12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мирошник Джульетта Геннадьевна33
Россия
6

Статья на тему «Глобальные проблемы экологии сквозь призму функциональной грамотности на уроках английского языка»

Мирошник Д.Г.

Учитель английского языка

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия №652 Выборгского района 

Санкт-Петербурга

«Глобальные проблемы экологии сквозь призму

функциональной грамотности на уроках английского языка»

 

Знания о явлениях и процессах, происходящих в окружающей природной среде, в той или иной мере присутствовали на всех стадиях развития общества и в различных культурах. Человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно обращается к природе для того, чтобы удовлетворить свои потребности, как материальные, так и духовные. Именно осознание этой потребности, нашей зависимости от природного фактора и лежит в основе проведения уроков английского языка по экологической тематике[3].

Работа в сфере экологического знания на уроках английского языка должна быть направлена на развитие важных экологических компетенций учащихся, формирование экологической культуры, новых путей мышления и природоохранной деятельности. Экологическая компетентность включает в себя следующие направления:

социальная (способность участвовать в принятии решений, касающихся защиты окружающей среды, ответственность, способность регулировать конфликты между насущными социальными потребностями и жизнеспособностью окружающей среды);

философская (осознание важности сохранения окружающей среды, восприятие философских и культурных основ экологического мировоззрения, умение жить в мире с природой);

информационная (способность использовать разные источники информации);

коммуникативная (способность изучать новые экологические знания в течение всей жизнь и уметь передавать их другим в доступной для них форме).

Глобальный экологический кризис привел к тому, что экологические проблемы стали центром общественных исследовательских организаций и средств массовой информации. И на уровне школьного образования- уроки по экологической тематике являются инструментом для решения экологических проблем.

Говоря о функциональной грамотности учащегося,  способности человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней, мы развиваем и экологическую грамотность. В свою очередь, экологическая грамотность современного человека отличается своей "динамичностью". Поскольку окружающая среда - это глобальный и универсально значимый предмет, учащиеся заинтересованы в проведении проектных уроков на английском языке.

Говоря о целях проведения таких уроков, можно выделить следующие:

Обучающая

освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по экологической тематике

освоить употребление грамматических конструкций и их использование в связной речи в контексте проблемы изменения климата

Развивающая

развивать умения во всех видах речевой деятельности, осваивать приемы запоминания новых английских слов

Воспитательная

воспитывать чувство уважения к природе и осознание своей роли в защите окружающей среды

Преимуществом проведения уроков английского языка по экологической тематике является успешное наложение и синтез лексического и грамматического материала (применение Present Perfect/Present Perfect Continuous для анализа динамики в линейных графиках), а также отработка навыков диалогической и монологической речи[1].

При планировании урока важно определить три целевых компонента: основной (main aim), вспомогательный (subsidiary) и личный (personal). Примеры постановки целевых компонентов урока по теме «Климатические изменения Земли» отражены в табл. 1.

Таблица № 1

Main aim

Subsidiary aims

Personal aims

To practice communicative skills and improve analytical skills in the context of the Earth climate change.

Example exponent:

The Earth temperatures have risen dramatically for the last few decades

Grammar: to revise Present Perfect

Functional exponents : Have/has+V3f

Vocabulary: to consolidate lexis for dynamics reflection

Phonology: to focus on intonation

Speaking: to give controlled/uncontrolled oral practice

To improve my organization of the whiteboard

To give clear examples


 

Важно разработать план урока, а именно определить его компоненты, начиная с цели и прорабатывая вплоть до предполагаемых проблем, которые могут возникнуть в ходе урока. (См. табл. 2).

Таблица №2

Class Profile

Who are we planning the lesson for?

Timetable fit

How is the lesson connected to the last lesson and/or/the next lesson?

Main aim(s)

What do we want learners to learn to be able to do by the end of the lesson?

Subsidiary aims

What else do learners need to be able to do?

Stage aim

What is the purpose of each aim of the lesson?

Personal aims

Aspects of teaching we want to develop or improve

Assumptions

What do we think learners already know or can already do related to the aim?

Anticipated problems

What may learners find difficult in the lesson?

Possible solutions

What action will take to deal with the problem?

Teaching aids, material, equipment

What should we remember to take to the lesson?

Procedures

What are the tasks and activities?

