Статья «Проблемная №4»

7
8
Материал опубликован 8 June 2017 в группе

М.А. Старшов

ПРОБЛЕМНАЯ №4

Ровно 15 лет прошло с тех по, как в журнале «ФИЗИКА Первое сентября» была опубликована статья О. В. Коршуновой об её опыте работы в сельской школе. Результаты были совершенно блестящие, успеваемость по памяти сообщу типа 97,58%. Росли не только дети, но и их наставник: она уже давно доктор наук, и работает в высшей школе.

Так вот в той статье, которая открыла миру талантливого педагога, на глаза попала элементарная задача, из тех, которые решали те школьники – отличники на экзамене, чтобы не портить процент качества обучения.

Работая тогда в физмат классах лицея, еле дождался утра, и предложил своим девятиклассникам условие задачи:

«Шайба массой 200 г, движущаяся по поверхности льда со скоростью 20 м/с, налетает на покоящуюся шайбу массой 300 г. После взаимодействия первая шайба продолжает свое движение в том же направлении со скоростью 10 м/с. Какую скорость приобрела вторая шайба? ОТВЕТ. ≈6,7 м/с».

«ФИЗИКА ПС», 2002 г, №16.

Правда, признаюсь, что ответа сначала не сказал. Тем не менее через пару минут поймал задумчивый взгляд одного школьника, а потом и другие подняли головы: «Не может быть!» - они получили именно тот ответ, который был напечатан в журнале, и я им емедленно открыл им нужную страницу свежего номера журнала.

«Всё равно не может быть!»

Это было очень приятно, не зря мы с ребятами углублялись в тайны механики, да и просто учились в задачах не ответ получать, а физику чувствовать. В этом смысле задача великолепна, но было бы интересно посмотреть, решит ли сегодня свою задачу её автор, и за какой ответ она ставила пятёрки своим ученикам. Например, за ответ:16 м/с что можно было получить?

Возникшую проблемную ситуацию мы преодолевали почти весь урок, но это не было потерянное время, наоборот, мы приобрели много нового и важного физического знания. А самое главное, в классе не было безразличных, в обсуждении принимали участие все.

Возможно, что-то похожее привело К.Д. Ушинского к мысли: «В хорошей школе кажется, что без конца повторяют старое, а на самом деле быстро продвигаются вперёд.» (привожу по памяти, это не цитата, а именно мысль великого педагога, поразившая меня когда-то давно, когда в стране была мода на проблемное обучение, хотя до сих пор никто, кажется, толком не знает, что это такое. Вопросы, и очень трудные, задавал своим ученикам ещё Сократ, и сейчас любой учитель ставит вопросы, не зная, чем от них отличается проблема. Думаю, не только трудностью.

Вот и эти шайбы представляют собой простую задачу, но при этом - полезную проблему.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прекрасная задача: тип столкновения неизвестен.

9 June 2017

Ну, раз речь о шайбах, удар могу считать упругим! Изюм в другом.

9 June 2017

Естественно, если удар был упр., центральный, первая шайба ударяет вторую, то обе шайбы после столкновения полетят в одну сторону, вдоль одной линии. И как может скорость у 2 шайбы быть 6,7 м/с и лететь впереди !-ой, которая движется со скоростью 10 м/с?

9 June 2017

Однако полное количество движения сохраняется. Подсказка была в тексте статьи.

9 June 2017

Что-то я торможу, получила другой ответ, используя закон сохранения энергии, но что-то мне решение не нравится. Михаил Александрович, знаю, что Ваша позиция - подкинуть проблему, решение которой уже нашел сам, и тем самым сподвигнуть другого человека на поиски решения, (мне самой такое нравится) - но раскройте уже секрет.

10 June 2017
Ответ для

Наталья Николаевна,думаю, Вы получили правильный ответ. Но хочется подождать других физиков, которые не только решат, но и предложат применение этой задачи.

10 June 2017

Ответ #31105 был удален 9 June 2017

Я тоже ч-з закон сохранения энергии 14 м/с получила скорость. Вспомнила притчу. Ученик спрашивает у своего Мастера:"Долго ждать перемен?". На что получил ответ от Мастера:"Если ждать, то очень долго". Мы тоже что-то долго ждем...

11 June 2017

Михаил Александрович. я хотела узнать в чем причина, почему мы эту задачу не можем решить на основе закона сохранения импульса?

20 June 2017