Доклад учителя «Работа над обогащением речи учащихся при изучении словообразования в 5–9 классах»

2
0
Материал опубликован 8 October 2016

Работа над обогащением речи учащихся при изучении словообразования 

На современном этапе существования и развития методики преподавания русского языка большое внимание уделяется развитию речи школьников. Создаются программы, пишутся новые учебники, содержащие весьма качественные разработки по развитию речевых навыков ребенка. Пособия по развитию речи - одни из широко разрабатываемых на сегодняшний день.

Словообразование по программе Баранова, Ладыженской, Шанского изучается в средней школе с 5 класса - окончание и основа слова, корень, суффикс, приставка, чередование звуков при образовании слова. В 6 классе рассматриваются основные способы образования слов.

Как отмечает А. В. Текучев, «использование в речи учащихся слов усложненного состава; морфологическая сложность употребляемых учащимися слов от класса к классу растет» [23, 189].

Работа над словообразовательными умениями помогает преодолеть лексический барьер.

Лексический барьер - явление, связанное с недостаточным богатством и малой активностью лексики у учащегося и состоящее в том, что учащийся из-за относительной бедности словаря не может справиться с учебными заданиями по грамматике, орфографии: не может быстро и правильно подобрать проверочные слова на правописание безударных гласных и т.д. [11,94]

Все словообразовательные понятия, изучаемые в средней школе, В. А. Текучев [23] делит на три группы. В первую группу входят понятия, имеющие своей целью знакомство школьников со структурой слова - морфемикой. Вторую группу составляют понятия, связанные со словопроизводством. Практическую реализацию теоретические сведения по словообразованию находят в процессе работы над понятиями третьей группы, связанными с морфемным разбором и словообразовательным анализом.

Основным теоретическим понятием первой группы является понятие морфемы. В учебнике русского языка для V класса под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта дается такое определение морфемы: «В отличие от звуков и слогов морфема является значимой частью слова, потому что она выражает какое-то значение» [22, 107].

На данном этапе происходит усвоение структуры слова (морфем) и его основы, формируется умение различать явления словообразования и словоизменения. Так, школьники узнают, что окончание не ведет к изменению лексического значения слова, а меняет лишь форму слова (изменяет его по падежам, лицам, числам и т.д.), в то время как словообразовательные аффиксы приводят к изменению лексического значения слова. Например:

Словообразование: вода - водный - водянистый - водянистость; вода - водный - подводный - подводник.

Словоизменение: вода - воды - воде - воду - водой - (о) воде.

Вводя дефиницию окончания, учителю следует указать учащимся на тот факт, что окончания имеют только изменяемые слова (ученики уже знакомы с существительным, прилагательным и глаголом), что наряду с материально выраженным окончанием/ Особого внимания требуют слова, у которых гласная буква окончания обозначает два звука: «...чтобы правильно провести границу между основой и окончанием, надо хорошо знать звуковое значение букв, не забывать, что отдельные буквы нашего алфавита обо­значают то один, то два звука» [7, 9]. Умение правильно вычленить основу и окончание является ключевым, так как на этой базе происходит знакомство школьников с понятиями корня, суффикса, приставки.

Усвоив, что корень - это «общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение», школьники учатся подбирать родственные слова, находить корень в составе основы; определять в группах родственных слов исходное слово. «Найти корень слова, - по словам М. А. Рыбниковой, - значит найти его внутренний, затаенный смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонек» [8, 24].

Целесообразно познакомить школьников и с корнями-омонимами, что предупредит появление ошибок в подборе родственных слов. Например: - вод-: водить, вода; -кос-: коса - косой (взгляд); -вин-: винить, вино; -голуб-: голубь - голубой и т.п.

