Проблемы современного русского языка

1
0
Материал опубликован 13 October 2020

Проблемы современного русского языка


Известно, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. С самого детства мы слышим от бабушки или дедушки, мамы или папы коротенькие выражения, похожие на стишки, например: «Два сапога-пара», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». А также мы часто слышим по телевизору или читаем в социальных сетях: «Wi-Fi лишним не бывает», «Неизвестный гость хуже спама».

Время-деньги – известная поговорка, которая сейчас отражает менталитет народонаселения планеты, и в частности, менталитет русского народа - носителя великого языка.

Постепенно стирается грань между устной и письменной речью. Наш язык, к сожалению, стал невыразительным. Это происходит за счёт того, что пользователи торопятся ответить, ведь общение происходит в реальном времени. И здесь главное - донести информацию.

Всё реже применяют наречия и прилагательные, их заменили смайлы.

Теперь поставить точку в конце предложения при переписке выглядит очень сухо, будто вы обижены на собеседника.

Многие интернет-СМИ работают на время-деньги. «Пока семь раз отмеришь — другие уже запОстили». Для изданий важнее опубликовать материал быстрее других, чтобы собрать больше трафика.

А извечный вопрос заимствованной лексики так и остается лавиной, угрожающей нашему языку и культуре.

Современные пословицы и поговорки могут воспитать только эгоистов, циников, лентяев. «Ученье свет, а неучение — википедия», «Красиво жить не запретишь. Но помешать можно», «Простоват наш Еремей — его ж айфон его умней», «Смайлик без причины — признак дурачины», «Ветер в голове попутным не бывает».

Анкетирование по теме в 3-х и 6-х классах показало, что школьники недостаточно знают «мудрые» выражения и не применяют их в речи, соответственно. Современные же пословицы и поговорки они слышат, видят в интернете, сами употребляют редко. «Не знаешь, что написать — сиди, полайкивай», «Комментов бояться — посты не писать». Такие выражения вызывают интерес у детей, они современны, смешны, но не несут мудрости народной.

Дети сами поняли, что в трудной ситуации современная пословица не поможет решить проблему, не посоветует, не подскажет. А самое главное, их можно запомнить, зная только «мудрые» высказывания. Например, пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон» адаптирована под ритм современной жизни «Кто старое помянет, тому рейтинг вон». Учителя и не знали о существовании в русском языке современных пословиц и поговорок. Им они чужды и совсем не интересны.

Школьники хорошо знают компьютерные пословицы и поговорки, но плохо - пословицы и поговорки русского народа, в которых заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности гражданина своей страны. Мне понравился опыт исследовательской работы. Я нашла единомышленников, кому не безразличен русский язык. Сегодня так популярно волонтерство в стране. Я бы хотела быть волонтером русского языка. Защищать русский язык от словесного мусора, распространять знания о родном языке, исследовать проблемы развития русского языка – вот, на мой взгляд, функции волонтера русского языка. И это могут быть не только взрослые (учителя, родители), но и школьники.

Можно смело утверждать, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей. Таким образом, современные пословицы и поговорки адаптированы под нашу жизнь, но их воспитательный аспект деградирует.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.