Статья «Проблемный ребенок в классе»

3
0
Материал опубликован 30 July 2017 в группе

Проблемный ребенок в классе

Аннотация

Работа посвящена вопросам воспитания трудных детей в классном коллективе. Она выполнена на материале наблюдений за поведением учащихся 6 класса МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска.

Во всех частях работы автор представил собственный педагогический опыт, на конкретных примерах и случаях из школьной жизни классный руководитель рассказал о приемах и принципах работы с трудными детьми, об организации помощи трудным детям, о взаимодействии классного руководителя с родителями трудных детей. Классификация приемов и принципов работы дана согласно классической педагогике. В качестве приложения автор привел план воспитательной работы, в котором наглядно показана деятельность классного руководителя с классным коллективом в целом и трудными воспитанниками в частности.

Содержание

Введение

1. Приемы работы с трудными детьми

2. Принципы работы с трудными детьми.

3. Организация педагогической помощи трудным детям

4. Взаимодействие классного руководителя с родителями трудных детей

Заключение

Приложение

При подготовке работы были использованы следующие методы исследования:

педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, метод независимых

характеристик.

 

Введение

Трудный ребенок…Проблемный…Ребенок девиантного поведения… Нет, пожалуй, в нашей системе образования учителя, которому бы не довелось встретиться с таким ребенком!

Почти крылатой стала в педагогике фраза, что трудные дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Действительно, маленьким людям очень нелегко дается взросление, потому что больше всего недостает им в этой жизни любви и понимания со стороны взрослых, прежде всего родителей. Лишенный мудрой заботы и родительской поддержки ребенок теряется в современной жизни, ослабевает, озлобляется. Чувство беззащитности формирует в сознании такого ребенка болезненный "комплекс неполноценности", который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится эгоистом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, упрямству, корысти и лукавству. Как правило, наиболее характерными недостатками таких детей являются слабоволие, недисциплинированность, нескромность, пассивность, неуверенность. Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", трудные дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая определенный стиль общения. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении трудных детей вызывают у педагогов и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

Все это, к сожалению, печальные факты современной педагогики. Как же строить отношения с трудными воспитанниками, чтобы помочь детям справиться с проблемами и стать достойными гражданами общества? Об этом в данной статье попытается рассказать автор, классный руководитель со стажем работы 21 год, учитель русского языка и литературы, мать двоих сыновей, которые, как ни стыдно в этом признаться, тоже попадают по всем характеристикам в группу трудновоспитуемых.

        С чего начать работу с трудными? Прежде всего с грамотной психолого-педагогической диагностики, затем классному руководителю необходимо включать воспитанника в систему взаимоотношений с коллективом учащихся, социумом, привлекать трудного к общественно значимой деятельности, пытаться раскрыть у такого ребенка положительные качества, силы и способности, нормализовать отношения с учителями, формировать объективную самооценку.

Проведя необходимые исследования, я выявила в классе, где работаю классным руководителем, троих воспитанников, которых следует отнести к трудным:

-Владик (отклонение в поведении состоит в совершении безнравственных и противоправных поступков: регулярные драки- разборки, издевательства над сверстниками, курение, кражи личного имущества),

-Никита (аффекты неадекватности, немотивированные состояния злобы, вспышки агрессивности, шантаж одноклассников, вымогательство, курение, склонность к бродяжничеству),

-Таня (отсутствие чувства любви и привязанности, равнодушие к близким, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, неадекватное эмоциональное реагирование на разные события, необщительность, замкнутость, закомплексованность)

Обобщая опыт своей работы и предложения известных психологов и педагогов, коротко остановлюсь на некоторых приёмах педагогического воздействия на трудных школьников, указав их сущность.

1. Приемы работы с трудными детьми

Постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать положительные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки позволяют следующие приемы педагогического воздействия:

Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между классным руководителем и воспитанником, установлению душевного контакта.

1) Проявление доброты, внимания, заботы:

-Владик, ты хорошо себя чувствуешь? Сейчас эпидемия вирусных заболеваний, будь внимателен к своему здоровью!

-Никита, чему ты так радуешься? Расскажи, я хочу смеяться так же, как и ты!

-Татьяна, ты прекрасно справилась с домашней работой, в твоем сочинении так много интересных причастных оборотов, ты, наверно, читаешь интересные книги! Не хочешь выступить перед одноклассниками на классном часу в следующий четверг?

2) Просьба:

-Владик, завтра нужно поздравить девочек с праздником, пожалуйста, организуй мальчиков!

-Никита, закрути, пожалуйста, болты в двух стульях, ты же лучший мастер в нашем классе!

-Татьяна, прими, пожалуйста, участие в гимназическом конкурсе «Волшебство детских рук», ты замечательно вышиваешь!

3) Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения):

Выражать похвалу, конечно, необходимо. Каждый раз, при любом удобном случае, все описать невозможно. Расскажу о тех примерах, которые целенаправленно планирую во внеклассной и урочной работе.

Пример 1. В конце четверти подводим итоги дежурства. Я как классный руководитель отмечаю хорошее дежурство Татьяны. « Ребята, вы знаете, что дежурный- доверенное лицо класса, именно он проявляет заботу о благоприятных условиях учебной деятельности в течение урока и на перемене. Чистота доски, освещение в классе, свежесть воздуха- забота дежурного. Обратите внимание, ребята, как добросовестно справлялась с этой работой Таня. Она первой входила в класс, часто во время урока закрывала жалюзи, если видела, что кому-то мешает солнце, включала и выключала по вашей просьбе свет. Все это- забота о товарищах, о вас, ребята. Давайте поблагодарим Татьяну за добросовестное дежурство нашими аплодисментами».

Пример 2. Ребята, на уроках и классных часах мы с вами часто говорим о таких важных нравственных качествах личности, как честность, справедливость. Но часто ли мы поступаем честно и справедливо по отношению друг к другу? К счастью, примеров такого поведения немало. Сегодня я хочу выразить слова благодарности Никите за его поступок. Вчера на контрольной по математике у Маши списали и Толик, и Сергей, и Никита. Удивительно, но только Маша получила 3, все списавшие нарадоваться не могут- у них 4! Никита как человек честный подумал прежде о Маше, о том, что ей, вероятно, неприятно и обидно. Подошел к Валентине Диграновне и поинтересовался, за что Маше 3. Признался, что списал и попросил учителя пересмотреть оценку одноклассницы, даже предложил «поменяться» оценками при выставлении в журнал и дневник. Очень благородно, Никита, правильный мужской поступок!

4) «Авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему. Хвалю детей часто, считаю это самым простым способом создать для ребенка ситуацию успеха.

-Молодец, Никита, ты очень собранный сегодня, наверняка ты хорошо напишешь сочинение!

-Танечка, ты очень заботливая, сегодня в столовой мальчики разлили сок на ваш стол, а ты убрала все к приходу одноклассников, хотя могла бы просто пересесть (в действительности мы вместе с дежурной Таней убирали разлитый сок, причем девочка никак не хотела брать тряпку в руки, со стола вытирала я сама, а она только наблюдала, высказывая недовольство)

5) Обходное движение. Известно, что воспитанник, совершивший серьезный проступок, как правило переживает: товарищи его обвиняют, ребенок ожидает наказания, все к нему настроены враждебно. В таких условиях стараюсь поддержать ребенка своим авторитетом. Тревога воспитанника сменяется облегчением и радостью, и, конечно, ребенок благодарен мне за поддержку. Такие минуты не забываются. Я становлюсь для воспитанника близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением.

6) Прощение:

Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого ребенка понять и простить, помочь сделать выводы.

7) Проявление огорчения. Учитель, особенно обладающий авторитетом, безусловно, может продемонстрировать ребенку огорчение, даже обиду. Часто это действует безотказно.

8) Проявление умений учителя, его мастерство. Речь идет о том, что учитель учит не только грамоте, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, но собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям собой образцы того или иного поведения. Так, выступая с ребятами на концерте в доме престарелых и инвалидов, я как классный руководитель и член коллектива тоже выступаю вместе с детьми, читаю стихи и пою песни. По окончании концерта обязательно провожу беседу тут же, по пути на автобусную остановку, о том, что недопустимо отдавать стариков в такие заведения, о ценности семейных отношений, о необходимости беречь родных и близких. Как правило, такая беседа никого не оставляет равнодушным. Ребята часто плачут, искренне жалея тех стариков и инвалидов, перед которыми только что выступали.

Приемы, способствующие формированию у воспитанников нравственных качеств личности.

1) Убеждение:

(во время индивидуальной беседы, готовясь к классному часу «Что значит быть счастливым?», пытаюсь убедить воспитанника в том, что по-настоящему счастлив лишь тот, кто любит своих близких и помогает людям).

-Хочешь ли ты быть счастливым?

-А в чем оно, твое личное счастье?

-Посмотри, готовясь к классному часу, я нашла интересное определение счастья американскими учеными. Они утверждают, что для счастья существует семь способов:

а) любите своих близких,

б) уделяйте много сил любимой профессии,

в) помогайте другим людям,

г) старайтесь чувствовать себя счастливыми,

е) будьте физически активными,

ж) вносите в свою жизнь элементы новизны,

з) не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

С какими из этих утверждений ты согласен, а какие вызывают сомнение? Чувствуешь ли ты себя счастливым, если порадовал родителей, помог пожилой соседке? Давай попробуем: сегодня ты найдешь повод и сделаешь добрый сюрприз матери, предложишь свою помощь соседке. Понаблюдай за своими чувствами, наверняка ты почувствуешь себя счастливее! А если этого не произойдет, повторим эксперимент, более тщательно к нему подготовившись. Лучшие аргументы те, которые подтверждаются самой жизнью!

2) Личный пример:

Как правило, трудные дети особенно чутко реагируют на личный пример учителя. По этой причине я во время субботника вместе с детьми мету двор, сажаю деревья. В нашей гимназии стал традиционным сбор макулатуры, поэтому я не просто собираю макулатуру с ребятами, а вызываю их на соревнование. В первый же день сбора в классном уголке помещаю следующее объявление: «Дорогие ребята! Сегодня я сдала 26 кг макулатуры. Найдется ли кто-то, кто сдаст больше и победит в этом соревновании свою учительницу? Впишите ваши результаты. Желаю успеха!

1….

2…

Ваша Вера Сергеевна»

3)  Доверие. Заметила, что ничто так не показывает ученику, что я ему доверяю, как просьба побыть в классе, где оставлены деньги и сотовые телефоны. Особенно это безотказно действует в случае, когда воспитанник склонен к кражам личного имущества.

4)  Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы:

Пример 1. Для того чтобы помочь ребенку вырабатывать уверенность в себе, уверяю его, что он станет более привлекательным в глазах окружающих, если будет заниматься еще чем-то, кроме повседневных обязанностей, т.е. расширит круг интересов.

-Владик, если ты станешь человеком эрудированным и увлекающимся, это здорово поможет тебе привлечь к себе внимание окружающих и добиться уважения.

Давай подумаем вместе, что может тебя украшать?

В результате беседы приходим к выводу, что более привлекательным в глазах окружающих Владика сделают чувство юмора; доброжелательность; умение вести беседу; живость, находчивость; эрудиция. А еще вспоминаю слова академика Дмитрия Лихачева, который в своих письмах о добром и прекрасном писал: «Не мучайтесь» своими недостатками, если они у вас есть. Например, заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. Лучший лектор Московского университета В.О.Ключевский заикался.

Но если вы застенчивы тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь, преодолеть её и стесняетесь её. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее – доброту.

Пример 2. Укрепить веру ребенка в свои силы поможет, вероятно, и такая беседа, проведенная индивидуально или с группой.

-Таня, постарайся замечать в себе лучшее!

Нет страшнее врага, чем самоунижение. Постарайся стать себе лучшим другом. Сосредоточься на лучших чертах собственного характера! Какие черты своего характера ты считаешь лучшими? Давай подумаем, как можно продемонстрировать их окружающим-пусть все знают о твоих достоинствах! Забудь о своих слабостях. Давай заведем «Дневник достижений». В начале каждого месяца будем записывать, что ты хочешь сделать, чего достичь, какие задачи решить. А в конце- посмотрим, что получилось. Я уверена в твоих силах, Таня, у тебя многое получится! Конечно, для преодоления трудностей, нужна сила воли, самостоятельность, но разве в тебе нет этих положительных качеств!? Конечно, есть! Веди дневник, как все великие писатели, как знать, может быть, и ты когда-нибудь станешь великой писательницей!

