М.А. Старшов
ПРОБЛЕМНАЯ №4Ровно 15 лет прошло с тех по, как в журнале «ФИЗИКА Первое сентября» была опубликована статья О. В. Коршуновой об её опыте работы в сельской школе. Результаты были совершенно блестящие, успеваемость по памяти сообщу типа 97,58%. Росли не только дети, но и их наставник: она уже давно доктор наук, и работает в высшей школе.
Так вот в той статье, которая открыла миру талантливого педагога, на глаза попала элементарная задача, из тех, которые решали те школьники – отличники на экзамене, чтобы не портить процент качества обучения.
Работая тогда в физмат классах лицея, еле дождался утра, и предложил своим девятиклассникам условие задачи:
«Шайба массой 200 г, движущаяся по поверхности льда со скоростью 20 м/с, налетает на покоящуюся шайбу массой 300 г. После взаимодействия первая шайба продолжает свое движение в том же направлении со скоростью 10 м/с. Какую скорость приобрела вторая шайба? ОТВЕТ. ≈6,7 м/с».
«ФИЗИКА ПС», 2002 г, №16.
Правда, признаюсь, что ответа сначала не сказал. Тем не менее через пару минут поймал задумчивый взгляд одного школьника, а потом и другие подняли головы: «Не может быть!» - они получили именно тот ответ, который был напечатан в журнале, и я им емедленно открыл им нужную страницу свежего номера журнала.
«Всё равно не может быть!»
Это было очень приятно, не зря мы с ребятами углублялись в тайны механики, да и просто учились в задачах не ответ получать, а физику чувствовать. В этом смысле задача великолепна, но было бы интересно посмотреть, решит ли сегодня свою задачу её автор, и за какой ответ она ставила пятёрки своим ученикам. Например, за ответ:16 м/с что можно было получить?
Возникшую проблемную ситуацию мы преодолевали почти весь урок, но это не было потерянное время, наоборот, мы приобрели много нового и важного физического знания. А самое главное, в классе не было безразличных, в обсуждении принимали участие все.
Возможно, что-то похожее привело К.Д. Ушинского к мысли: «В хорошей школе кажется, что без конца повторяют старое, а на самом деле быстро продвигаются вперёд.» (привожу по памяти, это не цитата, а именно мысль великого педагога, поразившая меня когда-то давно, когда в стране была мода на проблемное обучение, хотя до сих пор никто, кажется, толком не знает, что это такое. Вопросы, и очень трудные, задавал своим ученикам ещё Сократ, и сейчас любой учитель ставит вопросы, не зная, чем от них отличается проблема. Думаю, не только трудностью.
Вот и эти шайбы представляют собой простую задачу, но при этом - полезную проблему.
власова Наталья Николаевна
Старшов Михаил Александрович
Омарова Альмира Шигаповна
Старшов Михаил Александрович
власова Наталья Николаевна
Старшов Михаил Александрович
Омарова Альмира Шигаповна
Омарова Альмира Шигаповна