Статья на тему «Глобальные проблемы экологии сквозь призму функциональной грамотности на уроках английского языка»
Мирошник Д.Г.
Учитель английского языка
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия №652 Выборгского района
Санкт-Петербурга
«Глобальные проблемы экологии сквозь призму
функциональной грамотности на уроках английского языка»
Знания о явлениях и процессах, происходящих в окружающей природной среде, в той или иной мере присутствовали на всех стадиях развития общества и в различных культурах. Человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно обращается к природе для того, чтобы удовлетворить свои потребности, как материальные, так и духовные. Именно осознание этой потребности, нашей зависимости от природного фактора и лежит в основе проведения уроков английского языка по экологической тематике[3].
Работа в сфере экологического знания на уроках английского языка должна быть направлена на развитие важных экологических компетенций учащихся, формирование экологической культуры, новых путей мышления и природоохранной деятельности. Экологическая компетентность включает в себя следующие направления:
социальная (способность участвовать в принятии решений, касающихся защиты окружающей среды, ответственность, способность регулировать конфликты между насущными социальными потребностями и жизнеспособностью окружающей среды);
философская (осознание важности сохранения окружающей среды, восприятие философских и культурных основ экологического мировоззрения, умение жить в мире с природой);
информационная (способность использовать разные источники информации);
коммуникативная (способность изучать новые экологические знания в течение всей жизнь и уметь передавать их другим в доступной для них форме).
Глобальный экологический кризис привел к тому, что экологические проблемы стали центром общественных исследовательских организаций и средств массовой информации. И на уровне школьного образования- уроки по экологической тематике являются инструментом для решения экологических проблем.
Говоря о функциональной грамотности учащегося, способности человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней, мы развиваем и экологическую грамотность. В свою очередь, экологическая грамотность современного человека отличается своей "динамичностью". Поскольку окружающая среда - это глобальный и универсально значимый предмет, учащиеся заинтересованы в проведении проектных уроков на английском языке.
Говоря о целях проведения таких уроков, можно выделить следующие:
Обучающая
освоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по экологической тематике
освоить употребление грамматических конструкций и их использование в связной речи в контексте проблемы изменения климата
Развивающая
развивать умения во всех видах речевой деятельности, осваивать приемы запоминания новых английских слов
Воспитательная
воспитывать чувство уважения к природе и осознание своей роли в защите окружающей среды
Преимуществом проведения уроков английского языка по экологической тематике является успешное наложение и синтез лексического и грамматического материала (применение Present Perfect/Present Perfect Continuous для анализа динамики в линейных графиках), а также отработка навыков диалогической и монологической речи[1].
При планировании урока важно определить три целевых компонента: основной (main aim), вспомогательный (subsidiary) и личный (personal). Примеры постановки целевых компонентов урока по теме «Климатические изменения Земли» отражены в табл. 1.
Таблица № 1
Main aim |
Subsidiary aims |
Personal aims |
To practice communicative skills and improve analytical skills in the context of the Earth climate change. Example exponent: The Earth temperatures have risen dramatically for the last few decades |
Grammar: to revise Present Perfect Functional exponents : Have/has+V3f Vocabulary: to consolidate lexis for dynamics reflection Phonology: to focus on intonation Speaking: to give controlled/uncontrolled oral practice |
To improve my organization of the whiteboard To give clear examples |
Важно разработать план урока, а именно определить его компоненты, начиная с цели и прорабатывая вплоть до предполагаемых проблем, которые могут возникнуть в ходе урока. (См. табл. 2).
Таблица №2
Class Profile |
Who are we planning the lesson for? |
Timetable fit |
How is the lesson connected to the last lesson and/or/the next lesson? |
Main aim(s) |
What do we want learners to learn to be able to do by the end of the lesson? |
Subsidiary aims |
What else do learners need to be able to do? |
Stage aim |
What is the purpose of each aim of the lesson? |
Personal aims |
Aspects of teaching we want to develop or improve |
Assumptions |
What do we think learners already know or can already do related to the aim? |
Anticipated problems |
What may learners find difficult in the lesson? |
Possible solutions |
What action will take to deal with the problem? |
Teaching aids, material, equipment |
What should we remember to take to the lesson? |
Procedures |
What are the tasks and activities? |
Timing |
Length of time for each stage |
Interaction Patterns |
Ways learners will work at different stage |
Homework |
Further work that learners need to do before the next lesson |
Ниже приведены методические примеры построения уроков. «Урок 1»- освоение новой лексики по теме «Мониторинг таяния ледников» («Glaciers Melting Monitoring») – 3 год обучения (Spotlight) и Урок 2- развитие навыков чтения по теме «Климатические изменения Земли» («Earth Temperatures»)- 3 год обучения (Spotlight).