Timing

Length of time for each stage

Interaction Patterns

Ways learners will work at different stage

Homework

Further work that learners need to do before the next lesson


 

Ниже приведены методические примеры построения уроков. «Урок 1»- освоение новой лексики по теме «Мониторинг таяния ледников» («Glaciers Melting Monitoring») – 3 год обучения (Spotlight) и Урок 2- развитие навыков чтения по теме «Климатические изменения Земли» («Earth Temperatures»)- 3 год обучения (Spotlight).

Таблица№ 3

Lesson 1 (Introducing new language)

Lesson 2 (Developing reading skills)

Warmer/Lead –in: students describe contrasting pictures of the Greenland Glacier (1900/2020)

Reading task: students read article comparing the Glaciers in the picture

Focus on form- Students notice forms used in text for comparison and deduce rule for formation of comparison adjectives

Controlled practice: students apply to complete worksheet exercise.

Speaking task- in pair students make further comparison based on pictures of the Arctic Glacier

Homework (writing)-students produce a similar text comparing second pair of pictures.

Warmer/Lead-in: teacher asks students about average temperature in St.-Petersburg in different seasons

2. Pre-teaching vocabulary: pairs complete worksheet

3. Gist reading task

4. Detailed reading task1(text organization) Students match jungle paragraph summaries to the text

5. Detailed reading task2 (sentence-level comprehension) true/false task

Extension (speaking)

Discussion/brainstorm ideas regarding preventing climate change

Homework (Writing a temperature diary of any city for the last decade )


 

Данные модели применимы к различным тематикам. В практике гимназии № 652 г. Санкт-Петербурга имеется проведение эко-уроков и для учащихся первого года обучения, посвящённые вымирающим видам животных и среде их обитания («Extinct animals and their habitat»).

Как учителю важно осознать эффективность каждого урока, так и ученику важно ощущать результативность овладения языком, возможность им практически пользоваться. И определенными возможностями в этом плане могут обладать дебаты. В сфере экологии и защиты окружающей среды, такие темы, как открытие градообразующего предприятия, закупка предприятием очистных сооружений и осуществление производственных сливов в водоемы является превосходной платформой для выражения учащимися своего мнения и личностной позиции по этому вопросу. При разделении учащихся на группы особо важную роль играет фактор взаимодействия (interaction), целью которого является защита ролевой позиции (будь то государство-налогополучатель или «the green»). Здесь задача учителя заключается в качественной фасилитации и «eliciting», где учитель помогает учащемуся изложить информацию, используя описание, перефразирование, шкалу степеней и визуализацию[5].

Ориентирование по карте в поиске контейнеров для различных видов перерабатываемых отходов – вид деятельности, применимый во всех параллелях школы и осуществим на практике с использованием реальных карт. При работе с картами происходит синтез грамматического материала (модальные глаголы can/should/must) и новых лексических единиц (go straight/ go forward/ turn right). Учащимся важно дать некую свободу, применяя методику “mingling activities”, при которой учащиеся, передвигаясь по классу, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Особо ценным и зрелищным в проведении эко-уроков является ресурс National Geographic и его коллекция короткометражных видеофильмов, посвященных нашей планете и проблемам окружающей среды. Фильмы с богатым лексическим сопровождением и графическим наполнением снабжают учащихся новой лексикой и активизируют их нравственную позицию.

Заключительным этапом проведения уроков по экологической тематике является «brainstorming». Главным приоритетом мозгового штурма является количество, а не качество. Здесь важно быть открытым для всех идей и возможностей. Существуют различные способы проведения «brainstorming». Для школьников младшего звена наиболее подходящей является методика «brain writing» или «figuring storming». Для среднего и старшего звена- «rapid ideation» или «round robin brainstorming», где каждый в обязательном порядке (по кругу) высказывает свое мнение или вносит предложение по разрешению определенной проблемы. Таким образом, вовлечение учащихся в реальное общение способствует использованию естественных стратегии для овладения языком, его использованию в речи.

Таким образом, в основе проведения уроков по эко-тематике лежит не только принцип предоставлении специализированных знаний в области английского языка, но и воспитание сознательных, экологически-ориентированных граждан.

 

 

Библиография

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)

Флеенко А.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;

Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://som.fio.ru/getblob.asp ?id= 10007856# Тос26155139

http://минобрнауки.рф/

http://www.spotlightonrussia.ru

https://www.nationalgeographic.com/environment/global-warming/big-thaw/

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.