Статья «Формирование изобразительной компетенции обучающихся»
Радивил Лилия Владимировна
Преподаватель высшей категории
МБУДО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА
г. Горловка, ДНР
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Статья посвящена основным позициям формирования общекультурных компетенций обучающихся через изобразительное искусство. Одной из главных задач художественной школы является повышение навыков творческой деятельности, способность ориентироваться в пространстве искусства и культуры, умение применять их в повседневной жизни. Решать эту задачу возможно в рамках формирования у обучающихся общекультурных компетенций.
Ключевые слова: художественная компетенция, непрерывность художественного образования, системный подход, художественная школа, культура.
В последние годы происходят значимые преобразования в системе художественного образования в связи с внедрением новых стандартов. Отличительной чертой данного преобразования является принцип компетентности.
Компетенция – совокупность всех качеств личности (навыков, знаний, умений), которые влияют на самосовершенствование и эффективность его творческой деятельности.
Общекультурные компетенции находятся в числе ключевых, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Общекультурные компетенции – это определённый ряд вопросов, на которые обучающийся должен дать ответ, быть осведомлён, обладать знаниями и опытом их решения. К ним относятся особенности общечеловеческой культуры, национальной культуры, основы семейных, общественных явлений и традиций, роль образования в жизни человека. Новыми компетенциями учтено исследование главных компетентностей, которые каждый требует для собственной реализации, становления, активной позиции, общественной инклюзии и трудоустройства, которые готовы гарантировать собственную реализацию и жизненный успех в направлении всей жизни. Одной из главных компетенций считается осведомленность и самовыражение в сфере культуры, способность воспринимать произведения искусства, формировать личные художественные вкусы, самостоятельно формулировать идеи, навыки и ощущения с помощью искусства. Данная компетентность подразумевает основательное осознание собственной национальной идентичности как почвы открытого дела и почтения к обилию культурного выражения других [1].
Согласно анализу научно-методической литературы выяснилось, что определений понятия «изобразительная компетентность» на данном этапе недостаточно. Так, по утверждению А. Плахотского, изобразительную компетентность как новообразование в структуре личности можно представить в качестве готовности к обучению, развитию и воспитанию детей, используя средства изобразительной деятельности [2].
Ключевой задачей современной школы считается формирование главных и предметных компетенций обучающихся. В новой педагогической науке понятие «компетентность» трактуется как готовность к выполнению определенной деятельности, способность применить обретенные знания, умения и навыки в жизни.
Весомую роль в становлении личности играет художественное образование. От его качества во многом зависит культура и отдельной личности, и общества в целом. Совместной целью изобразительного образования считается развитие у детей больших эстетических эталонов на базе личностно-ценностного отношения к действительному миру и произведений искусства, возможности восприятия, осознания и создания художественных образов, составление потребностей и возможностей к творческой самореализации в процессе художественного осмысления мира [4].
Стоит обратить внимание, что благодаря изобразительному искусству формируются такие основные компетенции как:
познавательные — умение видеть красоту окружающего мира, чувственно-эмоциональное восприятие произведений искусства, выявление познавательной активности;
творческие — раскрытие и реализация творческих художественных способностей, установление креативности как черты личности, привлечение к обучающим играм, развитие ассоциативно-образного мышления, выявление и активизация фантазии, воображения при создании собственных образов в художественно-практической деятельности;
методологические — развитие логического мышления, умение определить цель, способы и организацию их достижения, способность к самоанализу и самооценки;
компетентность саморазвития (стимулирование познавательного интереса, привлечение к выполнению творческих заданий);
коммуникативные — понимание языка искусства как формы межличностного общения, многообразие творческих проявлений, видений, устное описание картины, участие в дискуссиях, осознание взаимосвязи со сверстниками и взрослыми и ответственности при выполнении творческих работ;
информационные — формирование умений пользоваться художественной литературой, энциклопедиями, репродукциями картин художников, проведение экскурсий, посещение музеев, персональных выставок и творческих мастерских художников;
мировоззренческие — восприятие целостной картины мира, формирование общечеловеческих ценностей, уважение к традициям, обычаям страны на основе овладения достижениями национальной культуры, стимулирование восприятия и понимания других культур.
Таким образом, с помощью изобразительного искусства осуществляются такие основные задания как:
развитие художественного восприятия, ассоциативно-образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, художественного вкуса, способности получать эстетическое наслаждение от произведений изобразительного искусства, красоты окружающего мира;
формирование художественных средств выразительности - колорита, формы, пространства, композиции; развитие чувства ритма, фактуры поверхности и индивидуальных творческих способностей;
развитие чувственно-эмоциональной сферы, способности эмоционально откликаться на различные проявления эстетического в окружающем мире и искусстве;
формирование духовных нравственных ценностей, национально-патриотического сознания, художественно-эстетических вкусов и интересов;
усвоение общечеловеческих ценностей и закрепление в сознании культурного опыта человечества.
Стоит также выделить то, что во время проведения уроков изобразительного искусства, необходимо научить наблюдать окружающий мир, видеть красоту в деталях, обращать внимание на разные предметы. Также развитие художественных способностей на уроках изобразительного искусства возможно только в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков [3]. Так, усваивая знания о передаче пространства, светотени, композиции, овладевая графическими умениями и навыками, обучающиеся тем самым развивают свои способности к изобразительной деятельности. Только при постоянной, последовательной практической деятельности у обучающихся могут развиться художественные способности [5].
Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что общекультурная компетентность касается сферы развития культуры личности и общества во всех её аспектах. Также она предполагает овладение культурным наследием, формирование культуры межличностных отношений на основах принципов толерантности, плюрализма, позволяет личности анализировать и оценивать важнейшие достижения национальной, европейской и мировой науки и культуры, ориентироваться в культурном и духовном контекстах современного общества, применять средства и технологии культурного взаимодействия.
Итак, что касается изобразительного искусства, потенциальные возможности искусства становятся реально формирующими факторами лишь при условии художественного отношения личности к самому искусству. А сформировать его и развивать возможно только в процессе постепенного, целостного, непрерывного обучения и воспитания обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Список использованных источников
1. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и перспективы. Библиотека по образовательной политике: [коллективная монография] / под общ. ред. Овчарук А. В. // К. «К.И.С.», 2004. - 112 с.
2. Масол Л.М. Художественно-педагогические технологии в основной школе: единство обучения и воспитания. Харьков: Типография Мадрид, 2015. 178 с.
3. Лемешева Н. А. Учимся видеть и творить прекрасное. Педагогический вестник. 2016. № 3. С. 76 80.
4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос. 2005. 12 декабря.
5. McClelland D. C. Testing for competence rather than for “intelligence”. American Psychologist. 1973. № 28. P. 1–14.