12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гупалова Людмила Аркадьевна308
Россия, Ленинградская обл., Гатчина


Консультация для родителей учащихся начальных классов


«Обогащение словарного запаса»


(обогащение словаря существительными, глаголами и прилагательными)




Для родителей часто является загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал и их школьный путь оказывается тернистым и трудным. При этом родителей удивляет то, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким, как все».

В последнее время во всем мире увеличивается число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и в речевом развитии.

У ребенка немного дольше обычного задерживается «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.д.

Речь ребенка в целом при этом вполне понятна и не вызывает у него трудностей в общении. Эти отклонения не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже не большим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму.

Многие с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами.

В дальнейшем к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении, утомляемость. В итоге всего этого - негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

У большинства детей наблюдается бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов. Следовательно, детям будет трудно подобрать родственное слово в качестве проверочного слова, выделить корень, приставку в слове.

Вырисовывается не очень веселая картина, но при желании каждый родитель может помочь своему ребенку. С чего начать?


А начать нужно с речевого дыхания. Существует 4 способа дыхания. Речевым дыханием считается «вдох через нос, а выдох через рот». Для формирования и развития речевого дыхания можно использовать упражнения: шарик, сдуй ватку, подуй на перышко, подуй на снежинку, птичка лети, задуй свечу, футбол, язычки, дудочки, кораблик на море…


Параллельно развиваем моторику пальцев рук. Делаем различные массажи и гимнастику для развития мышц руки. Можно использовать массажеры, шишки, бельевые прищепки, шнуровки, застегивание пуговиц, сухие бассейны, волшебные мешочки…


Обязательно обращаем внимание на развитие и укрепление артикуляционной моторики. Развиваем мышцы губ и языка, даже если у вашего ребенка есть все звуки. Это необходимо для четкой и красивой речи. Упражнения для губ: бублик, кормление птенцов, слоник, улыбка, рыбка… Упражнения для языка: лопаточка, иголочка, качели, футбол, барабан.

А вот теперь, мы непосредственно подошли к объему и качеству словаря наших детей. Рассмотрим несколько простых приемов обогащения и уточнения словарного запаса.


Обогащение словарного запаса за счет существительных


Вы называете обобщающее слово, а ребенок как можно больше соответствующих ему слов:

Домашние животные: корова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, кошка, собака…

Дикие животные: осел, ишак, барсук, тушканчик, еж, носорог…

Домашние птицы

Дикие птицы

Овощи

Фрукты

Ягоды

Деревья

Мебель

Посуда

Одежда

Обувь

Игрушки

Инструменты

Муз. инструменты

Транспорт


Взрослый называет животное, а ребенок – детеныша:

У тигра-тигренок

У льва-львенок

У лисы-

У мышки-

У утки –

У вороны -

У орла-

У муравья-

У медведя-

У верблюда-

У кролика-

У индюка-


У коровы-

У лошади-

У свиньи-

У овцы-

У курицы-

У собаки-

У зебры –

У енота-

У бегемота-

У тушканчика-


Вы называете большой предмет, а ребенок-маленький:

Стол-столик

Шкаф- шкафчик

Белка-белочка

Шишка-шишечка

Гриб- грибок

Жук-жучок

Червяк-червячок

Платье-платьице

Кресло-креслице

Перо-перышко

Стекло-стеклышко

Горло-горлышко

Круг-кружок

Друг-дружок

Кастрюля-кастрюлька

Зеркало-зеркальце


Обогащение словарного запаса за счет глаголов


Способы передвижения разных животных

Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы-ЛЕТАЮТ

Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки-ПЛАВАЮТ

Змеи, гусеницы, черви, ящерицы-ПОЛЗАЮТ

Кузнечики, лягушки, зайцы-ПРЫГАЮТ


Для закрепления предложите ответить на вопрос:

А кто или что еще летает? (самолеты, вертолеты, ракеты, спутники, воздушные шары)

А кто или что еще плавает? (лодки, катера, пароходы, поплавки)


Назвать действия одного животного

Собака –стоит, лежит, бежит, лает, ест, играет, сторожит, выслеживает, кусает, рычит, грызет…


Назвать голос животного, насекомого или птицы

Корова-мычит                                волк-

Лошадь- ржет                                медведь-

Коза-блеет                                     змея-

Собака-                                         утка-

Кошка-                                          комар-

Тигр-                                             кукушка-

Голубь-                                         соловей-


Обогащение словарного запаса именами прилагательными


1 Какое может быть яблоко? (цвет, вкус, размер, форма…)

Кислое, сладкое, сочное, спелое…

-Что еще может быть сладкое?

-Что еще может быть кислое?


2 Усвоение названий противоположных признаков

Дерево высокое, а кустик низкий.

Река широкая, а ручеек-(узкий)

Веревка толстая, а нитка-(тонкая)

Старик старый, а юноша –(молодой)


Хороший-плохой

Добрый-злой

Радостный-печальный

Гладкий-шероховатый

Ясный-пасмурный


Глубокий-мелкий

Быстрый-медлительный



3 Что бывает желтое? Горячее? Холодное?


4 Образование притяжательных прилагательных

У вороны голова воронья.

У оленя-оленья.

У рыси-

У рыбы-

У сороки – сорочья

У верблюда-верблюжья


У тигра- тигриная

У орла-

У лебедя-

У голубя-



Эти занятия не только значительно обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку.


































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.