12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старшов Михаил Александрович3868
выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Учителя физики»

М.А. Старшов

ПРОБЛЕМНАЯ №4

Ровно 15 лет прошло с тех по, как в журнале «ФИЗИКА Первое сентября» была опубликована статья О. В. Коршуновой об её опыте работы в сельской школе. Результаты были совершенно блестящие, успеваемость по памяти сообщу типа 97,58%. Росли не только дети, но и их наставник: она уже давно доктор наук, и работает в высшей школе.

Так вот в той статье, которая открыла миру талантливого педагога, на глаза попала элементарная задача, из тех, которые решали те школьники – отличники на экзамене, чтобы не портить процент качества обучения.

Работая тогда в физмат классах лицея, еле дождался утра, и предложил своим девятиклассникам условие задачи:

«Шайба массой 200 г, движущаяся по поверхности льда со скоростью 20 м/с, налетает на покоящуюся шайбу массой 300 г. После взаимодействия первая шайба продолжает свое движение в том же направлении со скоростью 10 м/с. Какую скорость приобрела вторая шайба? ОТВЕТ. ≈6,7 м/с».

«ФИЗИКА ПС», 2002 г, №16.

Правда, признаюсь, что ответа сначала не сказал. Тем не менее через пару минут поймал задумчивый взгляд одного школьника, а потом и другие подняли головы: «Не может быть!» - они получили именно тот ответ, который был напечатан в журнале, и я им емедленно открыл им нужную страницу свежего номера журнала.

«Всё равно не может быть!»

Это было очень приятно, не зря мы с ребятами углублялись в тайны механики, да и просто учились в задачах не ответ получать, а физику чувствовать. В этом смысле задача великолепна, но было бы интересно посмотреть, решит ли сегодня свою задачу её автор, и за какой ответ она ставила пятёрки своим ученикам. Например, за ответ:16 м/с что можно было получить?

Возникшую проблемную ситуацию мы преодолевали почти весь урок, но это не было потерянное время, наоборот, мы приобрели много нового и важного физического знания. А самое главное, в классе не было безразличных, в обсуждении принимали участие все.

Возможно, что-то похожее привело К.Д. Ушинского к мысли: «В хорошей школе кажется, что без конца повторяют старое, а на самом деле быстро продвигаются вперёд.» (привожу по памяти, это не цитата, а именно мысль великого педагога, поразившая меня когда-то давно, когда в стране была мода на проблемное обучение, хотя до сих пор никто, кажется, толком не знает, что это такое. Вопросы, и очень трудные, задавал своим ученикам ещё Сократ, и сейчас любой учитель ставит вопросы, не зная, чем от них отличается проблема. Думаю, не только трудностью.

Вот и эти шайбы представляют собой простую задачу, но при этом - полезную проблему.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (8)

сменить сортировку
власова Наталья Николаевна, 09.06.17 в 04:03 1Ответить Пожаловаться
Прекрасная задача: тип столкновения неизвестен.
Старшов Михаил Александрович, 09.06.17 в 07:13 1Ответить Пожаловаться
Ну, раз речь о шайбах, удар могу считать упругим! Изюм в другом.
Омарова Альмира Шигаповна, 09.06.17 в 08:52 1Ответить Пожаловаться
Естественно, если удар был упр., центральный, первая шайба ударяет вторую, то обе шайбы после столкновения полетят в одну сторону, вдоль одной линии. И как может скорость у 2 шайбы быть 6,7 м/с и лететь впереди !-ой, которая движется со скоростью 10 м/с?
Старшов Михаил Александрович, 09.06.17 в 14:39 1Ответить Пожаловаться
Однако полное количество движения сохраняется. Подсказка была в тексте статьи.
власова Наталья Николаевна, 10.06.17 в 18:42 0Ответить Пожаловаться
Что-то я торможу, получила другой ответ, используя закон сохранения энергии, но что-то мне решение не нравится. Михаил Александрович, знаю, что Ваша позиция - подкинуть проблему, решение которой уже нашел сам, и тем самым сподвигнуть другого человека на поиски решения, (мне самой такое нравится) - но раскройте уже секрет.
Старшов Михаил Александрович, 10.06.17 в 21:24 1Ответить Пожаловаться
В ответ власова Наталья Николаевна
Наталья Николаевна,думаю, Вы получили правильный ответ. Но хочется подождать других физиков, которые не только решат, но и предложат применение этой задачи.

ДУМАЙ, ДУМАЙ, СВОЕЙ ГОЛОВОЙ!
это я обучаюсь прикреплять файлы
Омарова Альмира Шигаповна
Комментарий был удалён пользователем 09 июн 2017 в 13:47
Омарова Альмира Шигаповна, 11.06.17 в 10:51 0Ответить Пожаловаться
Я тоже ч-з закон сохранения энергии 14 м/с получила скорость. Вспомнила притчу. Ученик спрашивает у своего Мастера:"Долго ждать перемен?". На что получил ответ от Мастера:"Если ждать, то очень долго". Мы тоже что-то долго ждем...
Омарова Альмира Шигаповна, 20.06.17 в 08:15 0Ответить Пожаловаться
Михаил Александрович. я хотела узнать в чем причина, почему мы эту задачу не можем решить на основе закона сохранения импульса?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.