Раскрытие понятий «суффикс», «словообразовательные и сло­воизменительные суффиксы» очень важно уже на начальном этапе изучения словообразования, так как суффиксальный способ словопроизводства разных частей речи является преобладающим над всеми другими способами. Школьники должны усвоить, что каждая часть речи имеет «свои» суффиксы, участвующие и оформлении слова как части речи. Например: суффиксы - есть-, -ость- используются для образования абстрактных существительных (нежность, свежесть), -чик-, -щик- - для обозначения профессии (грузчик, каменщик); с помощью суффикса -с/с- образуются прилагательные, указывающие на принадлежность чему-либо, кому-либо (городской, заводской).

Изучая словообразование знаменательных частей речи, школьники знакомятся с суффиксами-омонимами. Например, суффикс существительных -тель- используется для обозначения лица, профессии (строитель, учитель) и для названия предмета (выключатель); суффикс -ист- обозначает признак предмета.

Основными словообразовательными понятиями второй группы являются понятия «производящая основа» и «способы словообразования». В ходе работы над этими понятиями учащиеся уясняют, что производящая основа - это часть слова, от которой образуются новые слова с помощью словообразовательных аффиксов, учатся находить производящую основу для данного слова, производить словообразовательный анализ. На основании знаний о структуре слова и словообразовательных понятиях происходит усвоение способов словообразования в русском языке, формируется умение школьников устанавливать словообразовательные связи между словами.

Морфемный разбор слова преследует цель - выявить значимые части слова - морфемы с точки зрения современного русского языка, установить изменяемость-неизменяемость слова, определить его основу. В зависимости от целевой установки морфемный разбор может быть полным или частичным. Полный разбор проводится как заключительный этап изучения структуры слова, когда школьники уже знакомы со всеми понятиями, необходимыми для этого вида работы. Полный разбор имеет такую последовательность: 1) определение изменяемости или неизменяемости сло­ва, указание части речи; 2) в изменяемых словах выделение окончания путем сопоставления с другими формами, указание его грамматического значения; 3) выявление основы; 4) выделение корня путем подбора родственных (однокоренных) слов; 5) выделение приставок и суффиксов путем подбора одноструктурных слов.

В процессе изучения морфемного состава используется частичный разбор в соответствии с целевой установкой: выделить только приставку, суффикс и т.д.

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке. Словообразовательный анализ помогает выяснить, от какого слова образовано данное слово, выявить производящую основу и способ словообразования.

Морфемный и словообразовательный разборы связаны между собой. Использование этих видов языкового разбора позволяет сформировать у учащихся активную мыслительную деятельность, способность рассуждать на лингвистические темы, обосновывая правильность выполнения работы.

В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с понятиями «этимология» и «этимологический анализ слова». В ходе этимологического анализа устанавливается, исконным или заимствованным является данное слово, как с течением времени изменилось его значение, какие изменения произошли в структуре слова. Для заимствованных слов указывается источник заимствования. Работа над этимологией слова кроме познавательного значения имеет цель воспитать интерес к изучению родного языка.

Общие сведения о словообразовании повторяются и углубляются в процессе изучения морфологии, в связи с усвоением словообразования знаменательных частей речи.

Одной из самых популярных школьных программ является программа М. Т. Баранова, Т. А Ладыженской, Н. М. Шанского. Рассмотрим, каким образом происходит обогащение речи учащихся при изучении словообразования в 5-9 классах.

В 5-м классе авторами программы при изучения раздела морфемики вводятся сведения о возможности исторических изменений в структуре слова, об основных выразительных средствах морфемики, об использовании авторских слов в художественных текстах. Приводится повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Для обогащения речи авторами программы предлагаются различные типы упражнений.

Подбор однокоренных слов.

Упр. 369. Укажите, в какой форме употреблены выделенные слова. Подберите и запишите однокоренные слова к слову «провода». В каком лексическом значении употреблено слово «разведка»?

Вместе с Юрой на разведку

Мы приходим в этот двор.

Красят лестничную клетку.

Провода несет монтер.

