Проблемы певческого воспитания в старшем дошкольном возрасте

2
0
Материал опубликован 7 September 2022 в группе


Канашова М. В.

МДОУ «Детский сад» № 11, г. Ухта,

музыкальный руководитель


ПРОБЛЕМЫ ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обучения пению детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: обучение пению, музыкальное воспитание, старшая группа, педагогическая мысль, метод.


В наше время, мы можем увидеть, как периодически обновляется система дошкольного образования и музыкальное воспитание занимает не последнее место, что говорит о значимости роли искусства в формировании личности ребёнка. Всё больше уделяют внимания к педагогическому опыту, анализируют педагогические условия развития музыкальных способностей и творческое использование их в современной системе обучения и воспитания, что способствует решению многих педагогических проблем.

В сегодняшней практике музыкального воспитания в ДОО музыкальные руководители не занимаются постановкой детских певческих голосов, т.к. большая часть музыкальных занятий с детьми старших групп чаще всего сводятся к подготовке утренников, а утренники становятся «отчётным концертом» перед родителями и руководством. Необходимо изменить формат взаимодействия родителей и воспитателей: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнёрами и помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса [1, с. 28].

Вернёмся к проблеме формирования певческого голоса у детей старшей группы. Эта тема остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. На сегодняшний день, в большинстве случаев, обучение пению детей старшего возраста на музыкальных занятиях в ДОО сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими проблемами.

Песенное творчество представляет собой синтез музыки и речи. Отмеченные ранние проблемы певческого воспитания дошкольников говорят о необходимости создания новой модели деятельности:

Родители, которые формируют интерес ребёнка → поддерживают интерес дошкольника → личный интерес к миру музыки → воспитание эстетического вкуса → помощь в организации концертов/утренников → дошкольник. Профессиональный педагог → заинтересованность→ правильная система обучения → воспитание эстетического вкуса → дошкольник.

Объективными условиями для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития умственных способностей и развития художественного вкуса детей, является работа над формированием певческо-голосового аппарата и создание методической базы, а также выбор исполнительского репертуара, художественное воплощение его в пении, необходимая работа по культуре речи. Для того чтобы реализовать все задачи, согласно ФГОС, поставленными перед музыкальными руководителями для старшей группы дошкольного возраста, необходимо исследовать физиологические особенности деятельности каждого ребенка и провести диагностику. Также, важно определить интересы детей и значение пения в развитии эстетических и личностных качеств. Нельзя забывать о благоприятной эмоционально-развивающей среде, она играет важную роль. Необходимо заинтересовать каждого ребёнка, особенно стесняющегося и не поющего, и создавать ситуации успеха, которые обязательно положительно скажутся на обучении дошкольника. Для того чтобы разработать систему и этапность формирования голоса, нужно действовать по принципу «от простого к сложному».

Обучение пению происходит на общих музыкальных занятиях, а также на индивидуальных. Кончено лучше и качественнее происходит обучение в индивидуальной форме.

Работу по развитию голосовых данных я разделила на 4 этапа:

На первом этапе работа направлялась на овладение натуральными регистрами голоса, т.е. приближенной к природным склонностям ребёнка.

На втором этапе формируется навык осознанного использования разных регистров в соответствующем диапазоне.

На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному, и постепенно тембрально обогащать его.

На четвертом этапе следует закреплять все полученные знания и умения, и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников старшей группы, музыкальный руководитель должен: формировать певческие навыки; обучать детей петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами; произносить отчётливо слова; своевременно начинать и заканчивать песню; эмоционально передавать характер мелодии; петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус [1, с. 264-265].


Актуальные теоретические и методические вопросы явились предметом исследования и рассмотрения Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Н.А. Метлова. Впоследствии Н.А. Метловым была написана исследовательская работа «Обучение пению детей старшей группы детского сада», в которой он определил особенности голосового аппарата, физиологические возможности

дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей [2,с. 18]. На основе многолетних исследований автор приходит к выводу, что обучение детей пению должно начинаться с примарных звуков, научно доказал вредность пения детьми песен из репертуара взрослых.

Н.А. Ветлугина исследовала характер взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребёнка, а также условия формирования детского творчества в процессе разнообразной музыкальной деятельности. Наталья Алексеевна Ветлугина исследовав возрастные и индивидуальные проявления музыкальности в процессе обучения пению, создала свою систему приёмов развития слуха и голоса, основные задачи которой заключаются в развитии музыкально-слуховых дифференцировок, наглядных представлений о знаковых обозначениях высотных и ритмических соотношений, произвольного пения мелодических ходов, что нашло отражение в сборнике «Музыкальный букварь» (1961). Проблемы развития детского голоса рассматривал фониатор И.И. Левадов и совместно с педагогами-вокалистами С.И. Гиммельфарб и Е.М. Малининой проводил научную разработку. Впоследствии учёными были выработаны основные принципы обучения детей пению: постепенно развивать переход от фальцетного к смешанному звучанию, в зависимости от возрастных особенностей; развивать у детей звонкость, серебристость звучания, индивидуальный тембр голоса, овладевая головным резонатором; работать над правильной артикуляцией, свободным ненапряжённым дыханием; развивать эмоциональную выразительность и технически правильное воспроизведение.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработан педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым. Этот методика получила широкое распространение и среди профессионалов-вокалистов, и среди простых любителей пения. Данный метод предназначен для достижения на разных уровнях обучения следующих целей: устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции; развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой, певческого вибрато и управления его частотой и амплитудой, особой формы рта, глотки, положения языка, принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношения согласных. Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением, и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.


Опыт работы показывает, что использование с дошкольниками данных методик по вокально-хоровой работе значительно повышает уровень формирования певческих навыков и исполнительской культуры, а также обогащает их знания о строении голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.

В современном мире пение рассматривается как путь творческого развития ребёнка. Дошкольники открывают для себя возможности своего певческого

аппарата, что вызывает у них чувство удовольствия и собственной значимости своего голоса.


Библиографический список

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, - 6-е изд., доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368 стр.

2. Метлов, Н.А. Музыка – детям : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада [Текст] / Н.А. Метлов. – М. : Просвещение, 1985. –

144 с.​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.