5) Вовлеченность в интересную деятельность:

Уже который год я занимаюсь с детьми социальным проектированием. Хочу сказать, что это прекрасная возможность вовлечь самых трудных в интересную социально значимую деятельность. На заключительном этапе работы над проектом предлагаю ребятам

Анкета для участников социального проекта

«Зажги звезду добра в своём сердце»

1.   Чему вы научились в процессе разработки и реализации проекта?

2.     Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?

3.     Каковы преимущества работы команды?

4.     Что вами сделано хорошо?

5.     В чем вы видите недоработки команды?

6.     Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Таня: «Я поняла, что могу быть интересна другим. Мне понравилось, что меня внимательно слушали взрослые люди. А еще я почувствовала жалость к старикам. Я увидела, что они несчастные. Мне теперь и мою бабушку жалко. Раньше я такого не чувствовала».

Никита: «Мне понравилось то, что мы вместе занимались чем-то полезным. Уроки я делать не люблю, компьютера у меня нет, секция три раза в неделю -иногда не знаю, куда себя деть! А тут репетиции, концерты, заседания! Когда я дома рассказывал, что был на заседании, мне казалось, что родители относились к моим словам и ко мне с уважением. Мне это чувство дорого».

Владик: «Если бы все повторить все сначала, я бы обязательно еще вначале проекта записался бы в группу аналитиков--их работа самая для меня подходящая!»

Ответы прежде всего трудных ребят убеждают в эффективности данного вида деятельности, в необходимости продолжать работу в этом направлении.

6)  Пробуждение гуманных чувств:

Пробудить гуманные чувства в моих трудных –задача нелегкая, ведь именно несформированность того, что мы называем человечностью, отличает этих воспитанников. Работа в данном направлении должна вестись регулярно и всеми участниками образовательного процесса, поэтому я стараюсь посещать со своими ребятами спектакли соответствующего содержания, принимать участие в благотворительных акциях гимназии и города («Игрушка в подарок», «Семья-семье», «Подари ближнему улыбку!» и др.), участвовать в концертах, с которыми наша гимназия регулярно выезжает в Брянский Центр социального обслуживания пенсионеров. Провожу и классные часы самой разной тематики. Так, готовясь к одному из них на тему «Не такой, как все» предложила ребятам подумать над вопросами, а потом обсудить их.

-Были ли случаи, когда ты смеялся над калеками, больными, бомжами? Проявлял ли ты к ним агрессивность? Чем они тебя раздражали или вызывали смех?

Письменные ответы ребят обсуждали на классном часу, в индивидуальных беседах с детьми и родителями.

Таня: «Я никогда не смеялась над больными и калеками, потому что их такими сделала сама жизнь, но бомжи меня просто бесят. Почему они не работают? Просят милостыню, а потом пропивают деньги, я это видела. Я бы сослала их всех в сибирские деревни, пусть там работают!»

Никита: «Бывает, что смеюсь. Сам не знаю почему. Иногда совесть потом грызет. Все зависит от того, с кем идешь. Один-то я никогда не смеюсь, а вот если с братвой идешь, так у нас принято над кем-нибудь приколоться».

Влад: «Я смеялся как-то над алкашами. Я их ненавижу. Они слабые и безвольные. Зачем они вообще живут? От них нет никакой пользы для общества. Они вызывают у меня агрессию, отвращение».

В ходе обсуждения письменных ответов пытаюсь убедить детей в необходимости гуманного отношения ко всем живущим на земле, в необходимости быть терпимым ко всем, кто нас окружает.

Приемы, строящиеся на понимании чувств и интересов ученика.

1) нравственные беседы:

Очень действенный прием -позволяет приблизиться к результату не путем высказывания прямых оценок и рекомендаций, а вместе с ребенком в результате беседы сделать нужные выводы. Очень выигрышны в этой работе притчи, их совместное чтение и обсуждение дают заметный педагогический эффект!

Приведу пример нравственной беседы «Что такое чуткость».

Учитель. Как вы понимаете, что такое чуткость?

Учащиеся. Чуткость – это значит тонко чувствовать настроение других и реагировать соответственным образом. Быть чутким - умение остановить внимание на себе и переключится на другого человека, то есть уловить тончайшие вибрации того, кого мы любим.
Учитель. Чуткость также включает в себя глубокое обращение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и стремление их понять, почувствовать, в чем именно нуждается собеседник в данный момент. Чуткость можно еще назвать как чувство меры, которую мы должны соблюдать в отношениях. Это качество нам нужно для того, чтобы проявить уважение к другому, не нарушать внутренние границы личности. Как вы думаете, для чего еще нужна чуткость?

Учащиеся. Чуткость помогает нам заметить грусть или радость в глазах человека; уловить тон разочарования или счастья в словах друга; почувствовать настроение ближнего; прочитать между строк письма, что волнует человека; ответить правильно и уместно на вопрос собеседника.
Учитель. Чуткость нам нужна также для того, чтобы умело определять обстоятельства, в соответствии с которыми мы можем действовать и по возможности восполнять нужды человека. Приведите примеры, доказывающие справедливость этой мысли.

2) «давление на жалость»:

Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Пример 1. Как-то мы выступали с концертом в Брянском доме престарелых и инвалидов, причем именно в корпусе № 2, где проживали самые несчастные, жалкие, одинокие люди. Я молчала на протяжении того времени, пока мы находились в здании, а когда вышла из него, собрала ребят вокруг себя и сказала: «Ребята, вы видели глаза этих несчастных людей, брошенных близкими? Вы заметили, сколько тоски и мольбы в этих глазах? Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ваши родители, дедушки и бабушки никогда не оказались в таком доме!» Сказала -и заплакала. Не потому, что хотела своими слезами кого-то воспитать в эту минуту, а потому что нельзя было не заплакать, видя больных брошенных стариков. Так всегда бывает: все, что говоришь детям, пропускаешь через свое сердце и плачешь или смеешься вместе с ними!

Приемы, которых открыто проявляется власть педагога.

1) Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, выражает к нему негативное отношение

Пример 1. На одну из последних репетиций агитбригады Владик не пришел, сказавшись больным, хотя знал, что через несколько дней конкурсное выступление, которое очень важно для класса и гимназии. Вечером я увидела Влада на улице, он играл с друзьями. На следующий день я в присутствии всех одноклассников сказала Владу, что он подвел всех ребят, что так поступают люди безответственные, лишенные чувства коллективизма. «Мне бы на твоем месте было стыдно, Влад!»-закончила я свою краткую, но эмоциональную речь.

Пример 2. Никита, ожидая одноклассников у здания школы, что-то увлеченно рассказывал, употребляя при этом нецензурную лексику. Это слышали проходящие мимо ребята, которые впоследствии и рассказали мне о произошедшем. После уроков, когда Никита с несколькими одноклассниками пришел на дежурство, я сообщила ему о том, что мне известно о его поведении. «Очень жаль, Никита, что я так и не научила тебя правильной и красивой речи, что твой словарный запас настолько беден, что приходится прибегать к ненормативной лексике. Придется сообщить родителям и вместе с ними подумать, как пополнить твой словарный запас!»

2) Необычный подарок. Подарок от учителя вообще явление необычное, особенно если ситуацию умело разыграть.

Пример 1. Демонстративно дарю детям тетрадь (например, по развитию речи, если кто-то ее долго не заводит). При этом рассказываю детям, какой сегодня праздник, поздравляю того, кому хочу сделать подарок, и торжественно вручаю. Как правило, ребята смеются, а воспитуемому неловко.

Учитель. Ребята, знаете ли вы о том, что сегодня, 27 сентября, в 1980 году был залит первый кубометр бетона в основу фундамента Останкинской башни? Останкинская телевизионная башня является на сегодняшний день визитной карточкой Москвы. Все начиналось с кучи бетона, а какую красоту удалось создать главному конструктору Н.Никитину и строителям! В честь этого события я хочу сделать подарок Татьяне. Пусть тетрадь по развитию речи, которую Таня никак не решится завести, станет тем первым кубометром бетона, на котором впоследствии вознесется в небеса Татьянинская башня таланта и мудрости.

       3) Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

4) Наказание. Наказание действует, на мой взгляд, только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. При этом, конечно, недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

Приёмы со скрытым действием:

1) Рассказ о людях и поступках, не имеющих прямого отношения к воспитаннику.

Пример 1. Учитель. Знаете ли вы, ребята, что легенда мирового хоккея Павел Буре входит в число самых популярных людей планеты? Этого человека можно назвать настоящим победителем. Целенаправленность, огромное трудолюбие, самодисциплина- вот то, что движет волей к победе этого удивительного человека. Какой нелегкой ценой почти ежедневного подвига это достается! В 6 утра- подъем, зарядка, завтрак, тренировка несколько часов, полдник, продолжение тренировки, обед, отдых, вечером-игра. Плюс повреждения, травмы…

Пример 2. Учитель. Мы часто говорим о героях и их подвигах. И думаем, что в современном мире подвиг совершить невозможно, потому что нет экстремальных ситуаций. Но это не так, ребята. Одна из самых трудных побед –победа над собой, например, преодоление вредных привычек- пристрастий к табаку, алкоголю, наркотикам. Иногда эти пристрастия- болезнь, требующая медицинского вмешательства, но чаще это следствие элементарного безволия.

Кого мы называем человеком безвольным? Это человек, у которого нет своего мнения, который не может сдержать данного слова, не может сказать «нет», который идет на поводу у других, даже если понимает, что с другими ему не по пути. Понятно, что никто не хочет иметь такой набор качеств, каждому из вас ясно, что достичь успеха может только человек, обладающий волей к победе.

2) Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )

3) Намёк (школьнику дают почувствовать его вину, не прибегая к осуждению или наказанию).

Пример 1. Влад часто говорит одноклассникам грубые слова, особенно если работает в команде и берет на себя руководящую роль. Во время субботника рассказываю ребятам историю и прошу Владика ответить, как он понял смысл этой истории и почему именно его я об этом спросила. «Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка, ребята, помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи провели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. На­брали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников пер­вой группы  постоянно хвалили, а другой - ругали за неумение и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе сло­во действительно помогает человеку? Как вы считаете?»

4) Ласковый упрёк (как бы невзначай высказываю порицание, рассказывая что-нибудь, на первый взгляд, не относящееся к воспитаннику) Пример 1. Никита струсил и не защитил одноклассницу, когда ее на улице обижали старшие подростки, среди которых были приятели Никиты. Рассказываю Никите историю, а потом не задаю вопросов, а просто многозначительно молчу. «Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому,  кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден. Никита, твой орден сейчас у меня на хранении!»

5) Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)

6) Ирония ( провинившегося ученика выставляю в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

Вспомогательные приемы.

1) Индивидуальные консультации. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, игр, способствующих многократной организации правильного поведения.

Пример 1. Упражнение «В путь-дорогу дальнюю». Это упражнение помогает определить те качества, которые необходимы детям для успешного взаимодействия. Ребятам предлагается собрать в дальнюю дорогу сумку с положительными о отрицательными качествами (их должно быть поровну). Каждое качество укладывается в сумку только с согласия всей группы, если кто-то не согласен, группа может попытаться убедить его, иначе качество в сумку не кладется.

Пример 2. Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты». Ребята рассаживаются в круг и, передавая друг другу мяч, говорят комплименты. Учитель отмечает наиболее удачные высказывания, сам вступает в круг, если кому-то из участников комплимент не говорят, или учитель хочет сказать что-то особенное одному из своих воспитанников.

Пример 3. Игра «Что я об этом думаю». Предлагаю ребятам письменно продолжить фразы, например: «Ссора. Что я об этом думаю?», «Улыбка. Что я об этом думаю?», «Курение. Что я об этом думаю?». Ребята записывают ответы на листочках фломастерами крупными буквами, после этого ответы размещаем на доске или стенде. Эти листочки несколько дней не снимаем, дети очень заинтересованы, читают, обсуждают, дописывают. Учитель также представляет свой вариант ответа, очень интересно, если в игре участвуют родители.

2) Отказ от констатации отдельных проступков. Удивительно, но часто бывает необходимо промолчать и никак не отреагировать на тот или иной проступок ребенка. Воспитанник знает, что учитель в курсе произошедшего, а учитель посматривает в сторону провинившегося и молчит. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

2.Принципы работы с трудными детьми.

Когда-то еще в институте нас учили, что методы, приемы и принципы воспитательной работы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. В практике работы я убедилась в правоте этой мысли. Внедрение тех или иных приемов работы с трудными детьми невозможно без реализации следующих основных принципов:

Принцип ориентации на положительное в поведении и характере трудного ученика.

Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Я стараюсь высказывать преимущественно позитивные оценки поведения ребенка, приобщаю ребенка к высоким нравственным ценностям, защищаю интересы ребенка и оказываю ему помощь в решении его проблем. Очень важно также формировать в классе гуманистические отношения, не допускать унижения достоинства ребенка.

Пример 1. Готовясь к свободному разговору с воспитанниками (рабочее название «Будь уверен в своих силах!») предлагаю своим «трудным» взять бумагу, ручку и продолжить три предложения:

Я хороший товарищ, потому что …

Я уважаю себя, потому что …

Я горжусь собой, потому что …

То, что записали ребята, будет впоследствии использовано во время беседы для иллюстрации мысли о том, что каждый в себе может отметить что-то положительное, достойное внимания и уважения. А во время встречи с ребятами я организую примерно такую беседу:

Учитель. Нередко люди позволяют другим решать за себя, что делать и как думать. Зачастую им приходится идти наперекор собственной природе. И это порождает проблемы. Вы замечали, что такое происходит и с вами?

Учащиеся рассказывают чаще всего об авторитаризме родителей и учителей.

Учитель. Если вы всю жизнь проведёте вопреки вашему складу личности то, скорее всего, будете несчастливы. Робость, неуверенность в себе преодолеть трудно. Многих из вас терзает мысль: а нравлюсь ли я людям?

Учащиеся чаще всего выражают неуверенность в том, что нравятся окружающим, и не скрывают, что себе они сами тоже нравятся редко.

Учитель. Но если вы сами себе не нравитесь, почему вас должны любить окружающие? Теперь давайте продолжим это логическое построение: если вы научитесь любить себя, так и другие вас непременно полюбят.

Попробуйте пойти другим путём. Если до того вы старались избегать компаний, позволяя робости становиться на пути к людям, событиям и приключениям, то теперь нарочно начните всюду ходить, буквально загоняя себя в разные ситуации, сделайте вызов самому себе, и он сработает. Вместо того, чтобы позволить ситуации завладеть тобой, вы сами захватывайте ситуацию.

Тренируйте уверенность в себе! Постарайтесь увлечься чем-нибудь, и всерьёз. Вступайте в спортивные клубы и секции, ходите в кино и театры, на каток и в драмкружок.

Далее вместе с ребятами мы обсуждаем основные признаки уверенного в себе человека:

- спокоен, доброжелателен;

- смотрит в глаза;

- вежлив, но настойчив;

- не спешит, когда принимает решение;

- в споре говорит о поступках других, а не оценивает их;

- легко говорит о себе, не боится раскрывать свои чувства и мотивы поступков;
- не проявляет враждебности или агрессии;

- легко воспринимает критику.

Отмечаем, какие из названных качеств уже есть, над каким предстоит работать. Затем подробно разбираем портрет неудачника, иллюстрируем примерами из собственной жизни, моделируем ситуации, убеждаемся в необходимости избавляться от «заповедях»:

- всегда и везде жди от себя только неприятности;

- если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не заметить, или убеждай себя и всех вокруг, что это конечно же случайно, по ошибке и скоро кончится;

- будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от принципов;

- изо всех сил уклоняйся от возможности проверить себя и свои способности;

- избегай трудных ситуаций;

- побольше занимайся самооправданиями. Во всех случаях задавай вопрос «кто виноват?» и никогда «что делать?»;

- относись ко всему как можно серьёзнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи;

- рассматривай каждую неудачу окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю дальнейшую жизнь;

- избегай любви к себе.

Принцип социального соответствия воспитательных мер.

Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания «трудных» социальной ситуации, в которой находится ученик.

