12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джиоева Эльвира Станиславовна666
Педагог-психолог, стаж работы 10 лет. Работала с детьми от 6 лет до подросткового возраста, сейчас работаю с детьми имеющими статус ОВЗ
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
5

Доклад «Проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный и воспитательный процессы, и возможные пути их решения»

Доклад

«Проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный и воспитательный процессы, и возможные пути их решения»

Педагог-психолог

Джиоева Э.С.

Владикавказ 2021г.

 

«Проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный и воспитательный процессы, и возможные пути их решения»

 

Вообразите школу с детьми, которые умеют читать и писать,

но с учителями, которые не умеют, и вы получите представление

о Веке информации, в котором мы живем.

 

Питер Кохрейн

 

 В век компьютерных технологий, современное образование неизбежно претерпевает кардинальные изменения. Надо сказать, что эти изменения происходят повсеместно и немудрено, что они коснулись сферы образования. Безусловно, о положительных и отрицательных сторонах данного процесса можно говорить много и долго, но более подробно, хотелось бы освятить специфику проблемы внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Исходя из своего опыта работы, я могу выделить две категории данной проблемы, которые можно рассматривать как отдельно, так и в связки друг с другом. Первая категория проблем возникает в процессе внедрения информационо-коммуникативных технологий, в условиях привычного, очного образования. Вторая категория проблем связанна с заочным или дистанционным образованием. 

Работая  в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, там, где индивидуальный подход к образовательному процессу тесно взаимосвязан с комплексной работай, стоит острая необходимость слаженной, организованной деятельности всего педагогического коллектива, как единого организма. Поэтому работа активно ведется как с коллективом детей, так и со взрослыми. Слабое владение ИКТ усложняет работу не только непосредственно самого специалиста, который столкнулся с такой проблемой, но и всех участников образовательного процесса. Проблемы первой категории, "оголяют"  и выводят на новый уровень такое понятие как "функциональная неграмотность". Многие специалисты вне зависимости от возрастных и личностных особенностей, подчас не знают даже элементарных азов владения, например: компьютером или такими популярными текстовыми редакторами как "Word", "Блокнот", "WordPad",  и т.д. Разумеется, такой недостаток влечет за собой нервное напряжение, ситуацию дистресса, в которую попадает главным образом сам педагог, и в целом тормозит учебный процесс. Ведь на сегодняшний день весь печатный и письменный методический материал должен иметь и электронную версию тоже. Были случаи, что некоторые специалисты, имеющие большой стаж и богатый педагогический опыт, не справляясь с подобными нововведениями, просто увольнялись. Помимо отсутствия владения необходимыми знаниями, умениями и навыками в применении компьютерных технологий, многие педагоги и сами родители, не всегда имеют возможности приобрести эти самые "технологии".

Введение такого популярного нынче "заморского" термина, как Локдаун (от древнегерман."loc"- замок и англ. предлог "down"- вниз.), в период пандемии, обозначило ряд проблем второй категории, связанной с дистанционным образованием. Карантинные меры, показали, насколько наше общество неготово к удаленной форме преподавания и обучения. Отсутствие технического оснащения (компьютера или телефона с выходом в интернет), недостаточная организация рабочего времени и пространства, отсутствие полноценного контроля педагогического процесса, а также отсутствие среды сверстников необходимой для успешной социализации, все это лишь скромная часть "айсберга" возникающих сложностей. Во многих семьях не было возможности полноценного осуществления задач педагогического процесса, не только из-за отсутствия или нехватки необходимых ресурсов, но и нехватки знаний в этом направлении. А если учитывать специфику, нашего учреждения, ситуация становилась патовой, ведь многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья, просто не обладали необходимыми психолого‑педагогическими компетенциями для правильного и   гармоничного осуществления учебно‑воспитательного процесса. Если в работе с семьями  обычных детей, дистанционная форма обучения с применением    компьютерных технологий, уместна и даже открывает больше возможностей  для  развития. То в обучении детей с ОВЗ ситуация обстояла несколько иначе. Обычной мамочке, необычного ребенка, приходилось выполнять работу, специалиста который учился годами своему делу. Да и после возвращения к очной форме, ситуация не менялась "по щелчку", в лучшую сторону. Процессы адаптации после выхода из дистанционного обучения протекали медленно и тяжело, часто происходили "откаты".

Несмотря на те трудности которые вызывает процесс внедрения ИКТ в учебную деятельность и в нашу жизнь, у данного вектора развития, много плюсов. И наша задача, на сегодняшний день, как педагогических "первопроходцев" в мире информационно- коммуникативных технологий, это грамотная интеграция этих процессов для создания качественно нового, модернизированного и эффективного образовательного пространства.

Решить задачу снабжения необходимыми ресурсами, педагогического коллектива или семей воспитанников, увы не во власти подведомственных образовательных учреждений. Скорее всего, это вопросы более глобального характера, имеющие отношение к экономической ситуации нашей страны, вопросы низких заработных плат, высокого уровня безработицы, а подчас и обычного тунеядство (которым могут "промышлять" нерадивые родители, желающие жить на иждивении у государства). Хотя известно что, в период пандемии, многим семьям была оказана помощь в снабжении компьютерной техникой, для создания условий образовательного процесса в рамках дистанционного обучения. В наших же силах работа иного порядка. То, что мы можем делать лучше всего, а именно "просвещать и обучать".

Поначалу многие педагоги решали задачи ИКТ простыми, на первый взгляд, способами. Сотрудники, которые не владели ИКТ, просили других о помощи. Оказать помощь в этом деле своим коллегам, не составляло особого труда до тех пор, пока это не вошло в систему и не стало отвлекать от основной работы. Затем многие начали делать двойную работу: писать все в ручную, и отдавать материал другим людям, для выведения его в вордовский документ, естественно это процедура была платной, получалось, что работник делает двойную работу, за которую сам еще и платит.

Ввиду того, что овладение компьютерными технологиями требует хотя бы элементарной подготовки, и удовольствие это не из дешевых, а в нашем учреждении нет единицы постоянного системного программиста, которого можно было бы озадачить данным вопросом, специалистами нашего сада, была разработана программа для сотрудников, по освоению элементарной компьютерной грамотности. В программу вошли:

  • Азы работы с наиболее распространенными браузерами (Яндекс, Opera, Google chrome );
  • Начальный уровень владения Microsoft Word;
  • Начальный уровень владения Microsoft Excel;
  • Азы работы с поисковыми системами Яндекс и Google;
  • Работа с почтовой системой Mail.ru ;
  • Работа в популярном бесплатном мессенджере WhatsApp.

Процесс внедрения информационно-компьютерных технологий достаточно емок, для облегчения задачи, мы начали с личного овладения и совершенствования собственных знаний в этой области.

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ильина Анна Юрьевна, 06.12.21 в 13:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отмеченную проблематику, думаю без освоения компьютерной грамотности невозможна плодотворная работа.
Джиоева Эльвира Станиславовна, 07.12.21 в 16:05 0Ответить Пожаловаться
В современных реалиях однозначно))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.