Система работы по развитию мотивационной сферы личности средствами учебного предмета «физика»

11
0
Материал опубликован 24 December 2016 в группе

Система работы по развитию мотивационной сферы личности средствами учебного предмета «физика».

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потеряла актуальность и сегодня. Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли. Я думаю, что с этим  согласятся многие. Ведь в современных условиях образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Таким образом, в центре учебного процесса оказывается человек, а содержание изучаемой дисциплины, методы, средства и формы нацелены на подготовку его к творческой, инициативной, активной, ответственной работе с максимальным использованием всех своих потенциальных возможностей. В конечном счете, результативность обучения будет, зависит от наличия установки и мотивации индивида на достижение успеха в учебной деятельности.

Самое большое влияние на развитие мотивационной сферы ученика оказывает личность учителя. Правильный стиль отношений с учащимися – основа успеха педагогической деятельности. Входя в класс учителю приходиться оставить за его порогом свои недуги и невзгоды и быть чутким, доверчивым, радостно увлеченным поисками нового. Без всего этого у ученика интерес к занятиям не пробудить.

Ещё одним важным условием для развития мотивационной сферы является самостоятельность школьников.

Побуждая детей к самостоятельной деятельности, мы повышаем их стремление добиться успеха. От того, насколько самостоятелен ребенок в той или иной деятельности, зависит уровень чувств, испытываемых им. А так как в каждом ученике, даже плохо успевающем живет, страсть к открытиям и исследованиям я конструирую урок с учетом схематической модели развития познавательного интереса: проблема→ самостоятельная деятельность→успех →интерес.(1)

Таким образом, преобладающий метод обучения – познавательный через самостоятельную деятельность. Основные формы работы учащихся на уроке – индивидуальные и групповые. Позиция педагога характеризуется новыми функциями: исследователь, воспитатель, консультант, эксперт. Позиция ученика на таких уроках активно – инициативная. Стиль взаимодействия – диалог. В ходе учебного взаимодействия я организую равноправное партнерское общение.

Система моей работы или «Пять шагов к партнерству» содержит пять основных требований. 1.Использование различных творческих заданий для обеспечения ориентира на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия ученика.

Например, обучаю учащихся «свертывать» и «развертывать» учебную информацию. Логические схемы «свертывания» информации строим с помощью стандартных обозначений и символов, что упрощает овладение умением их записывать и читать. Этот методический прием ведет к формированию умений самостоятельно работать с учебной и научной литературой, «обрабатывать» и хранить информацию, помогает воспитывать культуру умственного труда.

С помощью предписаний алгоритмического типа предлагаю выявить особенности физического процесса, явления, понятия или решить экспериментальную задачу. Составить таблицу, заполнить «Физический справочник» или придумать задачи с использованием учебника и дополнительной литературы по физике. Таким образом, учащиеся приобретают навыки обобщения и систематизации учебного материала, логического его осмысления.

2.Развитие активности каждого ученика с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Например, учащиеся, занимающиеся художественным творчеством, могут составить, нарисовать и объяснить физическую задачу. Ученики, увлекающиеся литературой – придумать стихотворение, написать сочинение, подобрать отрывки из художественной литературы с физическим содержанием.

3.Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого ученика с учетом его познавательных способностей, и в связи с этим подбирается учебных материал.

Например, для отработки навыков действия с физическими формулами и единицами измерения для слабоуспевающих детей я предлагаю работу с физической азбукой. При изучении нового материала и во время ответов ученики могу воспользоваться «опорой для мысли».

4.Использую разноуровневые задания. Например, контрольная работа, составленная для «базового», «основного» и «продвинутого уровней».

5.Помогаю осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между ними обмен способами познания.

Так, в старших классах, предлагаю работу по вопросам взаимоконтроля или на основе опорного конспекта.

Существенный фактор создания среды, побуждающей к успеху, - это оценка деятельности учащегося. Именно она создает внутреннее ощущение удачи или неудачи и, обладая большой побудительной силой, может играть как мотивирующую, так и демотивирующую роль. Если школьник воспринимает оценку как объективную и справедливую, то у него появляется стремление и далее добиваться успеха. А справедливыми они считают оценки, которые учитывают результаты и усилия, вложенные в выполнение работы, и не зависят ни от каких прочих условий - отношений с учителем, поведения, личных симпатий и антипатий.

Для этого я придерживаюсь следующих правил: одинаково оценивать всех учащихся, показавших одинаковые результаты; стараться выявить не только недостатки, но и успехи ученика; уважать личное мнение учащегося, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность; обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления; добиваться того, чтобы ученик действительно, а не формально принял оценку и понял, как ее улучшить.

