Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
УДК 378.1 |
В.А. Попова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №25», municipal budget educational institution Kiselevskogo GORODSKOGO OKRUGA "secondary school №25", Kiselevsk E-mail: vikahk25@gmail.com |
Применение системно-деятельностного подхода на уроках в условиях реализации ФГОС НОО
The application of systemic-activity approach in the classroom in the implementation of the GEF IEO
Аннотация. Данная статья раскрывает суть системно-деятельностного подхода. Здесь можно ознакомиться с принципами и технологиями данного подхода. А так же рассмотреть этапы современного урока.
Abstract. This article reveals the essence of the systemic-activity approach. Here you can get acquainted with the principles and technologies of this approach. And also consider the stages of the current lesson.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, дидактические принципы, технологии обучения.
Indexterms: system-active approach, didactic principles, learning technology.
В соответствии с современными образовательными стандартами 2010 года школьники на уроках оцениваются не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе универсальных учебных действий. Основным приоритетом современного образования является привитие умения учиться и применять полученные знания в жизни.
В основу современного образования положен системно-деятельностный подход, целью которого является познание и освоение картины мира, а так же усвоение универсальных учебных действий. При реализации данного подхода необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.
Основная задача системно-деятельностного подхода организовать учебный процесс в виде сотрудничества, совместной добычи знаний, а не трансляцию знаний учителем для учеников. На уроках необходимо создавать условия, в которых дети активно будут участвовать в получении информации, не пассивно ее принимать. Главным результатом является развитие универсальных учебных действий учащихся. Роль учителя при таком подходе, заключается в сопровождении учеников.
Сегодня, как и всегда основной формой организации обучения является урок. Чтобы правильно выстроить урок при системно-деятельностном подходе, давайте рассмотрим дидактические принципы:
· Принцип деятельности - заключается в том, что ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, активно участвуют в их систематизации. Активная деятельность способствует формированию общекультурных, общеучебных и деятельностных способностей.
· Принцип непрерывности – означает неразрывную связь между всеми этапами и ступенями обучения, применение методик в соответствии с возрастными особенностями детей.
· Принцип целостности – заключается в формировании целостной картины об окружающем нас мире.
· Принцип психологической комфортности – предполагает создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, направленной на сотрудничество, диалоговое общение, реализацию учебной программы.
· Принцип вариативности – предполагает формирование умений принимать решения в ситуации выбора и перебора вариантов.
· Принцип творчества – направлен на приобретение опыта в творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход подразумевает самостоятельную деятельность учеников на каждом из этапов урока. Рассмотрим этапы современного урока.
1. Мотивация к учебной деятельности. На этом этапе можно озвучить интересный факт, показать видеосюжет, дать прослушать музыкальный фрагмент, создать проблемную ситуацию. Тогда у всех учеников возникает потребность включиться в работу.
2. Актуализация знаний. Ученики анализируют свои знания для выполнения и достижения поставленной задачи, составляют план дальнейших действий.
3. Целеполагание. На основе проблемы ученики определяют тему урока, и участвуют в постановке задач к уроку.
4. Реализация. На этом этапе происходит открытие нового. Возможные формы: составление схем, групповая работа, работа в парах, мини-проекты, мини-исследование и т.д.
5. Первичное закрепление с коментированием. На этом этапе ученики прорешивают аналогичные задания и проговариваю алгоритм решения вслух.
6. Самостоятельная работа (внутренняя речь). Ученики самостоятельно прорешивают задание нового типа. Пошагово сравнивая его с имеющимся шаблоном. Проверяют правильность решения, осуществляя рефлексию.
7. Рефлексия. Происходит оценка собственной деятельности на уроке, соотношение поставленных задач и результатов урока. Возможно использовать формы: цветовая техника, закончи предложение, свободный микрофон, сравни с шаблоном.
Для эффективного усвоения учебного материала на уроках можно использовать следующие технологии системно-деятельностного подхода.
· Технология оценивания. При использовании данной технологии, у учащихся можно развивать навыки самоконтроля, способность адекватно оценивать свою деятельность, а так же формировать мотивацию к успеху.
· Проблемно-диалогическая технология. В процессе решения поставленной задачи все ученики ищут пути решения проблемы, тем самым формируют свой запас знаний.
· Технология продуктивного чтения. Использование данной технологии помогает учится понимать прочитанное, извлекать главное и использовать это в решении проблем.
Применение даны технологий позволяет формированию самооценки, самоконтроля, способности извлекать нужную информацию и использовать её на практике.
Используя регулярно данный подход на своих уроках можно придти к следующим рузультатам:
· Личностные: проявление способности к саморазвитию, мотивации в получении знаний, становление личности, формирование индивидуальных взглядов.
· Метапредметные: развитие способности общения, как с учителем, так и с одноклассниками, освоение основных учебных действий, таких как способность учиться, регулировать свою деятельность.
· Предметные: формирование целостной картины мира, получение знаний и успешное их применение на практике.
Таким образом мы видим, что применение данного подхода на практике приводит к успешному освоению школьного материал, приобретению навыков использования знания в жизни и профессиональной деятельности, а также к становлению успешной развитой личности.
Литература
1. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
2. Холкина Л.В. Формирование метапредметных результатов образования школьников на основе системно-деятельностного подхода // Институт развития образования Республики Башкортостан