Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Проблема учебной мотивации учащихся была актуальной всегда. Многие известные психологи и педагоги изучали данный вопрос. Ещё в 19 веке К.Д. Ушинский писал: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Учёные давно доказали прямую связь результата и качества деятельности с побуждениями и потребностями индивида, т. е. его мотивацией.
В последние годы вопрос о повышении учебной мотивации школьников зазвучал с новой силой. Это, в первую очередь, обусловлено новыми требованиями, предъявляемыми к качеству современного образования. Сегодня обществу нужны образованные люди, способные учиться на протяжении всей своей жизни, умеющие применять полученные знания для решения практических задач. Поэтому развитие познавательной активности учащихся, стимулирование их мыслительной деятельности является одной из задач школы.
Если мы заглянем в педагогический словарь, то узнаем, что под мотивацией понимается совокупность мотивов и побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности. Само же слово МОТИВАЦИЯ в переводе с латинского языка означает «приводить в движение, толкать».
Мотивация тесно связана с интересом как формой проявления познавательных потребностей школьников, обеспечивающих направленность их учебной деятельности, более глубокое изучение отдельных предметов, способствующих активному и осознанному приобретению знаний. Это проявляется в стремлении и желании учащихся учиться, прикладывать усилия и преодолевать возникающие затруднения.
В учебной деятельности выделяются познавательные и эмоциональные проявления, которые схематично можно представить следующим образом:
У каждого учителя в арсенале имеется копилка методов и приёмов для поддержания интереса у учащихся к своему предмету и развития учебной мотивации школьников.
В своей педагогической деятельности я использую следующие инструменты мотивации учащихся:
- необычность подачи учебного материала (нестандартные задания, сообщение противоречивых сведений и фактов, проведение уроков в нетрадиционной форме);
- использование современных образовательных технологий, в том числе возможностей ИКТ (тренажёры, тесты, онлайн-упражнения, созданные с помощью сервисов Web 2.0, видеоуроки и т.д.);
- интеграция учебных предметов (русский язык, литература, история, живопись, ОБЖ);
- введение в урок игровых моментов (ролевые игры, ребусы, кроссворды, загадки);
- создание ситуации успеха на уроке для каждого ученика (сотрудничество с учителем и одноклассниками, одобрение, положительная оценка деятельности учителем и сверстниками, адекватная самооценка).
Важно формировать у учащихся положительные мотивы учения, демонстрировать важность и практическую значимость учебной информации, полученных знаний, сформированных умений и навыков для дальнейшей жизни. Только при этом условии можно добиться эффективных результатов в обучении.
Использованная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2017.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2000.