12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Виктория Андреевна33

УДК 378.1

В.А. Попова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №25»,
Киселевск

V.A. Popova

municipal budget educational institution Kiselevskogo GORODSKOGO OKRUGA "secondary school №25",

Kiselevsk

E-mail: vikahk25@gmail.com

 

Применение системно-деятельностного подхода на уроках в условиях реализации ФГОС НОО

The application of systemic-activity approach in the classroom in the implementation of the GEF IEO

 

Аннотация. Данная статья раскрывает суть системно-деятельностного подхода. Здесь можно ознакомиться с принципами и технологиями данного подхода. А так же рассмотреть этапы современного урока.

Abstract. This article reveals the essence of the systemic-activity approach. Here you can get acquainted with the principles and technologies of this approach. And also consider the stages of the current lesson.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, дидактические принципы, технологии обучения.

Indexterms: system-active approach, didactic principles, learning technology.

В соответствии с современными образовательными стандартами 2010 года школьники на уроках оцениваются не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе универсальных учебных действий. Основным приоритетом современного образования является привитие умения учиться и применять полученные знания в жизни.

В основу современного образования положен системно-деятельностный подход, целью которого является познание и освоение картины мира, а так же усвоение универсальных учебных действий. При реализации данного подхода необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

Основная задача системно-деятельностного подхода организовать учебный процесс в виде сотрудничества, совместной добычи знаний, а не трансляцию знаний учителем для учеников. На уроках необходимо создавать условия, в которых дети активно будут участвовать в получении информации, не пассивно ее принимать. Главным результатом является развитие универсальных учебных действий учащихся. Роль учителя при таком подходе, заключается в сопровождении учеников.

Сегодня, как и всегда основной формой организации обучения является урок. Чтобы правильно выстроить урок при системно-деятельностном подходе, давайте рассмотрим дидактические принципы:

·        Принцип деятельности - заключается в том, что ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, активно участвуют в их систематизации. Активная деятельность способствует формированию общекультурных, общеучебных и деятельностных способностей.

·         Принцип непрерывности – означает неразрывную связь между всеми этапами и ступенями обучения, применение методик в соответствии с возрастными особенностями детей.

·        Принцип целостности – заключается в формировании целостной картины об окружающем нас мире. 

·         Принцип психологической комфортности – предполагает создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, направленной на сотрудничество, диалоговое общение, реализацию учебной программы.

·        Принцип вариативности – предполагает формирование умений принимать решения в ситуации выбора и перебора вариантов.

·        Принцип творчества – направлен на приобретение опыта в творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход подразумевает самостоятельную деятельность учеников на каждом из этапов урока. Рассмотрим этапы современного урока.

1.     Мотивация к учебной деятельности. На этом этапе можно озвучить интересный факт, показать видеосюжет, дать прослушать музыкальный фрагмент, создать проблемную ситуацию. Тогда у всех учеников возникает потребность включиться в работу.

2.     Актуализация знаний. Ученики анализируют свои знания для выполнения и достижения поставленной задачи, составляют план дальнейших действий.

3.     Целеполагание. На основе проблемы ученики определяют тему урока, и участвуют  в постановке задач к уроку.

4.     Реализация. На этом этапе происходит открытие нового. Возможные формы: составление схем, групповая работа, работа в парах, мини-проекты, мини-исследование и т.д.

5.     Первичное закрепление с коментированием. На этом этапе ученики прорешивают аналогичные задания и проговариваю алгоритм решения вслух.

6.     Самостоятельная работа (внутренняя речь). Ученики самостоятельно прорешивают задание нового типа. Пошагово сравнивая его с имеющимся шаблоном. Проверяют правильность решения, осуществляя рефлексию.

7.     Рефлексия. Происходит оценка собственной деятельности на уроке, соотношение поставленных задач и результатов урока. Возможно использовать формы: цветовая техника, закончи предложение, свободный микрофон, сравни с шаблоном.

Для эффективного усвоения учебного материала на уроках можно использовать следующие технологии системно-деятельностного подхода.

·        Технология оценивания. При использовании данной технологии, у учащихся можно развивать навыки самоконтроля, способность адекватно оценивать свою деятельность, а так же формировать мотивацию к успеху.

·        Проблемно-диалогическая технология. В процессе решения поставленной задачи все ученики ищут пути решения проблемы, тем самым формируют свой запас знаний.

·        Технология продуктивного чтения. Использование данной технологии помогает учится понимать прочитанное, извлекать главное и использовать это в решении проблем.

Применение даны технологий позволяет формированию самооценки, самоконтроля, способности извлекать нужную информацию и использовать её на практике.

Используя регулярно данный подход на своих уроках можно придти к следующим рузультатам:

·          Личностные: проявление способности к саморазвитию, мотивации в получении знаний, становление личности, формирование индивидуальных взглядов.

·          Метапредметные: развитие способности общения, как с учителем, так и с одноклассниками, освоение основных учебных действий, таких как способность учиться, регулировать свою деятельность.

·          Предметные: формирование целостной картины мира, получение знаний и успешное их применение на практике.

Таким образом мы видим, что применение данного подхода на практике приводит к успешному освоению школьного материал, приобретению навыков использования знания в жизни и профессиональной деятельности, а также к становлению успешной развитой личности.

Литература

1.     Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 

2.     Холкина Л.В. Формирование метапредметных результатов образования школьников на основе системно-деятельностного подхода // Институт развития образования Республики Башкортостан

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.