Например, организуя работу в профильном классе, мы пытались приблизить ее к вузовской системе контроля. Каждый ученик имел зачетную книжку и сдавал экзамены в зимнюю и весеннюю сессию, по двум профильным предметам: информатике и физике.

Кроме этого, проводился еженедельный рейтинг учебных достижений. Таким образом, поддерживалась и стимулировалась учебная мотивация школьников, поощрялась их активность и самостоятельность.

К достижениям человека, прежде всего, побуждает та деятельность, которая соответствует уровню его притязаний, то есть тех целей, которые приведут его к успеху. И именно к такой деятельности он и проявляет интерес. Интерес является важной личностной характеристикой, отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и её мотивационной сфере. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Не зря одна моя ученица в своей анкете на вопрос о любимом предмете написала «любимый предмет тот, на котором интересно работать».

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание ученика к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.(2)

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.

Если мы хотим поддержать любознательность и сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, то необходимо соблюдать такие правила:

1.задачи должны быть посильными для учащихся;

2.деятельность должна предоставлять школьнику возможность для выбора, быть интересной и соответствовать уровню его притязаний;

3.в работе должны присутствовать задачи разной степени сложности, дающие возможность пережить чувство успеха, как можно большему числу учащихся;

4.задачи должны отличаться новизной, побуждающей мыслительную деятельность школьников;

5.слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, что поможет им обрести уверенность в собственных силах.

Для успешного учения наиболее конструктивна положительная мотивация, которая вызывает активность ученика. Наряду с этим надо быть готовым к тому, что в поведение ряда школьников присутствует мотивация избегания неприятностей. Надо принимать её как реальный факт. В учебном процессе должны присутствовать негативные эмоции от столкновения с трудностями, переходящие в положительные эмоции, связанные с её преодолением. Всё это, прежде всего, способствует становлению внутренних мотивов, направляющих учебную деятельность.

После урока в 9 классе по теме «Источники звука. Звуковые колебания» замечаю, как ученики задают вопросы, высказывают собственные суждения по данной проблеме, беседуют, спорят друг с другом, добровольно выполняют задания для самостоятельной работы, читают дополнительную литературу. Всё это свидетельствует о более серьёзном отношении к учебному процессу, о появлении у некоторых учеников внутренних мотивов. Итак, творческая обстановка межличностного познавательного взаимодействия расковывает инициативу учащихся, снимает чувство робости перед неизвестным, воспитывает смелость мысли и действий, уверенность в своих возможностях, что помогает реально управлять процессом учебной деятельности и поддерживать у учеников познавательный интерес, выступающий как все усиливающаяся учебная мотивация.

Устойчивость познавательных интересов и мотивов ведет к рождению новых мотивов - профессиональных, к появлению потребностей в самопознании, жизненном самоопределении. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получают возможность освоить программы профессиональной подготовки, найти себя в сфере будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в 2006-2008 годах в школе был создан первый профильный информационно – технологический класс на базе «Школьного университета» города Томска. В течение двух лет ученики этого класса изучали два профильных предмета: информатику (4час.) и физику (5 час.)

Создание такого класса не случайность. Старшеклассникам была предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее. В ходе реализации элективных курсов ученики сами сделали свой выбор.

Преподавание в профили велось на основе УМК В.А. Касьянова. С целью усиления индивидуального подхода практикум по решению физических задач проводился в группах, сформированных по уровням: «базовый», «основной», «продвинутый». Состав группы изменялся в соответствии с результатами тестирования. Благоприятный климат на уроке, атмосфера доброжелательности и комфорта позволила ученикам полностью раскрыться и не испытывать страха перед сложной физической задачей. Эффективность такой работы – высока, многие ученики осознали мотивы собственных действий, определились с выбором будущей профессии.

В результате взаимного сотрудничества с Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники была реализована программа углубленного изучения физики и информатики, что обеспечило возможность для их последующего профессионального образования, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Таким образом, за отношением к учению у каждого ученика надо видеть сложное строение его мотивационной сферы и многие входящие в нее побуждения (смысл, мотивы, цели, эмоции, интересы), их качественные составляющие, образующие мотивацию. Учитель может всякий раз выбрать тот фрагмент, характеристику той стороны мотивационной сферы своих учеников, которая нуждается в особом внимании и требует специальной работы.

К мотивационной сфере каждого ученика целесообразно подходить как к развивающемуся, динамическому явлению, а не как к статической характеристике, к «застывшему» качеству личности школьника.

Литература.

1.Булатова, Е. Развивать у учеников интерес к знаниям и учению /Е. Булатова// Физика в школе.-1987.-№2. С.82-83.

2.Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособие для учителей / Л.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1983.- 159с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации