Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ
Главная задача каждого учителя - научить ребенка учиться самостоятельно. Как это сделать? Не каждому взрослому под силу просидеть несколько часов за монотонной работой, а ребенку тем более. Урок длится 45 минут, и уже спустя 15 минут работы ученик устает, начинает разглядывать стены, шкафы, наблюдать за птицами за окном, и тогда продуктивность этого урока стремится к нулю. Ребенок не понял материал (точнее его прослушал), а учитель не научил ребенка самостоятельно добывать нужную информацию, соответственно появляется пробел в знаниях. Что же делать в таком случае учителю? Давайте разберемся.
ФГОС дает нам четкое представление о том, что на уроке можно (даже нужно) использовать разные формы и методы работы, чтобы постоянно включать учащихся в деятельность.
Фронтальная форма работы: как ее можно использовать? Вы объясняете определенный материал и по ходу рассказа задаете вопросы учащимся, тем самым включая их в работу. Вот и все.
Групповую форму работы очень интересно использовать на гуманитарных уроках. Например, возьмем окружающий мир и тему «Охрана природы», делим класс на несколько групп и даем задание. Задание может звучать так: « Нарисуйте знаки, которые говорят о том, что нужно охранять нашу природу». После того, как задания в группе были выполнены, идет представление работ (вот опять фронтальная форма работы).
Где можно использовать парную форму? Абсолютно на любом предмете. Например, математика и тема «Табличное умножение и деление». Ребятам нужно по очереди задавать примеры друг другу в паре, проверяя свои знания и знания соседа по парте. Можно использовать на этапе актуализации знаний или на этапе контроля.
Круглый стол – коллективная форма работы. Есть какой-то сложный вопрос на уроке обществознания? Круглый стол отлично поможет разобраться в нем. Такая форма работы имеет преимущество в том, что может сплотить коллектив, научить слушать друг друга.
Разнообразить любой урок помогут и методы. Их достаточно много, но мы рассмотрим только несколько. Например, словесный метод мы используем на каждом уроке. Урок не может пройти без обсуждения чего-либо. Наглядный метод на уроке имеет место быть, когда мы показываем презентацию или какие-нибудь схемы и карты. Очень интересно, когда в процессе рассказа или лекции обращаться к интерактивной доске, тем самым переключая внимание детей. Такие практические методы, как составление синквейна, кроссворда, написание эссе, сочинения или какой-нибудь статьи, активизируют деятельность каждого ребенка по сравнению с словесным.
Я считаю, что самым интересным и для детей, и для учителя является игровой метод на уроке. Приведу пример из собственной педагогической деятельности. В 3 классе мы с детьми учили таблицу умножения, что для некоторых детей является очень сложным процессом. Я приобрела в магазине игрушек плюшевый мячик, затем в начале каждого урока я бросала его каждому ученику, задавая пример на табличное умножение или деление. Мы с ними и поиграли в мяч, и повторили материал. По данной теме я использовала игру «Кто не знает-выбывает». Все ребята стояли по кругу и задавали по цепочке друг другу пример, кто не знает ответ - выбывает. Победитель получает положительную отметку (может быть несколько победителей).
Конечно, в процессе таких занятий возникают серьёзные проблемы с дисциплиной, с возможностью организации определенного урока. Но отрабатывая каждый раз тот или иной метод, вы сможете научиться находить пути обхода этих проблем, потому что на своих ошибках можно и нужно учиться.
В заключении хочется отметить, что нужно делать уроки интересными, потому что у вас и самих будет прекрасное настроение, создавая радость другим. На динамичные, яркие, познавательные и необыкновенные уроки дети будут не идти, а лететь, они их будут ждать каждый раз с нетерпением. Творите и дарите детям радость от учебы.