Статья «Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки»
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Проблеме XXI века сохранения и укрепления здоровья принадлежит ведущая роль. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, это одна из главных стратегических задач развития страны. По данным Минздравсоцразвития России показатели здоровья наших детей и подростков неутешительны: 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания. Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать здоровыми. [2].
С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших. В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «неумеющий петь в хоре». Аристотель (384-322 г. до н.э.) отмечал влияние музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». В отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.
Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). К примеру, в Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства. На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.
Только 15 - 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибраций и вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Подтверждением огромного влияния классического (резонансного) пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов, С.Я.Лемешев и др.[4].
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых, а лучше пропетых собственным голосом люди знали со времен самых древних цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз! Медицинская наука, все чаще обращается к опыту традиционных практик (их до сих пор называют «нетрадиционной медициной»).
Таблица 1.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
Ритмопластика |
Технология перцепции цвета |
Релаксация |
Гимнастика пальчиковая |
Гимнастика для глаз |
Гимнастика дыхательная |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни |
Игротерапия |
Коммуникативные игры |
Самомассаж |
Технологии здоровьесбережения педагогов |
3. Коррекционные технологии |
Арт-терапия |
Технологии музыкального воздействия |
Сказкотерапия |
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия |
Технологии коррекции поведения |
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания ), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
звук «А»– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь, немедленно вызывает расслабление:
звук «И» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос:
звук «О» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем:
звук «У» – укрепляет горло и голосовые связки; улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря:
звук «М» - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться:
звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга:
звуки «Ц», «К», «Щ», «И», «Ы» – лечат уши;
звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;
звуки «О», «А», «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца.
Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые «мантры». В частности, созвучие:
«ОМ» – снижает кровяное давление. основной звук, из которого произошли все прочие звуки и их обозначения – буквы. Он рождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук «М». «ОМ» проявляется в журчанье ручейка, в шелесте листьев, реве тигра, звоне колоколов, грохоте барабанов, музыке сфер, пении птиц, в разговоре людей и в смехе детей.
«АЙ», «ПА» – снимают боли в сердце:
«АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют речь:
«УХ», «ОХ», «АХ» – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии [5].
Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством.
Одним из направлений звукотерапии можно считать и рифмотерапию – лечение стихами (это интуитивно нашел и А.И.Попов, создатель системы «Физвокализа»). Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. Рифмотерапия активизирует артикуляционный аппарат, улучшает дикцию. Ее можно использовать как своеобразную артикуляционную гимнастику, конечно при условии эмоциональной работы.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.
Дыхательная гимнастика помогает научиться правильно дышать во время пения. В гимнастике есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях — позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности суставов [1].
Итак, пение - весьма эффективная терапевтическая методика, которая содержит в себе музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию и даже рифмотерапию. Это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм в целом. Глава российской музыкотерапевтической школы С. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации. Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе обучения нижнереберно-диафрагматическому дыханию, как наиболее физиологичному, благотворно влияющему на общее состояние организма человека [6].
В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам [3].
Суммируя все сказанное, можно назвать пение своеобразной «здоровьесберегающей технологией», ведь оно не только поддерживает здоровье человека, но и укрепляет его, полностью соответствуя определению.
На уроке Музыка я использую определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например:
элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;
интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;
упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова.
Здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках музыка, существует довольно много. Мы рассмотрели лишь некоторые. Есть еще терапия творчеством, фольклорная терапия, музыкально-рациональная психотерапия, музыкальная сказкотерапия и др.
Пение – лучшее упражнение для сохранения и укрепления здоровья. Пение – путь к здоровью:
Таблица 2.
