапия как метод
и направление творческой деятельности
2.1. Определения арт-терапии
Арт-терапия – это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Язык искусства – красок, линий, форм и образов – говорит нам о том, что очень сложно выразить при помощи слов.
Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. под эгидой аналитической психологии К.Г. Юнга. Направления арт- терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено.
Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения. В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов. Появление арт-терапии, этой специфической деятельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.
Свойства арт-терапии заключаются в следующем:
- помогает выразить агрессивные чувства в социально-приемлемой форме;
- облегчает выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов;-
- способствует установлению позитивных отношений с психотерапевтом и друг с другом;
- позволяет сублимировать негативную энергию в творчество.
2.2. Арт-терапевтический подход в профилактике и коррекции
Термин «арт-терапия» в переводе с английского означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть утилизирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности ксочувствию и состраданию другим», в свое время подчеркивал Л.С. Выготский.
Художественное творчество, представляет взаимосвязь таких факторов как экспрессии, коммуникации и символизации является основой арт-терапии. Одним изоснователей современного арт-терапевтического направления в России является А.И. Копытин. Ученый так же учредил в 1997 г. «Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство»». В плане рассмотрения функция арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания, значительный интерес, представляет точка зрения А.И. Копытина на преимущества арт-терапии, перед иными средствами терапии, основанными исключительно на вербальной коммуникации.
Автором выделяется восемь преимуществ.
Первое – отсутствие ограничений по каким-либо критериям – возрастным, социальным, профессиональным и т.д.
Второе – арт-терапия, преимущественно средство невербального общения. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
Третье – арт-терапия деликатное средство для решения сложных проблем.
Четвертое – изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех
социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
Пятое – арт-терапия способствует свободному самовыражению и самопознанию.
Шестое – продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для диагностик динамики изменений.
Седьмое – арт-терапия, в большинстве случаев помогает сформировать более активную жизненную позицию.
И последнее, не менее важное, чем предыдущие положения, то, что арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Есть все основания полагать, что преимущества, выделенные доктором психологических наук А.И. Копытиным, в полной мере могут быть положены в основание психологических функций арт-терапии как средства профилактики эмоционального выгорания педагогов.
2.3. Методы арт-терапевтической помощи
В настоящее время известны три метода арт-терапевтической помощи.
Первый – это метод аналитической арт-терапии, в процессе которой искусство используется как элемент, подводящий к анализу и позволяющий клиенту раскрыться для этого анализа.
Второй метод – терапия творческим самовыражением, при котором стихийная природная защита от вредоносных внешних и внутренних воздействий побуждается и поправляется психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою, посветлеть в творческом вдохновении.
Третий метод арт-терапевтической помощи малоизвестен в России, но широко распространен в Европе. Это метод ориентированной арт-терапии или терапии изобразительным искусством, в котором используются отдельные методы и виды изобразительной деятельности, цвет и сочетания цветов, которые как феномены оказывают целительное воздействие на человека. Этот метод показан тем, для кого встреча с самим собой в процессе анализа является катастрофой. К этой группе относятся люди с «изношенной» или сильно травмированной душой, ранимые, неуверенные в себе.
Взамен проблематичного анализа, благодаря определенным видам и методам изобразительного искусства, назначаемым индивидуально в каждом конкретном случае, обратившийся за помощью побуждается к собственной внутренней активности, к собственной созидательной деятельности через укрепление «Я», хозяина душевных сил. Внимание направляется не на конечный результат, а на процесс, сопровождаемый определенными душевными переживаниями, что и приводит к исцелению.
Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства):
- Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно- прикладное творчество и т. д.
- Библиотерапия – лечебное воздействие чтением.
- Музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки.
- Цветотерапия – лечение цветом.
- Кинезиотерапия (танцетерапия, вокалотерапия, хореотерапия).
- Фольклорная арт-терапия – лечение произведениями народного творчества.
- Ароматерапия – улучшение психического и физического здоровья с помощью натуральных эфирных масел, полученных из ароматических растений.
- Имаготерапия – лечебное воздействие через образ, театрализацию.
2.4. Формы арт-терапии
Арт-терапия имеет три формы: активную, пассивную и смешанную:
- Активная – клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы и т.п.
- Пассивная – клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения и т п.
- Смешанная – клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.
2.5. Особенности организации арт-терапевтической сессии /занятия
Основная цель арт-терапии — гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Заповеди арт-терапии:
- Нет стеснительности. Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана.
- Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором.
- Свободный процесс выполнения работы.
