Проблема обогащения словарного запаса учащихся при изучении лексики в 5 классе

1
0
Материал опубликован 27 February 2022



ПРОБЛЕМАОБОГАЩЕНИЯСЛОВАРНОГОЗАПАСАУЧАЩИХСЯПРИИЗУЧЕНИИЛЕКСИКИ В 5КЛАССЕ



В статье раскрываются основные проблемы при организации работы по формированию коммуникативной компетенцииу учащихся 5 класса при изучении лексики. Представлена основа и принципы методики по работе над обогащением словарного запаса учащихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, развитие речи, лексика, синонимы, антонимы, омонимы.


Работа над совершенствованием словарного запаса отдельно взятого человека – системная работа, акцентирующая внимание на стороне функциональной грамотности личности. В школе такая работа является основополагающей, так как словарный запас учащегося – показатель умственного развития. Упорядочивание словарной работы и выделение основных её направлений – основная задача всего педагогического состава.

Вопрос по рассматриваемой нами теме на сегодняшний день актуален, так как государственный запрос требует от учителя русского языка сформировать у учеников следующие компетенции: коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую, первая из которых опирается и вырастает только на словарном запасе каждого обучающегося.

Цельисследования – рассмотреть методические особенности обогащения словарного запаса учащихся при изучении синонимов, омонимов и антонимов в 5 классе.

Практическая значимостьисследования обуславливается возможностью использования результатов исследования при составлении индивидуального плана работы учителя на уроках русского языка и развития речи.

Работа по лексике занимает основополагающее значение на всех ступенях образовательного процесса и имеет как общеобразовательное, так и практическое значение, где первое знакомит обучающихся с основными единицами языка, а второе даёт возможность применять знания на практике, что является базой для пополнения словарного запаса.

Для каждого учителя русского языка на первом месте стоит задача – сформировать языковые и речевые умения учащихся, где основа всего – слово. Пути формирования словарного запаса ребёнка обширны, но лишь в методике преподавания русского языка разработаны основные способы развития «врождённого дара слова» [2, с. 233].

Урок – это основная организационная форма, является целенаправленным, обеспечивая прочное и осознанное усвоение учебного материала, знаний и умений.

Характерная черта современного урока – его построение на основе развивающего обучения, направленного на:

- формирование коммуникативных умений;

- развитие у учащихся умственных способностей на основе использования элементов исследования, поиска (обобщение и систематизация, анализ и синтез и т.д.);

- усовершенствование речевых умений и навыков (что является задачей как метапредметной, так и одной из основных предметных задач на уроке русского языка).

Труды выдающихся учёных-лингвистов в середине XIX века дали основу формирования новой науки – методики преподавания русского языка. Ф.И. Буслаев, российский лингвист, сформулировал основные правила (законы) русской лингвистики:

- теория постоянно должна соединяться с практикой, и обратно;

- изучение форм языка не должно быть в отрыве от содержания;

- преподавать надлежит так, чтобы ученик практическим путём узнавал все формы речи в органической связи с мыслью;

- сначала должны овладеть формами речи путём разговора и чтения, а затем посредством анализа [6].

Основные и главные идеи русского филолога И.И. Сризневского:

- русский язык – главные предмет в школьном обучении и основа всякого образования;

- изучение родного языка требует умственных усилий, внимательности, сообразительности.

На развитие прогрессивных направлений в методике преподавания русского языка колоссальное влияние оказали методисты конца XIX – начала XX вв., таких как:

- В.Я. Стоюнин (1826-1888), автор учебника «Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведениях».

- Л.И. Поливанов (1838-1899), автор «Большой советской энциклопедии».

Сравним с современной «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», созданной 9 апреля 2016 г. в Москве. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, принципы, задачи, цели, направления развития системы преподавания русского языка и литературы в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы. Авторы Концепции выдвинули основные направления в системе преподавания русского языка в школе:

- «усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;

- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;

- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи; формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);

- использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);

- состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;

- использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода)» [5].