(A.Л. Барто)

Упр. 380. Какими словами необходимо дополнить данные списки однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень? Спишите, обозначая корень.

Грязный, грязненький, грязноватый, загрязнить, грязнуля. Тёмный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение.

Упр. 381. Подберите к словам чистота, светлый, чернеть как можно больше однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Запишите. Обозначьте корни в записанных словах.

Упр. 382. В упражнении даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Такие слова не всегда однокоренные. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, обозначив в них корень. Составьте два предложения с любыми словами, имеющими совпадающие по звучанию корни.

Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня; вода, безводный, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение.

Упр. 396. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом -оват-. Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые.

День был мя..кий и мглистый. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля ел..истыми обл..нами. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев..я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тепл. тихо.

Составление текста и словосочетаний из имеющихся слов.

Упр. 371. Составьте из данных слов предложения и запишите их. В трех словах укажите окончание и его грамматические значения. В составленных предложениях подчеркните синонимы.

Из, коридор, мы, входить, в, светлая, комната. В, кабинет, один, окно, находиться, кожаный, диван. На, окно, пристроиться, магнитофон. С, другая, сторона, диван, помещаться, книжный, шкаф. В, угол, приютиться, телевизор, рядом, тумбочка, с, телефон.

Упр. 397. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте суффиксы. Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква ь не пишется. Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними словосочетания.

Стол, гвоздь, карандаш; сын, голос, флаг, ветер; диван, костюм, карман; конфета, корзина, рыба; кисть, ваза, кофта; свежий, алый, жёлтый, красный.

3. Подбор синонимов.

Упр. 375. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Спишите, выделяя основы у существительных, прилагательных и глаголов. К какому слову в тексте являются синонимы слова фиолетовый, лиловый?

Пышные нежные грозди сирени царят над садом. Цвета теплых весенних сумерек. Тех непередаваемых сиреневых оттенков, что живут на рассвете яркого дня над морем.

Написание сочинения.

Упр. 378. Напишите своему товарищу, другу письмо об одном из удачно проведенных вечеров или дней в семье. В каком стиле вы будете писать свое сочинение? Постарайтесь не просто перечислить, чем вы занимались, а передать свои впечатления, поделиться своими чувствами, показать, что время проведено с пользой, или интересно, или просто очень весело. Вспомните, как обычно начинаются и заканчиваются письма.

Этимологическое исследование

Упр. 387. Объясните устно, почему так названы перина, земляника, шиповник. Расскажите об одном из этих слов по плану.

СЕКРЕТ НАЗВАНИЯ

Почему этот предмет так называется?

Какая часть слова помогает объяснить название предмета?

Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

Упр. 388. Верна ли догадка маленького Лёньки о том, почему до­мового назвали домовым? А почему Лёнька, говоря о домовом, добавляет «бабушкин домовой»? Запишите по-своему те части текста, в которых содержится объяснение происхождения слов снегирь, пустырь, домовой. Выпишите слова, в которых пропуски букв находятся: 1) в корнях, 2) в

окончаниях. Почему поставлены тире в начале строк?

Скажи-ка, почему снегирей снегирями з..вут? спрашиваю я.

Лёньке хочется уг..дать. Он ёрза..т на с..ломе, но в конце концов добродушно созн..ётся: — Не знаю.

Понимаешь, вместе с з..мой, с морозами, со снегом прил.,тают. Снег - снегирь.

Неожиданная пр..стота отга.жи привод..т2 Лёньку в восторг.

Значит, бабушкин домовой - - это потому, что в доме... Пустырь... Богатырь,— бормоч..т Лёнька.— Эх, по-бегу-ка я к Витьке! Уж я ему заг..даю.

(В. М. Песков.)

Упр. 389. Сочинение. Тема «Дни недели рассказывают о себе» (о том, почему так называются вторник, четверг и пятница).