Таблица№ 3
Lesson 1 (Introducing new language) |
Lesson 2 (Developing reading skills) |
Warmer/Lead –in: students describe contrasting pictures of the Greenland Glacier (1900/2020) Reading task: students read article comparing the Glaciers in the picture Focus on form- Students notice forms used in text for comparison and deduce rule for formation of comparison adjectives Controlled practice: students apply to complete worksheet exercise. Speaking task- in pair students make further comparison based on pictures of the Arctic Glacier Homework (writing)-students produce a similar text comparing second pair of pictures. |
Warmer/Lead-in: teacher asks students about average temperature in St.-Petersburg in different seasons 2. Pre-teaching vocabulary: pairs complete worksheet 3. Gist reading task 4. Detailed reading task1(text organization) Students match jungle paragraph summaries to the text 5. Detailed reading task2 (sentence-level comprehension) true/false task Extension (speaking) Discussion/brainstorm ideas regarding preventing climate change Homework (Writing a temperature diary of any city for the last decade ) |
Данные модели применимы к различным тематикам. В практике гимназии № 652 г. Санкт-Петербурга имеется проведение эко-уроков и для учащихся первого года обучения, посвящённые вымирающим видам животных и среде их обитания («Extinct animals and their habitat»).
Как учителю важно осознать эффективность каждого урока, так и ученику важно ощущать результативность овладения языком, возможность им практически пользоваться. И определенными возможностями в этом плане могут обладать дебаты. В сфере экологии и защиты окружающей среды, такие темы, как открытие градообразующего предприятия, закупка предприятием очистных сооружений и осуществление производственных сливов в водоемы является превосходной платформой для выражения учащимися своего мнения и личностной позиции по этому вопросу. При разделении учащихся на группы особо важную роль играет фактор взаимодействия (interaction), целью которого является защита ролевой позиции (будь то государство-налогополучатель или «the green»). Здесь задача учителя заключается в качественной фасилитации и «eliciting», где учитель помогает учащемуся изложить информацию, используя описание, перефразирование, шкалу степеней и визуализацию[5].
Ориентирование по карте в поиске контейнеров для различных видов перерабатываемых отходов – вид деятельности, применимый во всех параллелях школы и осуществим на практике с использованием реальных карт. При работе с картами происходит синтез грамматического материала (модальные глаголы can/should/must) и новых лексических единиц (go straight/ go forward/ turn right). Учащимся важно дать некую свободу, применяя методику “mingling activities”, при которой учащиеся, передвигаясь по классу, задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Особо ценным и зрелищным в проведении эко-уроков является ресурс National Geographic и его коллекция короткометражных видеофильмов, посвященных нашей планете и проблемам окружающей среды. Фильмы с богатым лексическим сопровождением и графическим наполнением снабжают учащихся новой лексикой и активизируют их нравственную позицию.
Заключительным этапом проведения уроков по экологической тематике является «brainstorming». Главным приоритетом мозгового штурма является количество, а не качество. Здесь важно быть открытым для всех идей и возможностей. Существуют различные способы проведения «brainstorming». Для школьников младшего звена наиболее подходящей является методика «brain writing» или «figuring storming». Для среднего и старшего звена- «rapid ideation» или «round robin brainstorming», где каждый в обязательном порядке (по кругу) высказывает свое мнение или вносит предложение по разрешению определенной проблемы. Таким образом, вовлечение учащихся в реальное общение способствует использованию естественных стратегии для овладения языком, его использованию в речи.
Таким образом, в основе проведения уроков по эко-тематике лежит не только принцип предоставлении специализированных знаний в области английского языка, но и воспитание сознательных, экологически-ориентированных граждан.
Библиография
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)
Флеенко А.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;
Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
http://минобрнауки.рф/
http://www.spotlightonrussia.ru
https://www.nationalgeographic.com/environment/global-warming/big-thaw/