Проблемы с каллиграфией в подростковом возрасте: комплексный подход к решению
Проблемы с каллиграфией в подростковом возрасте:
комплексный подход к решению
Освоение навыков письма - это длительный и сложный процесс, требующий координации зрения, моторики, памяти и внимания. В современных условиях, где цифровые технологии активно вытесняют ручное письмо, проблема неразборчивого почерка у подростков становится всё более актуальной.
В своей работе "Нарушение чтения и письма" А.Н. Корнев констатирует, что 18-20% учащихся речевых школ и 6-7% школьников общеобразовательных учреждений имеют подобные трудности.
Важно понимать разницу между определениями: "письмо" - это сам акт написания, способность передавать информацию графически; "почерк" - это индивидуальный стиль письма, система графических навыков; "каллиграфия" - искусство красивого и чёткого письма.
Писать каллиграфически красиво дано не каждому, и в школе, скорее всего, предъявляются требования к разборчивости написанного. Учитель от ребенка не требует оформления букв в искусной манере. Почерк должен быть читабельным, это главное.
Плохой почерк характеризуется следующими признаками:
неразборчивостью и нечёткостью (смешением начертания букв, например: «м, т, ш», «п, н, и, к» и др;
несоблюдением строк и полей в ученической тетради;
нарушением буквенных пропорций (ширины и высоты буквы);
неравномерностью нажима ручки, в результате чего происходит "недописывание" части буквы.
Все это становится серьезной проблемой, влияющей на успеваемость и психологическое состояние подростка. Как результат случается следующее:
низкая самооценка;
страх показывать свои тетради;
замедленное письмо приводит к отставанию при написании диктанта;
часто учащийся не в состоянии прочитать свои записи;
плохо развитая моторика приводит к задержке речи;
Наконец, от почерка может напрямую зависеть оценка по любому школьному предмету. Например, неразборчивые цифры в уравнении могут спровоцировать заниженную оценку по математике. Отдельно нужно сказать о ЕГЭ по русскому языку. Эксперты, проверяющие экзаменационные работы, могут принять неправильно написанную букву за орфографическую ошибку.
Причины некачественного почерка многогранны и зачастую носят комплексный характер. К общим причинам можно отнести следующее:
недостаток внимания со стороны взрослых к формированию навыка письма в младшем школьном возрасте;
недостаток специальных упражнений при обучении письму;
игнорирование индивидуальных особенностей ребёнка;
в подростковом возрасте к этим факторам добавляется поспешность (желание написать быстрее), неудобная поза во время письма, неправильный захват ручки.
Специфические причины могут быть связаны с нейропсихологическими особенностями развития:
нарушение пространственного восприятия;
дислексия (нарушение чтения и письма);
дисграфия (нарушение письменной речи);
несформированность мелкой моторики, мышечная слабость кисти и пальцев;
в некоторых случаях "плохой" почерк может быть симптомом более серьезных заболеваний (например, ДЦП).
Диагностика причин - важный этап коррекции. Для этого необходимо обратиться к узким специалистам: логопеду, нейропсихологу, которые проведут соответствующее обследование.
При отсутствии серьезных заболеваний можно ли помочь подростку исправить «плохой почерк»? Да, можно. Как это сделать?
Коррекция почерка у подростка - длительный процесс, требующий терпения, последовательности и комплексного подхода. Ранняя помощь - путь к успеху.
Первое - это уделить внимание правильной посадке за столом (спина должна быть прямая, обе ноги ступнями расположены на полу, столешница на уровне локтей).
На следующем этапе обучить подопечного технике держания ручки (должен быть трехпальцевый захват, ручка должна удерживаться легко и свободно, без напряжения и сильного надавливания на лист бумаги).
Важно проводить упражнения на развитие мелкой моторики: лепка пластилином (либо другим мягким материалом), бумгопластика, рисование, конструирование, вышивание, игры с мелкими предметами. В процессе коррекции обязательно следует работать над развитием графических навыков: прописыванием букв, слов, предложений с использованием различных шрифтов, копировальных образцов и прописей. Уделить внимание развитию пространственной ориентации: умению распределять место на листе бумаги, соблюдению строк и полей в тетради.
Желательно, чтобы подросток ежедневно выполнял задания по 10-15 минут. С этой целью можно использовать пособия Л.Е. Тарасовой:
"Чистописание - словарные слова - орфография. 5 класс. 1-2 часть" (есть пособия для 6-7 классов);
"Тренажер по исправлению почерка на основе росчерков и скорописи. Ступень 1,2,3. Тетрадь для старшеклассников".
Практика показала, что через 2-3 недели занятий работа становится продуктивной: рука у ребенка прекращает дрожать, линии в тетради становятся более ровными. Подросток видит результат своего труда и искренне радуется этому.
В своей практике я использую дополнительные методику коррекции почерка у подростков:
один раз в неделю учащиеся письменно анализируют ошибки в своих рабочих тетрадях, прописывая каллиграфически правильно буквы, указанные учителем на полях;
учащимся предлагается рукописный текст с заданием: «Постарайся списать также красиво. Напиши и сверь. Оцени, что у тебя получилось и что не получилось».
списать с печатного текста: «Спиши без ошибок, проверь каллиграфию»;
в начале урока предлагается одному из учеников записать число и тему урока на доске, с последующим коллективным анализом каллиграфических ошибок;
в классах компенсирующего обучения используется метод тактирования. Этот прием лучше использовать при выполнении простых упражнений (н-р, записать дату, тему урока, отдельные буквы, символы, уже хорошо знакомые детям).
Применение интерактивных методик, игровых элементов и разумного поощрения может значительно улучшить мотивацию и эффективность процесса коррекции (например, компьютерные тренажёры, планшеты со стилусами позволят развить мелкую моторику и отработать письменные навыки в интерактивной форме).
Наконец, нужно помнить о психологическом аспекте проблемы. Подростку необходима поддержка и понимание со стороны близких и учителей. Важно не критиковать его за недостатки почерка, а поддерживать его усилия и отмечать достижения. Совместная работа способствует укреплению отношений и повышению самооценки подростка. В результате целенаправленной работы можно добиться значительных улучшений, и хороший почерк станет источником уверенности и самоуважения.
Положительный результат достигается только при сотрудничестве подростка, родителей и специалистов.
Презентация. Каллиграфические проблемыPPTX / 11.34 Мб
Список литературы
А.Н. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей».
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».
«Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся». Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10.
Безруких М.М. "Как научить ребенка писать. Пособие для учителей и родителей».
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. "Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов».
Л.Е. Тарасова «Чистописание - словарные слова - орфография. 5 класс. 1-2 часть» (есть пособия для 6-7 классов).
Л.Е. Тарасова «Тренажер по исправлению почерка на основе росчерков и скорописи. Ступень 1,2,3. Тетрадь для старшеклассников».
Кияйкина Наталья Федоровна
Марина Низамова