В 6-м классе авторы программы М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Н. М. Шанский в изучение словообразования вводят такие сведения, способствующие обогащению речи: работа над этимологией слова,

использовании индивидуально-авторских лов в художественных текстах, повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

В учебнике 6 класса при изучении словообразования и повторения словообразовательных сведений, полученных в 5 классе, предусмотрены упражнения, направленные на обогащение речи

Упр. 111. Выпишите в левый столбик однокоренные слова, а в правый - формы одного и того же слова. Какие существительные с суффиксами обозначают людей, а какие - предметы? С выделенными словами составьте предложение с однородными членами, подчеркните его основу.

Мебель, мебельный, мебели, мебельщик; подмету, метет, мести; полотер, полотером; паркет, паркетный, паркетного; шкаф, шкафчик, шкафчика, натирает, натирал, натирка; окно, подоконник, окна; уборка, убирала, убирает, уборщица.

Упр. 116. Составьте небольшие тексты на темы «На самолете», «В мастерской», используйте в них однокоренные слова для связи предложений.

Для справок: лететь, полет, прилететь; чинить, починка, починить.

Упр. 125. Выпишите слова, обозначающие 1) чрезмерную степень признака, 2) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака.

Слабоватый, грубоватый, сероватый, хрипловатый, распрекрасен, развесёлый, наилучший, наивысший, наименьший, предобрый, премилый, преотличный, пренеприятный.

Упр. 126. В левый столбик выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в правый — остальными способами. Обозначьте в записанных словах части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуффиксным способом? Имейте в виду: значение действия у имён существительных вторично.

Выход, опилки, выр..сти, наконечник, газопровод, улетучиться, прачечная, золотой, пол..екать (бельё), ошейник, ограничиться, труженик, проел..зиться, заплыв, гвоздичный, безрукавка, са-иовар, к..ндитерский, плащ-палатка, вход.

Упр. 130. Выпишите в левый столбик слова, состав и способ образова­ния которых вы можете объяснить, а в правый — слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь.

Завязывать, дворняжка, кольцо, пасынок, настольный, горница, опилки, девятнадцать, подберёзовик, ловить, корова.

Упр. 131. Пользуясь этимологическим словарём, подготовьте устное выступление на одну из данных тем: «История слова джинсы», «История слова работа», «История слова привередливый», «История слова обворожить».

Упр. 132. Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Есть ли в стихотворении слова, для определения состава и способа обра­зования которых не требуется этимологический словарь?

Запишите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Учтите, что не ко всем словам могут присоединяться эти приставки. Составьте сложные предложения с любыми 2-3 записанными словами.

Подберите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Составьте словосочетания «сущ.+сущ.».

под-, раз-(рас-), при-, на­лагать, заг..реться, к..снуться, зап..реть, выр..ели.

149. Прочитайте выразительно. Найдите слова с чередующейся гласной в корне. Какую роль в тексте выполняют однокоренные слова?

Вот и лето.

Жарко, сухо;

От жары нет мочи.

Зорька сходится с зарёю,

Нет совсем и ночи.

По лугам идут работы

В утренние росы;

Только зорюшка займётся,

Звякают уж косы.

(И. Суриков.)

В 7-м классе при повторении словообразования учащиеся учатся объяснять значение слова, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря, составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов, с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова.

Приведем к примеру несколько упражнений из учебника, в котором учащиеся повторяют и закрепляют сведения о словообразовании и обогащают свою речь.

Упр. 25. Все ли выделенные слова являются однокоренными?

Косарь косил красивую траву.

Она, пронизанная земляникой,

Скрывалась от косы его во рву,

Сбегала под откос к малине дикой.

Но не укрылась, на прокос легла,

Легла, упала. Скомкала соцветья. (А. Прокофьев)..Упр. 436. Определите четыре способа образования данных слов. Запишите их и то слово, от которого они образованы.

Физкультура, подшефный, безъядерный, ракета-носитель, гимназист, прилуниться, велогонки, КВН, печник, неприсоединение, приземлиться, запрограммировать, звездолет.

