Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения.
В школе многие учителя, а особенно молодые, сталкиваются со следующими проблемами, как нежелание детей учиться, невнимательность, пассивность, отрицательное отношение к учителю, неумение преодолевать трудности, либо только нацеленность на хорошую отметку. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.
Проблема мотивации недостаточно изучена и актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Итак, низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:
Бедность сообщаемого учебного материала
Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя
Незаинтересованность его в работе
Однообразие занятий, повторяемость
Недоброжелательный настрой педагога к аудитории
Принуждение к деятельности
Если рассмотреть мотивацию с точки зрения психологии, то мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.
Если же рассмотреть мотивацию с точки зрения педагогики, то смысл учебной мотивации в том, что ученик в процессе ее деятельности усваивает знания и формируется как личность.
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. К методам мотивации следует отнести следующие: эмоциональные-поощрение, свободный выбор задания, стимулирующее оценивание, создание ситуации успеха; познавательные-мозговая атака, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации; волевые методы мотивации- самооценка деятельности и коррекция, формирование ответственного отношения к учению; социальные- создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, побуждение подражать сильной личности.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
На уроках химии я использую ряд упражнений и педагогических приемов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
1. Принцип свободы выбора.
Так как химия достаточно сложный предмет, то ученикам очень удобно получать дифференцированное домашнее задание, т.е самостоятельный выбор уровня сложности.
2. Прием «Удивляй»
а) «Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?»
б) Пробежав на коньках 8 км, человек тратит примерно столько же энергии, сколько он получает, съев всего лишь одну стограммовую плитку шоколада (35% жира, 55% углеводов).Физиологи установили, что при физической нагрузке, которая в 10 раз превышала привычную, человек, получавший жировую диету, полностью выдыхался через 1,5 часа. При углеводной же диете человек выдерживал такую же нагрузку в течение 4 часов.
3. В своей работе я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, и практически не выполняют домашнюю работу самостоятельно, а списывают все с «просторов» интернета- вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.
Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”, «Расшифруй фразу». Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: “Брейн-ринг”, “Что, где, когда”, “Своя игра”, «Эрудиты».
4. Прием «Отсроченная отгадка»
Урок можно начать с задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет темой урока.
В XVI веке аптекари называли "Венерой" некий металл, улучшающий работу сердечно-сосудистой системы. Браслеты из этого металла используют как средство для стабилизации артериального давления. Металл имеет красноватый оттенок. Что это за металл? Сколько атомов его содержится в порции количеством вещества 0,2 моль?
В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Москвы в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 150 моль озона. Сколько молекул О3 (озона) приходится в среднем на одного москвича?
История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? Идёт обсуждение.
5. Приём «Цепочка признаков»
1-й ученик называет объект и его признак («углекислый газ – газ без цвета и запаха»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («углекислый газ- кислотный оксид»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Литература
А.А Гин. Приемы педагогической техники.
https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi- 3.fidia.org/text/77/492/47998.php
sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka