Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения.
DOCX / 666.86 Кб
«Все наши замыслы, все поиски
И построения превращаются в прах,
Если у ученика нет желания учиться»
Сухомлинский В.А.
Ведущий принцип системы школьного образования - учебная деятельность, она представляет собой основу всего. Ведь именно в этот период школьники активно получают и усваивают поток новой информации, обязательной для их будущего. Естественно итог подобного процесса - формирование личности, которая готова к анализу ситуаций, принятию важных решений, преодолевающей возникающие преграды на пути, взаимодействию с социумом. Окончив школу, обучающийся должен овладеть всеми основными знаниями, уметь их грамотно применять. Учебная деятельность делает возможным развить приведенный выше процесс.
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.
Проблема увеличения эффективности педагогического процесса всегда была и есть актуальна. Как можно решит данную проблему?
Несомненно, всякий педагог нацелен на то, чтобы его обучающиеся стали успешными в жизни, учились только на хорошо и отлично, были заинтересованы и с удовольствием посещали школьные уроки, выполняли в срок домашнюю работу.
Но, к сожалению, педагогам в своей работе приходится сталкиваться с нежеланием школьника учиться. «Не хочу учиться», «не буду делать домашнее задание» - это порой приходится слушать в ответ от ученика, который не подготовился должным образом к уроку.
Обучающихся не представляется возможным эффективно обучать, если они публично демонстрируют всем негативное поведение к учебе, освоению нового материала, не ощущают необходимости работать с полной отдачей на уроке. Следовательно, школам очень важно разобраться с проблемой по развитию и увеличению у обучающихся мотивации к посещению учебного заведения и учебе для гарантирования результативности учебного процесса.
Понятие мотивации изучается довольно давно. Хотя и существует огромное множество теоретических данных, исследовательских трудов по данной теме, проблема увеличения мотивации, по многим направлениям, является не полностью решенной.
Как вызвать у обучающихся положительные эмоции от посещения учебного заведения? Ощущение необходимости школьных знаний – есть ли и как должна выглядеть? Какими способами педагог может оперировать для становления у обучающихся стремления к знаниям?
Моделирующий этап.
Виды мотивации.
Наполняемость учебной деятельности и механизмов ее представления в жизнь – познавательные мотивы. Определяются степенью проявляемого желания обучающихся к изучению материала: неизвестным им ранее теоритическим и практическим данным, вытекающим выводам, к основам, основным моментам. Показывают нацеленность учеников на саморазвитие и самообразование, открытие всевозможных сторонних ресурсов (помимо учебника).
Социальные мотивы. Представляют собой всевозможные виды социального взаимодействия обучающегося в школе, на улице, дома. Обучающийся не просто стремится к общению с кем-либо, а так же сам нацелен на осознание, определение вариантов и всевозможных методов общения с педагогом, одноклассниками, дальнейшее развитие этого общения.
Мотивы, направленные на достижение успеха и к избеганию неудач.
Обучающийся, мотивированные на достижение успеха обычно определяют определенную позитивную цель, пытаются её достичь, определяют различные способы для этого. Учёба дает позитивные эмоции, пробуждает скрытые возможности и увеличение памяти. Эти обучающиеся предпочитают специальности, отражающие их личные качества, опыт, возможности.
По-другому поступают обучающиеся, мотивированные на недопущение неудачи. Действия направлены не на успех, а на избежание неудачи. Школьники рассуждают и поступают в пределах этих ограничений. Они с нежеланием высказывают собственное мнение, пытаются избежать возможной критики. Не желательной является любая работа, результатом которой может стать какая-либо неудача. Школьнику не комфортен процесс обучения.
Нацеленности на успех – есть то, что обязательно требует эффективного продвижения среди обучающихся. Эта цель должна быть приоритетна по сравнению со стремлением к недопущению неудачи.
Внутренние источники объединяют познавательные и социальные потребности. Нацеленность к всеобщей похвале, общественному одобрению своих поступков.
Внешние источники характеризуются той средой, в которую погружен обучающийся, его желания, способности. Обязательность соблюдать всевозможных правил: общественных, поведенческих, ораторских и культурных. Устоявшиеся правила дает возможность обучающемуся справляться с всевозможными жизненными препятствиями. Возможности – ряд условий, являющимися обязательными для обучения.
Высокая учебная мотивация.
Диагностирующий этап.
На нем изучается уровень мотивации. Результаты тестирования будут основой создания ряда учебных уроков, включающих в себя различного рода способы, позволяющие создать мотивацию от начала и до конца урока.
Для определения мотивации было проведено анкетирование. Результаты отражены в таблице.
Мотивация |
Класс (человек) |
|||
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Высокая |
16 |
20 |
16 |
22 |
Средняя |
9 |
6 |
9 |
4 |
Низкая |
2 |
1 |
2 |
1 |
Итого: |
27 |
27 |
27 |
27 |
Было обнаружено, при возрастающем объеме д/з по общему числу школьных занятий ведет к снижению желания обучающихся учиться.
