Методические указания и рекомендации «Реализация проблемы формирования мотивационной сферы учащихся в практической деятельности учителя биологии»
Реализация проблемы формирования мотивационной сферы учащихся в практической деятельности учителя биологии.
Автор: учитель биологии
высшей категории
МОУ СОШ №6
г.Новочеркасск
Битюкова Ольга Анатольевна
Педагогической наукой давно установлено: « Обучать надо не всех, а каждого ». Дидактический принцип личностно - ориентированного обучения позволяет учитывать индивидуальные, психофизиологические особенности учащихся, по – новому организовать взаимодействие учителя и ученика, максимально влиять на личностное развитие школьника.
В практической деятельности учителю необходимо опираться на современную теорию мотивации.
В современной педагогической науке мотив рассматривается как «генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности».
А под мотивацией понимаются процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы, которые влияют на активность или пассивность поведения .
Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием.
Мотивирование – создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
Для повышения мотивации предлагается:
обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности)
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать мышление.
организовать сотрудничество учеников, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету.
самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах
видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого.
В ситуации обучения педагоги выделяют три группы мотивов:
1)Непосредственно побуждающие мотивы.
они могут возникать у школьников за счет профессионального мастерства учителя, формируя интерес к предмету
2)Перспективно – побуждающие мотивы
Необходимо объяснять учащимся, что без усвоения конкретного материала нельзя успешно освоить следующий раздел. У учащихся формируются мотивы к обучению, если впереди контрольная работа или зачет, если нужно сдать экзамен и получить высокие итоговые оценки.
3) Познавательно – побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний.
Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по решению проблемы поиском новых знаний и новых способов решения учебных задач.
В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на уроке.
Педагогу важно создать условия для самомотивации школьников их собственной деятельности, т.е. необходимо перейти от внешних мотивов к внутренним мотивам учащихся.
На современном уроке мотивом должен обеспечиваться каждый этап урока, все виды деятельности учеников.
Главным признаком создания мотивационной среды на уроке является ситуация , когда вопросы задают сами учащиеся.
Главный возрастной мотив школьников – мотив достижения
Мотив достижения- стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижений учеников.
В своей профессиональной деятельности я использую различные приемы по формированию мотивации, для этого:
четко сформулирована суть различных приемов
они систематизированы, из них выстроена взаимосвязанная система
Считаю, что данные приемы достаточно технологичны и могут быть использованы учителем для обеспечения мотивацией каждого этапа урока.
В работе классифицированы различные приемы мотивации. В основу представленной классификации были положены основные структурные элементы урока, когда каждому этапу занятия соответствует группа определенных приемов. Помимо этого, была выделена целая группа универсальных приемов, которые могут успешно использоваться на различных этапах урока
(сводную таблицу систематизации приемов мотивации см. в Приложении №1)
Приемы мотивации.
1 прием «Парадоксальные факты»
Известный врач А. Везалий поводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце.
Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
У большинства морских простейших, обитающих в морях и океанах, где концентрация солей выше, чем в пресной воде, пульсирующих вакуолей нет, или они имеются у немногих видов и сокращаются более медленно . Почему?
2 прием «Создание проблемной ситуации»
В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная акономерность6 уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
Оводы ничего не едят, они лишены даже ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами с/х животных?
3 прием «Использование художественной литературы»
В сказке Д.Родари «Чиполлино» главные герои- известные овощи и фрукты: граф Вишня, принц Лимон, синьор Помидор, кум Тыква и др..Дайте названия героям сказки с точки зрения биологии.
Шекспиру принадлежат следующие строки:
Врачующий бальзам больной души,
Сон – это чудо матери-природы,
Вкуснейшее из блюд в земном пиру.
Насколько прав великий поэт?
4 прием «Анализ жизненных ситуаций».
Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как можно это объяснить?
Замечено, что елки под соснами могут расти, а молодые сосенки под елями чахнут. Почему?
5 прием «Использование произведений искусства»
Из предложенных вам репродукций выберите изображения людей с нарушениями деятельности щитовидной железы. Какой диагноз можно поставить Джоконде?
(учащимся предлагаются репродукции: Леонардо да Винчи «Джоконда», Рубенса «Портрет Елены Фоурмент», Д. Левицкого «Портрет Н,Я, Левицкой, жены художника»
В каких литературных произведениях упоминаются люди маленького роста? («Дюймовочка», «Оле Лукойе», «Мальчик с пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Повесть о Малыше и Карлсоне», «Незнайка»)
6 прием «Черный ящик»(прием скрытости изучаемого объекта)
Цветок – напрасный,
Плод – опасный.
А поле все засажено. Что находится в черном ящике? (клубень картофеля)
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно этим органом человек любит ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся ввиду, что находится в черном ящике? (модель сердца).
7прием «Использование загадок, пословиц, поговорок»
Подружились Клим с Пахомом,
Стали жить совместным домом.