В 8-9 классах школ, занимающихся по программе М. Т. Баранова, Т. А Ладыженской, Н. М. Шанского, продолжается работа по обогащению речи при изучении словообразования: анализируются морфемные модели слова, продолжается работа со словарями (морфемные, словообразовательные, морфологические).

Таким образом, мы можем констатировать, что действующая учебная программа под ред. М. Т. Баранова, Т. А Ладыженской, Н. М. Шанского предлагает большое количество упражнений при изучении словообразования, направленных на обогащение речи учащихся. Однако, как показывает педагогическая практика, этого оказывается недостаточно, поэтому необходимо введение дополнительных упражнений для обогащения речи при изучении словообразования

 

Типы упражнений, направленных на обогащение речи учащихся при изучении словообразования

Изучение методической литературы и педагогического опыта, нашедшего выражение в публикациях, показывает, что существует несколько направлений по обогащению речи учащихся при изучении словообразования. Отметим наиболее интересные из них и представим свою систему упражнений.

Работа над словами-омонимами при анализе словообразовательной структуры.

Подберите к омонимам ряды однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Слепить (игрушку) - слепить (прожектором).

Простирать (белье) - простирать (руки).

Находиться (пребывать) - находиться (до изнеможения) [24, 19].

Выберите из слов для справок однокоренные слова к данным омонимам. Разберите омонимы по составу.

Лебедка (машина для подъема грузов) - лебедка (от лебедь), кружок (драматический) - кружок (синий, белый).

Слова: круглый, лебединый, круговой, окружать, круговорот,

лебедочный, по-лебединому, кружковой [24, 19].

Подберите однокоренные слова к существительному двор в значении «участок земли при доме» (образец: двор - дворик); монарх и приближенные к нему лица (образец: двор - дворец).

Подберите однокоренные слова к существительному мир в значении «Земля» (образец: мир - мироздание); «отсутствие войны, согласие» (образец: мир - мирить).

  

Работа с неологизмами при изучении словообразования,

1. Прочитайте стихотворение В.Данько. Понравилось ли оно вам? Есть ли в тексте однокоренные слова?

Выпишите слова, называющие ягоды, выполните морфемный разбор этих слов. С какой целью поэт использует созданные им слова (неологизмы) в тексте?

ЯГОДКА

Бывает ягода брусника,

Черника,

Клюква,

Земляника...

А есть ли ягода

Грустника?

А веселика

А может быть, он вместо клюквы Попробовал ягодку злюквы?!

Ох,

Кто объестся этих ягод,

Тот может стать Сердитым На год!

Скорей помогите мне, дети,

Найти веселику для Пети!

Прочитайте шутливое стихотворение С.Иванова. Какие слова могут вызвать улыбку? По какой модели они образованы? Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Знаем, кто такие кони.

Ну а кто такие пони?

Я хотел понять —

Не понял.

Если кони спят в конюшне,

Значит, пони спят в понюшне.

Мчатся кони - Топот конский,

Мчатся пони - Топот понский.

С пиками скачет конница.

А на пони? Понница.

Прочитайте стихотворение-шутку В.Рузавиной. Вы согласны, что оно шуточное? Почему вы так считаете? Выпишите слово, придуманное автором, разберите его по составу. Определите значение суффикса.

В голубой небесной синьке Стонут белые простынки.

А ушастые майчата Разыгрались, как зайчата.

Спорят: «С ветром убежим!».

Да прижал к шнуру зажим.

Прочитайте стихотворение М.Шварц. Понравилось ли оно вам? Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? Найдите слова, придуманные поэтом. По каким словообразовательным моделям они образованы? Определите в них значение суффиксов.

Если вы, родители, - Ласкатели, хвалители,

Если вы, родители, - Прощатели, любители,

Если разрешатели,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители.

Комментарии
Комментариев пока нет.