12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Радивил Лилия Владимировна861 Живу, люблю, творю! Россия, Донецкая Народная Респ., г.Горловка |
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Радивил Лилия Владимировна
Преподаватель высшей категории
МБУДО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА
г. Горловка, ДНР
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ключевые слова: художественная компетенция, непрерывность художественного образования, системный подход, художественная школа, культура.
В последние годы происходят значимые преобразования в системе художественного образования в связи с внедрением новых стандартов. Отличительной чертой данного преобразования является принцип компетентности.
Компетенция – совокупность всех качеств личности (навыков, знаний, умений), которые влияют на самосовершенствование и эффективность его творческой деятельности.
Общекультурные компетенции находятся в числе ключевых, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Общекультурные компетенции – это определённый ряд вопросов, на которые обучающийся должен дать ответ, быть осведомлён, обладать знаниями и опытом их решения. К ним относятся особенности общечеловеческой культуры, национальной культуры, основы семейных, общественных явлений и традиций, роль образования в жизни человека. Новыми компетенциями учтено исследование главных компетентностей, которые каждый требует для собственной реализации, становления, активной позиции, общественной инклюзии и трудоустройства, которые готовы гарантировать собственную реализацию и жизненный успех в направлении всей жизни. Одной из главных компетенций считается осведомленность и самовыражение в сфере культуры, способность воспринимать произведения искусства, формировать личные художественные вкусы, самостоятельно формулировать идеи, навыки и ощущения с помощью искусства. Данная компетентность подразумевает основательное осознание собственной национальной идентичности как почвы открытого дела и почтения к обилию культурного выражения других [1].
Согласно анализу научно-методической литературы выяснилось, что определений понятия «изобразительная компетентность» на данном этапе недостаточно. Так, по утверждению А. Плахотского, изобразительную компетентность как новообразование в структуре личности можно представить в качестве готовности к обучению, развитию и воспитанию детей, используя средства изобразительной деятельности [2].
Ключевой задачей современной школы считается формирование главных и предметных компетенций обучающихся. В новой педагогической науке понятие «компетентность» трактуется как готовность к выполнению определенной деятельности, способность применить обретенные знания, умения и навыки в жизни.
Весомую роль в становлении личности играет художественное образование. От его качества во многом зависит культура и отдельной личности, и общества в целом. Совместной целью изобразительного образования считается развитие у детей больших эстетических эталонов на базе личностно-ценностного отношения к действительному миру и произведений искусства, возможности восприятия, осознания и создания художественных образов, составление потребностей и возможностей к творческой самореализации в процессе художественного осмысления мира [4].
Стоит обратить внимание, что благодаря изобразительному искусству формируются такие основные компетенции как:
познавательные — умение видеть красоту окружающего мира, чувственно-эмоциональное восприятие произведений искусства, выявление познавательной активности;
творческие — раскрытие и реализация творческих художественных способностей, установление креативности как черты личности, привлечение к обучающим играм, развитие ассоциативно-образного мышления, выявление и активизация фантазии, воображения при создании собственных образов в художественно-практической деятельности;
методологические — развитие логического мышления, умение определить цель, способы и организацию их достижения, способность к самоанализу и самооценки;
компетентность саморазвития (стимулирование познавательного интереса, привлечение к выполнению творческих заданий);
коммуникативные — понимание языка искусства как формы межличностного общения, многообразие творческих проявлений, видений, устное описание картины, участие в дискуссиях, осознание взаимосвязи со сверстниками и взрослыми и ответственности при выполнении творческих работ;
информационные — формирование умений пользоваться художественной литературой, энциклопедиями, репродукциями картин художников, проведение экскурсий, посещение музеев, персональных выставок и творческих мастерских художников;
мировоззренческие — восприятие целостной картины мира, формирование общечеловеческих ценностей, уважение к традициям, обычаям страны на основе овладения достижениями национальной культуры, стимулирование восприятия и понимания других культур.
Таким образом, с помощью изобразительного искусства осуществляются такие основные задания как:
развитие художественного восприятия, ассоциативно-образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, художественного вкуса, способности получать эстетическое наслаждение от произведений изобразительного искусства, красоты окружающего мира;
формирование художественных средств выразительности - колорита, формы, пространства, композиции; развитие чувства ритма, фактуры поверхности и индивидуальных творческих способностей;
развитие чувственно-эмоциональной сферы, способности эмоционально откликаться на различные проявления эстетического в окружающем мире и искусстве;
формирование духовных нравственных ценностей, национально-патриотического сознания, художественно-эстетических вкусов и интересов;
усвоение общечеловеческих ценностей и закрепление в сознании культурного опыта человечества.
Стоит также выделить то, что во время проведения уроков изобразительного искусства, необходимо научить наблюдать окружающий мир, видеть красоту в деталях, обращать внимание на разные предметы. Также развитие художественных способностей на уроках изобразительного искусства возможно только в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков [3]. Так, усваивая знания о передаче пространства, светотени, композиции, овладевая графическими умениями и навыками, обучающиеся тем самым развивают свои способности к изобразительной деятельности. Только при постоянной, последовательной практической деятельности у обучающихся могут развиться художественные способности [5].
Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что общекультурная компетентность касается сферы развития культуры личности и общества во всех её аспектах. Также она предполагает овладение культурным наследием, формирование культуры межличностных отношений на основах принципов толерантности, плюрализма, позволяет личности анализировать и оценивать важнейшие достижения национальной, европейской и мировой науки и культуры, ориентироваться в культурном и духовном контекстах современного общества, применять средства и технологии культурного взаимодействия.
Итак, что касается изобразительного искусства, потенциальные возможности искусства становятся реально формирующими факторами лишь при условии художественного отношения личности к самому искусству. А сформировать его и развивать возможно только в процессе постепенного, целостного, непрерывного обучения и воспитания обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Список использованных источников
1. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и перспективы. Библиотека по образовательной политике: [коллективная монография] / под общ. ред. Овчарук А. В. // К. «К.И.С.», 2004. - 112 с.
2. Масол Л.М. Художественно-педагогические технологии в основной школе: единство обучения и воспитания. Харьков: Типография Мадрид, 2015. 178 с.
3. Лемешева Н. А. Учимся видеть и творить прекрасное. Педагогический вестник. 2016. № 3. С. 76 80.
4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос. 2005. 12 декабря.
5. McClelland D. C. Testing for competence rather than for “intelligence”. American Psychologist. 1973. № 28. P. 1–14.