Мы видим, что современная методика остро осознаёт социальную значимость преподавания русского языка; цели и направления работы сводятся к формированию коммуникативной (языковой) компетенции. Профессиональную компетенцию учителя-словесника авторы Концепции определяют следующим образом: он должен быть активен в процессе отбора содержания образовательного плана, в формировании собственной рабочей программы.

Языковая компетенция обучающегося одно из главных качеств, формируемое в процессе обучения в условиях современной системы образования. Решение вопроса формирования языковой компетенции возможно в процессе занятий с детьми; данный процесс предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм (пунктуационных, орфографических, морфологических, орфоэпических и пр.).

На качество овладения языковой компетенцией напрямую влияет способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных знаков и правил их соединения.

А.Е. Иванова отмечает, что традиционно языковая компетенция – это знание о русском языке как общественном явлении развивающейся системы. Такую систему должны составлять языковые, а также учебно-языковые знания и умения, непосредственно связанные с различными операциями языка: синтез, анализ, классификация и др.

Как отмечает А.В. Хуторской, в зависимости от содержания образования, в языковую компетенцию должны входить метапредметные учебные действия, способы и умения учебно-познавательной деятельности. Языковая компетенция включает в себя:

1. Лингвистические знания и умения:

- понятие о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе;

- систему учебно-языковых умений, навыков и способов познавательной деятельности, связанных с опознаванием языкового материала, его анализом и группировкой.

2. Метапредметные учебные действия:

- уметь соотносить эмпирические знания, накопленные учащимися в жизненной практике, и знания, усвоенные ими в школе;

- уметь ориентироваться в структуре учебного задания; выделять главное (вторичное);

- уметь группировать материал по разным основаниям [7, с 27].

Таким образом, центральным понятием в работе учителя-словесника становится языковая компетенция, которая несёт определяющую функцию – формирование умения качественного использования единиц речи в устной и письменной, монологической и диалогической речи. Для того, чтобы данный процесс был реализован с соблюдением норм русского литературного языка, учитель проводит занятия, направленные на пополнение, обогащение лексикона обучающихся.

Современной методикой накоплен большой материал по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка, такая работа оформлена в конкретное направление – развитие речи; во всех действующих школьных программах предусмотрено изучение раздела «Лексика и фразеология».

Т.А. Корнеева выделяет принципиальные положения организации работы по обогащению словарного запаса учащихся:

1) ориентация на будущую практическую деятельность;

2) анализ лексического значения слова должен проводиться прежде всего с точки зрения современного словоупотребления;

3) основа словарной работы – системность;

4) содержание работы – семантизация слова и его актуализация в речи учащихся;

5) прямая зависимость устной и письменной речи учащегося от его словарного запаса [3].

Методическая основа – теория принципов усвоения родной речи, разработанная Л.П. Федоренко, включающая следующие положения:

1) принцип внимания к материи языка (требование звуковой и зрительной наглядности в языковых занятиях и тренировки органов речи);

2) понимание языковых значений (обучение языку не может быть действенным без понимания оттенков слова, словосочетания, предложения, текста);

3) принцип оценки выразительности речи (использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы);

4) развитие чувства языка (опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц);

5) принцип опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной (письменная речь - это второй этап в овладении речью вообще) [4].

Наряду с общими принципами усвоения родной речи, М.Т. Баранов сформулировал частнометодические принципы обогащения словаря учащихся:

1) лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического значений слова);

2) системный (учет всех элементов лексической парадигмы);

3) контекстный;

4) лексико-семантический (сопоставление слова и словосочетания);

5) опора на лингвистические словари [2].

Свою точку зрения с позиции современности диктует Е.В. Архипова в книге «Основы методики развития речи учащихся» где реализует требования Государственного стандарта: отражает новые тенденции в теории и практике преподавания родного языка. Так, в ней получил тщательное теоретическое обоснование процесс речевого развития школьников на основе достижений современной науки. В работе понятие «развитие речи» уточнено с позиций достижений в области психолингвистики, лингвокультурологии и других дисциплин, которые в последние десятилетия обогатили лингвометодику. Поскольку язык — это культуросообразное, ценностное понятие, то развитие речи предполагает овладение языком как культурным кодом нации, овладение всеми видами речевой деятельности, ценностными понятиями (культурными концептами) и актуальным дискурсом.

Овладение языком как культурным кодом нации происходит через ознакомление со словом. Словарная работа на уроках русского языка занимает 30-35% от общей работы и преследует основную цель – осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи. Развитие речи и словарная работа – тесно связанные направления работы учителя-словесника, чему подтверждение многочисленные труды методистов:

1. Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Паньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина «Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики», 2000 г.:

- освоение ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания;

- развитие познавательной деятельности;

- осуществление логики предметных связей и отношений.

2. В.А. Звегинцев «Очерки по общему языкознанию», 2006 г.:

- подчёркнута мысль о роли соотношения слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Всё вышесказанное позволяет сформулировать общее понятие «развитие речи» — это способ адаптации личности в обществе, это важнейший компонент и условие личностного становления, а потому оно неразрывно связано с развитием интеллектуальной и духовной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Развитие речи связано с формированием национального самосознания и идентичности учащихся, что обеспечивается в рамках ценностного подхода, в процессе развития культуроведческой компетенции на уроках русского языка (Е. А. Быстрова, А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, Л. А. Ходякова, О. Н. Левушкина, Н. Л. Мишатина, Т. Ф. Новикова), а если говорить шире — социокультурной компетенции.

В наши дни так же ведутся исследования и разработки в данной области лингвистической науки, где лингвометодика все активней обращается к риторической методике (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Ипполитова, Т. М. Зыбина, Е.Л. Ерохина), что обеспечивает, согласно установкам современных стандартов, коммуникативную направленность обучения русскому языку, активизирует речевую деятельность учащихся в процессе обучения речетворчеству как порождению собственных мыслей и оформлению их в речевое высказывание (письменное или устное) [1].

Таким образом, вопрос об обогащении словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе был актуальным как в XIX веке, так и по сей день занимает умы учёных-методистов русского языка. Обогащение словарного запаса – это важнейшая задача курса русского языка, где методической основой выступают принципы, сформированные Л.П. Федоренко. Методисты современности диктуют новые правила: обращение к риторической методике способствует активизации речевой деятельности. Тексты классической литературы выполняют воспитательную задачу на уроках русского языка и развитии речи – обогащают словарный запас на национальной почве.

Обогащение словарного запаса школьников – важнейшая задача учителя русского языка и литературы. Несмотря на весь объём тех умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся, учебного времени выделяется лишь 10–20% из всей программы, что крайне скудно. В ходе реализации обогащения речи учитель-словесник формирует у детей оценочное отношение к выбору слов, языковых средств в ходе коммуникации в зависимости от целесообразности использования речевых средств. Такая специальная работа необходима, так как слово в языке играет исключительно важную роль (слово – центральная единица языка); ежедневно возникает потребность в систематическом пополнении словаря (чем большим количеством слов владеет учащийся, тем более успешна его коммуникация и социализация).

Список использованных источников:

1. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся [Текст]: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.

2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / М.Т. Баранов. – М., 1990.

3. Корнеева Т.А. Лингвокультурологические особенности обучения русскому языку как родному и как неродному в школах разных типов // Русский язык в поликультурном пространстве: монография. М.: РосНоу, 2014. С. 169-180.

Федоренко, Л. П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. – Москва : Просвещение, 1984. – 159 с. – Текст : непосредственный.

4. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637 – р / Российская Федерация. Правительство. – URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

5.Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – Москва : Юрайт, 2020. – 266 с. – URL: https://urait.ru/bcode/455297 (дата обращения: 23.03.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

6.Иванова, А. Е. Языковая компетенция испытуемых в психологическом эксперименте / А. Е. Иванова. – Текст : непосредственный // Начальная школа (плюс до и после). – 2011. – № 3. – С. 127-129.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.