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом-зерно, мучицу. (тема»Лишайники»)
«Достанется тебе ухо от селедки.». Справедлива ли с биологической точки зрения эта поговорка?
8 прием «Разъяснение значимости знаний»
Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
Объясните, почему нередко, моченые яблоки, соленые огурцы теряют форму?
9 прием «Найди ошибку»
В предложенном тексте ученикам предлагается найти ошибку:
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желез притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на легкое прикосновение к коже дельфина открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях.
Ошибка: притупила. Верный ответ: не притупила.
10 прием «Смысловые пары»
Учащимся предлагаются пары слов, используя которые они должны построить предложение или сконструировать вопрос:
устьица – газообмен
листья – фотосинтез
птицы – дыхание
сердце – кровообращение
11 прием «Театральные миниатюры».
Учащимся предлагается пантомимой изобразить биологические процессы или явления:
опыление
испарение воды листьями
всасывание воды корнем
работу сердца
деление клетки
12 прием «Использование игровых ситуаций»
Предполагает использование различных дидактических игр на уроке:
а)игра «Летает – не летает»
Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, вперемешку с другими, и при каждом слове поднимает руку. Если названное слово относится к нужной группе («летает»), дети тоже поднимают руки, если нет – просто сидят.
б)игра «Умный листок»
По трем рядам с последней парты передают вперед лист, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из заданной темы. Выигрывает ряд, справившийся быстрее и точнее остальных.
в)игра «Кто больше»
Учащиеся получают задание за определенное время написать как можно больше вопросов, уточняющих определенное биологическое понятие. Результаты зачитываются, обсуждается их корректность. Выигрывает та команда или ученик, на листке которых после проверки останется наибольшее число вопросов.
г)игра «Дружный пересказ»
Используется в случае изучения большого объема важной информации, которой учащиеся обязательно должны овладеть Одна из команд начинает по цепочке воспроизводить пройденный материал так, чтобы один человек говорил не более двух фраз. Если кто-то не смог подхватить рассказ товарища по счету «раз, два, три», его должна продолжить по тем же правилам команда соперников. Выигрывают те, кто меньше нуждался в помощи.
д)игра «Кто лишний»
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать:
Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
е)игра «Разыгрывается слово»
Учитель записывает на доске схему слова, выражающего только что изученное понятие. При этом открывается только одна буква, а остальные обозначаются черточками.
Например:
- - - - с - - - -
Затем учитель указывает конкретное проявление поиска ответа. В данном случае это звучит так: «Этим словом называется часть семени» (ответ: эндосперм)
ж)игра «Да- нетка»
Универсальная игра. Учитель загадывает нечто, учащиеся пытаются узнать, что загадал учитель, задавая вопросы, на которые учитель может отвечать «да» или «нет». После игры проводится обсуждение какие вопросы были грамотными, а какие- неудачными.
13 прием «Необычное вхождение в урок»
На доске закрыта или не записана тема урока. Учитель начинает урок с интересного факта, цитаты, стихотворения и т. д.. Затем учитель предлагает учащимся проанализировать услышанную информацию и предположить возможную тему урока. В процессе коллективного обсуждения учащиеся формулируют тему урока.
Урок по теме «Особенности питания животных» - можно начать с пословиц и поговорок:
И муха набивает брюхо
Лошадь, что жернов: все мало корму
Волк сыро мясо едал, да высоко прядал
Нет той птицы, чтобы пела, да не ела.
14 прием «Закодированное слово»
В начале урока тема занятия учащимся не известна. Учитель предлагает учащимся прослушать ряд слов, записать их в том же порядке. После этого учитель просит школьников вслух назвать слово, которое получится из первых букв в ряду слов. Таким образом учащиеся могут сами сформулировать тему урока, закодированную в этих словах.
Питон, индюк, тигр, актиния, игуана, еж - «Питание животных»
15прием «Интеллектуальный бизнес»
С помощью данного приема можно решить проблему оценивания кратких ответов, дополнений. Для этого на уроке можно ввести свою « валюту» -СБД (специальные биологические денежки). Они вручаются за верные краткие ответы. Ученику, накопившему 10 денежек, может быть выставлена дополнительная «5».
16 прием «Составь рассказ»
После изучения нового материала ученикам предлагается составить небольшой рассказ, используя ряд ключевых слов.
17 прием «Логическая цепочка»
Учащимся раздаются карточки (или вывешиваются на доске) , на которых записана учебная информация (понятия, процессы, явления). Ученики должны выстроить из карточек логическую цепочку:
Зигота, Бластула, Оплодотворение, Дробление, Гаструла, Нейрула - верная цепочка выглядит так:
Оплодотворение- зигота- дробление- бластула – гаструла- нейрула
18 прием «Рассказы – небылицы»
Учитель предлагает выслушать рассказ биологического содержания и установить, что в нем верно, а что является вымыслом автора. Перед чтением в качестве эпиграфа могут прозвучать слова.
Где-то под руками были близко
Одного биолога записки.