Задачи арт-терапии:
- акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
- создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
- помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
Этапы арт-терапевтической сессии/занятия:
- Подготовка. Создание безопасной атмосферы, обеспечение комфортного, уединенного пространства.
- Вводная часть. Объяснение процесса, обсуждение правил, определение целей и ожиданий клиента/группы.
- Творческий процесс. Выбор темы, техники и материалов. Создание художественной работы, наблюдение за процессом терапевта.
- Рефлексия и обсуждение. Клиент/участники делятся своими мыслями и чувствами о созданной работе/ по желанию или внутреннему отклику.
- Интеграция опыта. Обобщение и выделение ключевых открытий и пониманий, планирование действий.
- Завершение сессии. Подведение итогов проделанной работы, комфортное завершение процесса.
3. Проблема эмоционального выгорания педагогов
и возможности арт-терапии
Эмоциональное выгорание педагога – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога. Это состояние характеризуется постепенной утратой профессиональной мотивации, эмоциональной отстраненностью от работы и снижением удовлетворенности от педагогического процесса.
Причины возникновения выгорания у педагогов:
- Высокая эмоциональная нагрузка.
- Необходимость постоянного контроля и оценки.
- Работа с большим количеством людей.
- Нестабильность рабочего графика.
- Недостаточная социальная поддержка.
- Административная нагрузка.
Основные признаки выгорания у педагогов:
- Эмоциональная истощенность и усталость.
- Снижение профессиональной эффективности.
- Проблемы со сном и концентрацией.
- Физические симптомы (головные боли, проблемы с пищеварением).
- Социальная изоляция.
- Потеря интереса к профессиональному развитию.
Арт-терапевтический подход представляет собой эффективное средство работы с эмоциональным выгоранием педагогов благодаря:
- Безопасной форме выражения эмоций.
- Возможности исследовать внутренний мир через творчество.
- Развитию новых способов эмоционального реагирования.
- Снижению уровня стресса.
- Улучшению межличностной коммуникации.
В основе эффективности арт-терапевтического подхода лежит уникальная способность искусства служить безопасным каналом для выражения и переработки сложных эмоциональных состояний, которые часто накапливаются у педагогов в процессе длительной профессиональной деятельности.
Особенность арт-терапии заключается в том, что она позволяет работать с эмоциональным выгоранием на нескольких уровнях одновременно.
Во-первых, творческий процесс сам по себе обладает выраженным антистрессовым эффектом, помогая снизить уровень тревожности и восстановить эмоциональное равновесие. Когда педагог погружается в творческий процесс, его внимание переключается с профессиональных проблем на созидательную деятельность, что создает пространство для психологической разрядки и восстановления.
Во-вторых, арт-терапевтические техники предоставляют возможность исследовать и переосмыслить свой профессиональный опыт через метафоры и символы. Это особенно важно для педагогов, испытывающих эмоциональное выгорание, поскольку позволяет взглянуть на свои проблемы с новой перспективы, не погружаясь при этом в травмирующие воспоминания напрямую.
Создание художественного произведения становится своеобразным безопасным пространством, где можно исследовать свои чувства и переживания без страха осуждения или критики.
Важным аспектом эффективности арт-терапии является её безопасное пространство. Педагог сам определяет глубину и интенсивность работы с материалом, что создает ощущение контроля над процессом и снижает сопротивление изменениям. В отличие от традиционных методов психологической работы, где часто требуется вербализация переживаний, арт-терапия позволяет выражать эмоции через образы, цвета и формы, что особенно ценно для тех, кто испытывает трудности с вербальным выражением своих чувств.
Групповые формы арт-терапии создают дополнительное пространство для социальной поддержки и профессионального общения. Совместное творчество способствует формированию новых связей и взаимопонимания между педагогами, что особенно важно при работе с эмоциональным выгоранием, часто сопровождающимся чувством изоляции и одиночества. В процессе совместной творческой деятельности участники могут делиться опытом, поддерживать друг друга и находить новые решения профессиональных проблем.
Арт-терапевтические техники также способствуют развитию самосознания и рефлексивных навыков. Через работу с художественными материалами педагог учится лучше понимать свои эмоциональные реакции, распознавать признаки нарастающего напряжения и своевременно применять техники саморегуляции. Это создает основу для профилактики эмоционального выгорания в будущем и помогает развивать более здоровые паттерны профессионального поведения.
Важным аспектом является то, что арт-терапия не требует специальных художественных навыков или талантов. Фокус делается не на качестве конечного продукта, а на процессе творчества и тех эмоциях, которые он вызывает. Это делает метод доступным для широкого круга педагогов, независимо от их предыдущего опыта в искусстве или творческих способностей. В процессе арт-терапевтической работы происходит постепенное восстановление эмоциональной стабильности и профессиональной мотивации.
