Статья «Проблема формирования художественного восприятия детей в изобразительной деятельности»
Проблема формирования художественного восприятия детей в изобразительной деятельности
В рамках современных тенденций гуманизации образования проблема воспитания у ребёнка эстетического и художественного мироощущения становится особенно актуальной в силу необходимости приобщения к духовному наследию нации. При этом вопрос касается не только восприятия произведений искусства, но и формирования у детей общечеловеческих и нравственных ценностей, остающихся неизменными на протяжении столетий.
Восприятием в широком смысле можно назвать некий синтез ощущений, возникающих в мозгу человека при совмещении внешнего образ предмета и комплекса его свойств. Без ощущений, помогающих понять суть исследуемого предмета, а также без представления о нём, не может быть целостного восприятия. Таким образом, познание мира на чувственном уровне базируется на представлении, восприятии и ощущениях.
Можно выделить три стадии процесса осмысления и восприятия художественного произведения:
Получение общего представления, предкоммуникативный этап.
Наполнение явления смыслом, содержанием – коммуникативный этап.
Оценка полученной информации – посткоммуникация.
Уроки изобразительного искусства в образовательном учреждении позволяют развивать у учащихся не просто эрудицию и общий кругозор в области искусства, но и подлинное художественное восприятие. Ребёнок учится получать, осознавать и перерабатывать информацию с последующим оцениванием предметов и явлений на чувственном уровне и отражением их в собственной системе координат.
Педагогика в числе первоочередных задач ставит формирование у подрастающего поколения понимания неотъемлемости каждого человека, в том числе и его самого, с окружающим миром. Это помогает прививать духовные ценности и причастность к:
человечеству
природе
искусству
культуре
миру в целом
Художественный вкус формируется благодаря осмыслению и познанию произведений искусства, ребёнок овладевает культурным наследием прошлых поколений и получает понимание ценности искусства как такового. Развитие восприятия можно назвать одним из важнейших аспектов учебно-познавательной деятельности на занятиях, совмещающих чувственное познание и восприятие объекта на субъективном уровне. Эту задачу сложно реализовать вне практических занятий. Благодаря практике учащиеся овладевают такими навыками и знаниями из области изобразительного искусства, как строение и форма, особенности натуры, тон и цвет.
При воспитании правильного художественного восприятия у детей появляется способность отличать стереотипные, графоманские произведения от тех, что несут культурную ценность. Творчески развитая личность обладает более глубокими познаниями, что позволяет не просто разбираться в тенденциях, направлениях и течениях, но и понимать искусство на чувственном уровне. Это помогает избежать поверхностного восприятия и дурновкусия.
Познавая сложные взаимосвязи окружающего мира и искусства, ребёнок выступает также в роли творца. Имея определённые знания и навыки, учащиеся получают возможность создавать работы и реализовывать различные по уровню сложности творческие задачи. При этом становится важным соблюдение правил изобразительного искусства, эстетики, избегание штампов и клише, а также знание техники, правил композиции, цветовых нюансов, сюжета и детализации.
Специалисты выделяют несколько ступеней художественного восприятия, характерных для разного возраста, уровня овладения материалом, интеллектуального развития: низкий, средний и высокий. Чем выше уровень, тем глубже человек способен постигать внутреннюю сущность произведения, выстраивать взаимосвязи между содержанием и формой, а также элементами выразительности, составляющими собственно художественный образ.
В детском возрасте восприимчивость к миру вокруг является наиболее высокой, дети эмоциональны и открыты для нового. Именно школьный возраст обладает всеми предпосылками для получения художественного опыта, воспитании эстетического вкуса и видения искусства. Ребёнок учится эмпатии и переживанию, воспринимает и интерпретирует всё прекрасное, что окружает его, и осознаёт себя в нём.