Формирование и повышение уровня мотивации.
Создать мотивацию – не означает вложить в головы школьников определенные устоявшиеся правила поведения, важно обеспечить исключительные внешние факторы, чтобы в итоге предсказываемые мотивы имели выход и прогрессировали на основе полученного ранее опыта, индивидуальных особенностей, внутренних качеств и интересов ребенка.
На этапе проектировки осуществляется теоретическая подготовка к работе, подобраны наиболее оптимальные педагогические методы стимулирующие мотивацию на всех школьных уроках.
Задания какой этиологии обязаны быть на вооружении у педагога для целенаправленного повышение мотивации класса?
Ученик должен быть «открыто» настроен на обучение. Должны быть в работе упражнения на плодотворную деятельность со взрослыми.
Другая подборка упражнений - на целеполагание обучающихся в обучении, первостепенно надо ставить реальные цели, учитывая адекватную самооценку. Нужно поощрять учеников адекватно относиться к их победам и поражениям.
Становлению адекватной самооценки помогает решение задач с наивысшей сложностью, ощущение неудачи и самокритика радость от полученного верного решения.
Иным правилом выставления оценки педагогом с целью побуждения мотивации служит метод, при котором сравниваются не успех и неудача обучающегося со сверстниками, а с предыдущими показателями.
Очередная подборка заданий нацелена на стабильность выбранных целей, их адекватность, нацеленность и упрямство в их достижении. Становлению настойчивости обучающегося по мере продвижения в сторону имеющейся цели помогают сверх сложные задания при условии отсутствия всякой помощи со стороны педагога.
Гибкость целеполагания формируют задания на создание краткосрочных и среднесрочных целей, срочная и отложенная реализация.
Рассмотрим конкретнее этапы урока.
- Этап создания начальной мотивации. В начале занятия педагог использует ряд приемов увеличения мотивации, например: вспомнить прошлые достижения на школьных уроках, показать возможность достичь большего, повысить ожидания от предстоящей работы.
- Этап закрепления и увеличение имеющейся мотивации. Создается акцент на социальные и познавательные мотивы.
- Завершающий этап урока. Обучающиеся выносят для себя только положительные впечатления от урока.
Увеличение уровня учебной мотивации - процесс долгий, сложный, требующий настойчивости на пути достижения поставленной цели. Позитивный эффект достигается путем проведения всевозможных форм занятия: квест, конкурс, знакомство с интересными людьми, тематических уроков, нестандартных заданий... Наилучший результат достигается путем смены вида деятельности.
Должна быть создана ситуации успеха. Важно уделять внимание незначительным продвижениям обучающегося.
Рефлексивный этапе предполагает сравнение прошлых показателей деятельности с актуальными показателями. По итогам подобного анализа выстраивается перспективная работы, вносятся всевозможные корректировки по обучению.
Следовательно, уровень учебной мотивации обучающихся повышен благодаря:
- проведенному детальному разбору термина «мотивация»;
- проведенному анализу сферы интересов обучающихся, а, следовательно, найдены пути повышения мотивации;
- использованию существующих ресурсов для повышения учебной мотивации;
- обработке достигнутых показателей.
Таким образом, была сформирована учебная мотивация и повышен ее уровень.
Ресурсы.
1. http://kolchina.com/post20160808/;
2. http://letopisi.org/index.php/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Тест. Диагностика мотивации.
- Тебе нравится проводить время в школе?
- Нет;
- Когда как;
- Нравится.
- С каким настроением ты собираешься на занятия?
- Плохим;
- Когда как;
- Хорошим.
- В случае выбора идти или пропустить занятия что бы ты предпочел?
- Затрудняюсь ответить;
- Пропустить уроки;
- Присутствовать на уроках.
- Твое отношение к ситуации, когда по какой либо причине отменяют урок?
- Негативное;
- Смотря какой урок;
- Позитивное.
- Хотелось бы тебе не выполнять д/з?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
- Хотелось бы тебе, чтобы сократилось время уроков?
- Затрудняюсь ответить;
- Нет;
- Да.
- Как часто ты обсуждаешь школу дома?
- Очень часто;
- Очень редко;
- Никогда.
- Хотел бы ты, чтобы с тебя меньше требовали на уроке?
- Затрудняюсь ответить;
- Да;
- Нет.
- Какая у тебя «атмосфера» в классе?
- Хорошая;
- Плохая;
- Средняя.
- Как ты оцениваешь свои знания?
- Отлично;
- Хорошо;
- Удовлетворительно.
Овчинникова Ольга Николаевна
Елена Владимировна
Антропова Мария Александровна
Перминова Елена Федоровна
Сафонова Елена Валерьевна
Воробьева Оксана Павловна
Юлия Васильевна Воробьева