Влияние пения на здоровье человека
№ п/п | Действие пения | Результат влияния пения |
1. | Предотвращает простуду и грипп | Уменьшает развитие микробов в горле и носу |
2. | Улучшает работу мозга | Увеличивает концентрацию и улучшает память |
3. | Прогоняет тревогу | Убирает негатив и дарит позитивные эмоции |
4. | Уменьшает кровяное давление | Хоровое пение увеличивает частоту сердечных сокращений |
5. | Оздоравливает легкие | Пение делает дыхание более глубоким, поступает больше кислорода, снимается мышечное напряжение |
6. | Облегчает эмфизему, астму, легочный фиброз | Пение улучшает обмен веществ, цвет лица, исправляет осанку, урегулирует вес |
7. | Улучшает осанку | Во время пения грудная клетка расширяется, а спина и плечи выпрямляются |
8. | Усиливает пресс | Во время пения брюшная и межреберная мышцы все время находятся в тонусе |
9. | Повышает окситоцин | Гормон счастья, вырабатываемый во время пения |
10. | При пении вибрация гланд и желез очищает организм, нормализует сердцебиение | Во время пения вырабатывается эндорфин, помогая чувствовать себя полным сил |
11. | Стимулирует выработку антител иммунной системы | При пении в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и кортизола |
12. | Пение улучшает состояние заболевания позвоночника и суставов | Пение улучшает кровообращение, укрепляет лицевые мышцы, совершенствует артикуляционный аппарат, способствует улучшению дикции |
13. | Пение развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему | Пение действует на эмоциональное состояние. |
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных. В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека в свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем успешной жизни.
Здоровье ребенка формируют следующие факторы: 15-20% наследственности (генетические факторы); 10-15% воздействие природной среды (экологические факторы); 15-20% воздействие социальной среды; 10-15% - уровень оказания медицинской помощи; 50% - образ жизни человека.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативными документами:
Концепция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон РФ «Об образовании», ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников».
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п. 1.6, п. 2.6.
Значимость проблемы сохранения и укрепления подрастающего поколения в разрешении подчеркивается Законом «Об образовании» в ст. 51, а также Типовым положением об общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 09.09.96 №1058 и от 15.01.97 №38, в которых говорится, что образовательные учреждения создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
В СанПин 2.4.2.1178-02 в оздоровительных целях в СОШ создаются условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством двигательной активности на уроках музыки (артикуляционные и дикционные упражнения, упражнения дыхательной гимнастики, пластические движения и др.). «Забота о здоровье ребенка – это … забота о гармоничной полноте всех духовных и физических сил и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский).
Главная проблема в организации урока музыки – создание атмосферы увлеченности, заинтересованности. «Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики … . Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких бы то ни было результатов» (Д.Б.Кабалевский)
Целью написания статьи является выявление проблем сохранения и укрепление здоровья детей в процессе вокально-хоровой работы на уроке музыка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Формировать знания, умения, навыки к практическим действиям вокально-хоровой работы.
Сохранять здоровье детей через двигательную активность речевого аппарата.
Создавать положительный эмоциональный фон на уроке.
Разработать комплекс упражнений для снятия психоэмоционального настроя.
Снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.
Создать условия для сохранения здоровья детей, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на уроке Музыка необходимо наметить пути:
- чередование различных видов деятельности на уроке;
- создание комфортного психологического климата;
- создание положительных эмоций на уроке;
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- проведение динамических пауз, физминуток, минут релаксации.
Главный принцип здоровьесбережения – принцип «Не навреди!»; принцип непрерывности, систематичности и последовательности. В.А. Сухомлинский утверждал, что «… забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил … и не свод требований к режиму, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Большую роль в укреплении и сохранении здоровья детей на уроке Музыка играют игры и упражнения, которые обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Систематическое внедрение приемов здоровьесберегающих технологий на уроках Музыка обеспечивают восприятие учебного материала, способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Список литературы
Дубровская, С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008
Козин, А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.
Лобанов, Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005-№3.
Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./ В. П. Морозов.- М., 2002.
Мыськова, Н.И. Музицирование как фактор здоровьесбережения (Пение для здоровья) / Учебно-методическое пособие. Тольятти. 2014. – 390 с.
Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. - М., 1998.