Он себя считает знатоком,
Весь чудесный мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
19 прием «Экзамен для ума»
Учитель раскладывает на столе импровизированные экзаменационные билеты, на которых записаны проблемные вопросы, познавательные задания и т.д. Учащиеся вытаскивают «билеты», в течении 1-2 минут обдумывают свои ответы, а затем сообщают их классу и учителю.
20 прием «Закончить фразу»
Учащимся предлагается закончить предложения. Например:
Мне сегодня на уроке было интересно, потому что
Мне сегодня на уроке было трудно,т.к….
21 прием «Письмо самому себе»
В конце урока учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке в форме «Письма самому себе» (письмо должно быть небольшим , примерно 6-7 предложений).
22 прием «Выбери дистанцию»
Учитель проводит аналогию между работой на уроке и бегом на длинную дистанцию. Он предлагает учащимся проанализировать свою учебную деятельность на уроке и определить, кто из них:
1 группа «Пробежал всю дистанцию», т.е активно работал весь урок, давал верные ответы
2 группа «Чуть-чуть не добежал до финиша», т.е. у учеников были некоторые затруднения
3 группа «Остановились где-то на середине пути , выбившись из сил», т.е у учащихся возникли серьезные затруднения, часть учебного материала осталась недоработанной, имеются серьезные пробелы в знаниях.
23 прием «Барометр настроения»
Учитель предлагает школьникам представить, что ученые создали уникальный прибор «Барометр настроения», с помощью которого можно измерить настроение у людей. На шкале барометра есть показатели:
«Хорошее настроение»
«Среднее=переменное настроение»
«Плохое настроение»
Учащиеся должны по этим показателям определить свое настроение.
Мотивация в рамках урока проходит в ряд этапов. От мотивации начала работы к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы.
Задача учителя, чтобы ученик был мотивирован весь урок. Главным признаком мотивационной среды на уроке является ситуация, когда вопросы задают сами учащиеся.
В практической деятельности мотивационная среда может быть создана, если учитель:
стремится к объективной оценке результатов труда каждого школьника
использует разнообразные безоценочные формы поощрения, степень которых зависит от уровня достижений школьников
определяет сложность учебного задания в соответствии с уровнем учебных возможностей учеников и работает в ЗБР(зоне ближайшего развития)
планирует результаты при нормальном напряжении сил школьников
ориентирует учеников на достижение позитивных результатов, используя положительные эмоции
поясняет позитивные и негативные результаты деятельности школьников
создает для каждого школьника ситуацию успеха, закрепления успешного опыта
оказывает личностное воздействие на ученика, вызывая положительные эмоции
Приложение №1 Конструктор ( сводная таблица ) приемов
1 гр. Приемы, способствующие формированию положительной мотивации |
«Необычное вхождение в урок» |
«Закодированное слово» |
«Анализ жизненных ситуаций» |
«Парадоксальные факты» |
«Использование художественной литературы» |
«Создание проблемной ситуации» |
«Использование произведений искусства» |
|||||||||||||||
2 гр. Приемы, используемые на этапе актуализации |
«Умный листок» |
«Интеллектуальный бизнес» |
«Рассказы-небылицы» |
«Черный ящик» |
«Экзамен для ума» |
|||||||||||||||||
3 гр. Приемы, используемые на этапе первичного усвоения |
«Использование художественной литературы» |
«Использование загадок, пословиц, поговорок» |
«Разъяснение значимости знаний» |
«Анализ жизненных ситуаций» |
||||||||||||||||||
4 гр. Приемы, используемые на этапе осознания и осмысления |
«Составь рассказ» |
«Анализ жизненных ситуаций» |
«Театральные миниатюры» |
«Использование стихов, загадок, пословиц» |
«использование худ. литературы, произведений искусства» |
|||||||||||||||||
5 гр. Приемы, используемые на этапе закрепления и применения знаний |
«Логическая цепочка» |
«Черный ящик» |
«Да-нетка» |
«Летает-не летает» |
«Кто лишний» |
|||||||||||||||||
6 гр. Приемы, используемые на этапе контроля |
«Дружный пересказ» |
«ДА-нетка» |
«Кто больше» |
«Экзамен для ума» |
«Разыгрывается слово» |
«Интеллектуальный бизнес» |
||||||||||||||||
7 гр. Приемы, используемые на этапе рефлексии |
«Закончить фразу» |
«Письмо самому себе» |
«Выбери дистанцию» |
«Барометр настроения» |
||||||||||||||||||
8 гр. Универсальные приемы |
«Да-нетка» |
«Логическая цепочка» |
«Кто лишний»» |
«Смысловые пары» |
«Парадоксальные факты» |
«Рассказы-небылицы» |
«Экзамен для ума» |
Использование худ. лит-ры, стихов, загадок» |
8
Панкова Татьяна Владимировна
Лихина Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Битюкова Ольга Анатольевна
Битюкова Ольга Анатольевна