Статья «Проблемы преподавания истории и обществознания в учреждениях СПО»
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
Терещенко Анастасия Александровна, методист ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
История как учебная дисциплина является базисом всех гуманитарных циклов обучения. Формируя национальное самосознание и морально-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин, отображая весь опыт предыдущих поколений.
Жизнь часто ставит перед человеком сложные и неотложные задачи и проблемы. Само возникновение таких проблем, трудностей, обозначает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизведанного. Подчеркивая, таким образом, необходимость глубокого познания мира, открытия новых процессов миропонимания1.
Исходя из этого, современное общество ставит перед СПО задание готовить выпускников, способных ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, а также применять свои знания на практике для решения возникающих проблем. Полученные знания помогут самостоятельно мыслить, видеть эти проблемы и искать пути их решения. Используя современные технологии, выпускник СПО сможет четко представлять, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены, а также грамотно работать с потоками информации, быть коммуникабельным.
Большинство ученых признают, что при традиционном подходе весьма проблематично воспитать личность, которая будет соответствовать современным профессиональным требованиям и стандартам2.
Большинство методических инноваций сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения, широко используется проблемное обучение, в рамках которого успешно реализуются актуальные задания, поставленные обществом. Однако внедрение этих методов на сегодняшнем этапе развития профессионального образования представляется проблематичным.
Термин «педагогическая инновация» можно объяснить как нововведение в педагогическую деятельность, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности и качества3.
Для того чтобы применять инновационные методы в своей работе, осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с утвержденной рабочей программой преподаватель должен систематически повышать свою квалификацию, как этого требует ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»4. Курсы повышения квалификации позволяют педагогу быть всегда интересным для своих студентов, совершенствовать свое педагогическое мастерство путем внедрения современных обучающих технологий; апробировать в процессе обучения прогрессивные формы подготовки педагогических кадров. Повышение квалификации позволяет за небольшой промежуток времени значительно повысить уровень методической и теоретической подготовки преподавателей.
В связи с отдаленностью нашего региона, актуальными для Камчатского края являются дистанционные курсы, которые имеют большое количество плюсов. Они дают возможность обучаться в любое удобное время без отрыва от основной деятельности, дешевле по стоимости, однако такая модель обучения имеет очень существенный недостаток - не хватает практических знаний, умений и навыков. Очные курсы подготовки педагогов реализует КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования», но поскольку ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» является подведомственным учреждением Министерства здравоохранения, то обучение для сотрудников является платным, в отличие от других СПО нашего края. Современные государственные образовательные стандарты СПО во главу угла ставят познавательные возможности студентов, в связи с чем, возрастают требования к качеству обучения, методике организации лекционного и практического занятия, самостоятельной и внеаудиторной работы.
Согласно с решением коллегии Министерства образования от 28.12.1994г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»5 была сформирована новая структура, которая призвана обеспечивать целостное историческое образование, как в первом, так и во втором концентре обучения. Студенты 1 курса ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» уже получили основное общее образование, поэтому они должны обладать теоретическими знаниями и практическими навыками.
Что требует от преподавателей на первом курсе обучения в колледже усиливать аналитическую сторону изучения предмета, применять диалоговые формы обучения, активно обсуждать проблемы, организуя дискуссии и полемику, расширяя изучение теоретического материала на более глубоком уровне, когда идет слияние истории и обществознания, интеграция истории российской и всеобщей. Но, как показывают результаты среза исходных знаний, средний балл успешности студентов по истории составляет 3.2, а по обществознанию - 3.5. Больший балл по обществознанию я связываю с тем, что этот предмет чаще выбирают в качестве экзамена в 9 классе. Студенту-первокурснику необходима помощь преподавателя при работе с историческими документами (неумение анализировать информацию, писать эссе и работать с компьютером, например, составлять презентации)6.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла - это слабая мотивированность студентов. Большинство из них считает, что для дальнейшего обучения им необходимы только специальные предметы, например химия и биология. Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Акушерское дело» предполагает умение среднего медицинского персонала наладить контакт с пациентами, для этого необходимо расширять кругозор, обучаться коммуникативной культуре, уметь устанавливать причинно-следственные связи. На примере многочисленных войн, история способна научить патриотизму и милосердию, т.е. как раз тем качествам, которые необходимы медицинскому работнику. Изучение истории медицины в рамках общеобразовательной дисциплины подводит студентов к осознанию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области охраны здоровья.
Например, при изучении темы «Первая мировая война» ставим перед студентами дополнительные задачи, которые напрямую связаны с их сферой профессиональной деятельности:
Изучить историю деятельности Общества Красного креста в годы Первой мировой войны.
Рассмотреть медицинские открытия, сделанные в годы Первой мировой войны.
Познакомиться с судьбой и профессиональной деятельностью русских сестер милосердия.
Преподаватель СПО неизбежно сталкивается с необходимостью тщательного отбора фактического материала, поскольку за один учебный год студент должен освоить программу, рассчитанную на старшую ступень школьного образования.
Учебная дисциплина «История» и дисциплина «Обществознание» являются частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла. На их изучение отводится 116 часов, т.е. 58 пар, рассчитанных на один учебный год. Это крайне мало. Например, на тему «Античная цивилизация», в соответствии с рабочей программой, выделяется только 2 академических часа.
Все изложенное выше, требует от преподавателя особых, более эффективных методов обучения. Так например, существует огромное количество видов лекций: вводная, обзорная, проблемная, бинарная, лекция-информация, лекция-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция является традиционным методом передачи знаний, однако ее нельзя использовать в чистом виде, поскольку лекция в СПО отличается от лекции ВУЗе7. Прежде всего, это связано с возрастными особенностями обучающихся. Занятие длится два академических часа с пятиминутным перерывом, и первокурсник не способен на протяжении такого длительного времени усваивать новый материал, поэтому необходимо включать в занятие беседу, фронтальный опрос, задания по проверке усвоенного материала. За одно занятие студент должен сменить до 5 видов деятельности.
Для того чтобы больше заинтересовать студентов, необходимо использовать метод наглядности. Здесь презентации и документальные фильмы, способны погрузить слушателя в изучаемую эпоху, что позволит ему лучше запомнить учебный материал. Например, компьютерная обучающая игра позволила бы подробно рассмотреть ход Куликовской битвы, проанализировать события, как в историографическом, так и в географическом плане, воссоздать облик участника битвы и т.д. Но колледж не располагает возможностью обеспечить каждого студента компьютером для проведения подобного занятия. Дистанционное обучение (например, организация отдельных лекционных занятий), основанное на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений, могло бы усилить интерес студентов к истории, ведь онлайн-лекция не является привычной формой обучения, однако на данный момент реализовать это проблематично с технической стороны.
Занятие в системе СПО требует от преподавателя тщательной подготовки и планирования, учета особенностей физического развития обучающихся. Для эффективного способа мотивации обучающихся необходимо интегрировать в рабочую программу элементы профильных дисциплин, готовить будущих специалистов к профессии уже с первого курса.
Список литературы:
Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 172 с.
Ключевский В.О. Письма, дневники, афоризмы и мысли об истории. - М: Изд-во «Наука», 1968. – 153 с.
Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.
Список источников:
1. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» (№ 24/1 от 28.12.1994)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция)
1Ключевский В.О. Письма, дневники, афоризмы и мысли об истории. - М: Изд-во «Наука», 1968. – 153 с.
2Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.
3 3. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
5 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» (№ 24/1 от 28.12.1994)
66. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.
77. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 172 с.