Творческий процесс помогает педагогам вновь открыть для себя радость самовыражения и созидания, что напрямую связано с их способностью к эмпатии и вовлеченности в педагогический процесс. По мере продвижения в работе с арт-терапевтическими техниками многие педагоги отмечают улучшение качества взаимодействия с учениками, появление новых идей для преподавания и общее повышение удовлетворенности от профессиональной деятельности.
Таким образом, арт-терапевтический подход представляет собой комплексный метод работы с эмоциональным выгоранием педагогов, который учитывает как психологические, так и профессиональные аспекты данного состояния. Его эффективность обусловлена способностью одновременно воздействовать на эмоциональное состояние, когнитивные процессы и поведенческие паттерны, создавая условия для глубокого личностного и профессионального роста. Регулярное применение арт-терапевтических техник позволяет не только справляться с уже существующими симптомами выгорания, но и служит действенной профилактикой данного состояния, способствуя формированию более устойчивых механизмов профессиональной адаптации и эмоционального благополучия.
Практические результаты и позитивные изменения у педагогов вследствие арт- терапевтический работы:
1. Эмоциональная сфера:
- Снижение уровня тревожности.
- Восстановление эмоциональной стабильности.
- Улучшение способности к эмпатии.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Повышение эмоциональной гибкости.
2. Профессиональная деятельность:
- Восстановление интереса к работе.
- Повышение креативности в педагогическом процессе.
- Улучшение качества взаимодействия с учениками.
- Развитие новых подходов к решению профессиональных задач.
- Повышение общей работоспособности.
3. Личностное развитие:
- Развитие самопознания.
- Развитие рефлексивных навыков.
- Повышение самооценки.
- Развитие творческого потенциала.
4. Социальное взаимодействие:
- Улучшение коммуникативных навыков
- Развитие навыков командной работы
- Снижение конфликтности
- Формирование поддерживающих отношений
- Улучшение микроклимата в коллективе.
Таким образом, внедрение арт-терапевтических практик в систему профессиональной поддержки педагогов является важным шагом к созданию здоровой образовательной среды и повышению качества образовательного процесса в целом.
4. Цикл арт-терапевтических занятий «Путь к себе»
Групповая арт-терапия — это совместный опыт, который может помочь участникам выразить свои чувства, обогатить взаимопонимание в группе и работать над конкретными проблемами или целями.
Групповая арт-терапия, направленная на профилактику эмоционального выгорания, может быть организована в следующих форматах:
- Арт-терапевтическое занятие – форма творческой деятельности, организованная с определенными целями и задачами и направленная на улучшение психологического и эмоционального состояния участников через использование различных художественных техник и материалов.
- Тренинг с элементами арт-терапии – форма групповой работы, где используются как классические тренинговые методы, так и творческие задания для достижения поставленных целей.
- Арт-терапевтическая сессия – организованный процесс творческой деятельности чаще всего с высокой степенью свободы выбора материалов и темы, нацеленный на самовыражение клиента и исследование его внутреннего мира.
Для решения задач профилактики эмоционального выгорания педагогов автором разработан цикл арт-терапевтических занятий «Путь к себе».
Цель цикла – профилактика эмоционального выгорания педагогов через осознание и трансформацию внутренних противоречий для сохранения профессионально-творческой активности.
Задачи цикла:
- создавать в группе атмосферу эмоциональной поддержки, взаимного принятия, доброжелательности и взаимопомощи;
- создавать положительный эмоциональный климат и благоприятные условия для индивидуального и коллективного творческого процесса с помощью приемов арт-терапии;
- знакомить с арт-терапевтическими техниками и их применением в решении проблемы эмоционального выгорания;
- побуждать участников к самораскрытию через арт-терапевтические приемы;
- способствовать осознанию участниками своих внутренних ресурсов;
- способствовать гармонизаций внутреннего мира участников; снижению уровня тревожности; повышению уверенности в себе.
Целевая аудитория: педагогические работники.
Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 – 2.5 часа. Численность группы 9- 12 человек. На занятиях используется приятная релаксирующая музыка, комфортные материалы, спокойный темп.
Проблема, на решение которой направлен цикл – эмоциональное выгорание педагогов. Проблема очень актуальна для современного общества, педагоги сталкиваются с увеличением эмоциональной нагрузки, введением новых стандартов, технологий и индивидуализацией обучения. Эмоциональное выгорание ведет к снижению мотивации, ухудшению качества преподавания и повышенной текучести кадров. Решение этой проблемы требует системных подходов, включающих профилактику, поддержку и развитие внутренних и внешних ресурсов педагогов.
Решение задач профилактики эмоционального выгорания методами арт-терапии – это эффективный подход, который помогает снизить общую эмоциональную нагрузку, восстановить внутренний баланс, познакомиться с методами саморегуляции и повысить профессиональную удовлетворенность. Проведение групповых и индивидуальных занятий способствует образованию доверительной, безопасной и поддерживающей среды в коллективе, где можно свободно выражать свои эмоции без страха осуждения. Занятия повышают эмоциональную устойчивость, улучшают микроклимат, снижают уровень тревожности и стресса.
Особенности проведения: цикл занятий по профилактике эмоционального выгорания предполагает поэтапную работу и организован в виде последовательных занятий:
- Занятие 1. Работа с «выгорающей частью», цель: создание условий для трансформации негативных состояний, связанных с эмоциональным выгоранием в ресурс.
- Занятие 2. «Поиск ресурсов», цель: знакомство со способами восстановления и поддержания ресурсного состояния.
- Занятие 3. «Принятие себя», цель: содействие проживанию опыта безоценочного восприятия себя и процессу формирования более целостного ощущения и более полного принятия себя.
На первом занятии главной задачей является актуализация эмоционального состояния участников. На этом этапе участники знакомятся с причинами и симптомами эмоционального выгорания, с формами работы с «выгорающей (проблемной) частью», принятию и выходом в поддерживающее состояние. Педагогам предлагаются простые техники арт-терапии по самостоятельной работе с «выгорающей (проблемной) частью». На занятии участники рисуют 1 картину/ коллаж на бумаге формата А4 (работа со страхом, выгоревшей частью)
Второе занятие ставит своей задачей знакомство со способами восстановления и поддержания ресурсного состояния, формирование положительной самооценки, реализацию творческого потенциала участников и включает обучения технике дыхания, медитации и визуализации, релаксационные упражнения (МАК карты), выполнение работ в технике, основанной на методе правополушарного рисования формата А4 на бумаге (выход в ресурсное состояние, карта цели)
Третье занятие предполагает работу с принятием своей цельности, аутентичности, создают полноценную картину / автопортрет в технике правополушарного рисования. (маяк, морская жемчужина)
Все занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части проводятся разминочные упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, установление доверительной обстановки в группе. Главная задача встречи реализуется в основной части. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, рефлексии, сбор обратной связи от участников. Каждое занятие включает ряд разминочных и коррекционных упражнений. Перед каждым упражнением объясняется цель, подробно излагается инструкция к заданию и процедура проведения. Вследствие того, что у участников могут возникать вопросы, планируется дополнительное время для ответов и комментариев руководителя тренинга.
Руководитель группы следит за эмоциональным состоянием каждого из участников и группы в целом, в случае необходимости оказывать психологическую поддержку. В конце занятия будут подводиться итоги всех упражнений. Тем самым, будет предоставлена возможность всем желающим делиться своими переживаниями и ощущениями, связанными с целями и задачами цикла, либо конкретного занятия.
Оценка результативности: проведение опроса (анкетирования) среди участников об эмоциональном состоянии до и после тренинга. Опрос поможет понять оположительных / неположительных изменениях психологического состояния участников, например:
- снижение уровня стресса и тревожности;
- уменьшение чувства напряжения, эмоциональной усталости;
- развитие навыков саморегуляции;
- улучшение настроения и общего самочувствия;
- проявление креативности и творческого подхода к задачам;
- улучшение межличностных отношений в коллективе;
- возвращение интереса и мотивации к работе;
- создание личных арт-проектов и инструментов самоподдержки.
Общий эффект от внедрения практик арт-терапии в работу с педагогами, – это улучшение психологического состояния педагогов, что способствует и профессиональному развитию, и созданию более доброжелательной и поддерживающей среды в коллективе.
5. Список информационных источников
1. Акулинина И. А. «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Современная высшая школа: инновационный аспект, No. 1, 2013, с. 97-100.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. - СПб., 2000. - С.443-463.
3. Водопьянова Н.Е. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб, 2005
4. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие - Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 366 с.
6. Лаврова О. С., Синдром эмоционального выгорания и методы его
предотвращения // Работник социальной службы. - 2007.
7. Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» [Текст] / Е.С. Старченкова. - СПб., 2002. - 357с.
8. Трунов Д.В. Синдром выгорания: позитивный подход к. проблеме.: Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – No 8. – C.84-89
9. Пурнис Н.Е. «Возможности арт-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджера», автореферат. - СПб., 2008.
10. Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», практический курс, переизд. 1989
11. Бетти Эдвардс «Художник внутри нас», переизд. 1998