Так, если ученица живет в частном секторе и ее соседями являются несколько семей цыган, ведущих асоциальный образ жизни, то задачи воспитателя усложняются во много раз. Приходится прибегать к помощи социальных служб, инспекции по делам несовершеннолетних, милиции и даже паспортно-визовой службы. Учитывать реальные факторы социума в такой ситуации необходимо. Другой пример: ребенок не живет с родителями, потому что они не занимаются его воспитанием, большую часть времени проводит у бабушки и дедушки, которые, однако, оформлять опекунство не хотят, за нерадивую дочь и зятя заступаются. Ребенок, понимая, что среди взрослых нет согласья, начинает ловчить и хитрить, пытаясь максимально извлечь пользу для себя (кто пожалеет, даст денег, отпустит допоздна гулять, тот и хороший).

Как бы не было трудно воспитателю в подобных ситуациях, как бы

беспомощно он себя подчас не чувствовал, коррекционная работа,

планомерно и терпеливо должна проводиться именно с учетом социальных условий, в которых взрослеет ребенок.

Деловая игра «Как стать личностью, несмотря на…» может проводиться для учащихся разных возрастов: дети, как и взрослые, всегда интересуются вопросами, связанными с их будущим.

Деловая игра «Как стать личностью, несмотря на…»

Цель: - дать понятие личности, индивидуальности, сформировать представление детей о человеке, как о существе социальном, развивать стремление познать себя и окружающих.

Материалы для беседы:

Человеку нужно знать, каков он, кто он? Знает ли он себя? Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. В психологии проблема самопознания и самосознания – одна из самых сложных. Мы осознаём существование мира объектов т.е. того, что находится вне нас, следовательно, мы отделяем себя от него. Там – объект, а это – я.

Познать себя весьма непросто. Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле, или, наоборот, ниже. Тогда говорят о завышенной или заниженной свмооценке. Какая самооценка у каждого из вас? Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне. (Далее проводится тест «Ваша индивидуальность» или какой-нибудь аналогичный, подводятся и обсуждаются его результаты, даются рекомендации)

Из теста мы не только узнали что-то новое о себе, но и познакомились с собственной индивидуальностью. А что это такое?

Учащиеся отвечают предварительно заглянув в толковый словарь, в словарь нравственных понятий, философский словарь

Трудно представить общество, в котором все люди абсолютно одинаковы. Как прекрасно, что все люди разные. Прекрасна жизнь, расцвеченная многими красками. Уже в первые минуты знакомства с человеком мы составляем определенное представление о нём. Какое?

Давайте попытаемся воспроизвести свои ощущения возникающие в первые минуты знакомства с людьми. Выпишите на листочке наиболее распространенные проявления в поведении, которые: (на доске)

а) сразу привлекают; б) сразу отталкивают. (пишут)

Вспомните, какими оказались эти люди в дальнейшем?

(выполнение задания и обсуждение полученных результатов).

Да, недаром говорят «Первое впечатление обманчиво» и «По одёжке встречают, по уму провожают».

Что же такое индивидуальность? Это неповторимое сочетание психологических особенностей человека – характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей. В заключении ребята говорят о том, чему они сегодня научились, что нового узнали, продолжая предложения

Сегодня я узнал, что…

Сегодня я понял, что…

Сегодня я научился…

Принцип индивидуального подхода к трудновоспитуемым подросткам.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них, а поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним. Приведу фрагмент беседы «Я и коллектив»

Учитель. В коллективах, членом которых ты являешься есть много других людей – и сверстников, и взрослых (учителей, вожатых, тренеров, технического персонала). У каждого свой характер, свои привычки, свои интересы. Но все вместе вы образуете одно целое. И каждый коллектив надо уважать, уважать его дела, его традиции, его правила жизни. А главное уважать всё и уважать каждого члена коллектива. Получается ли у каждого из вас уважать членов коллектива?

Учащиеся. Это не так просто. Один товарищ мне нравится, другой - не очень, к третьему я равнодушен. Пришел в коллектив новенький, и кто-то уже намекнул: «Он не заслуживает уважения». Но я думаю, что каждый человек вообще, каждый член моего коллектива достоин уважения. И не за какие-нибудь особые заслуги, а потому что он человек. И, как человек, он не должен завоевывать уважение окружающих. Его надо уважать с первой встречи, как только я его узнал. Другое дело, что каждый член коллектива должен дорожить уважением товарищей, вести себя так, чтобы оно сохранялось, иначе он может его потерять.

Учитель. Для того, чтобы жить в коллективе, надо проявлять интерес к каждому из его членов, уметь видеть в первую очередь то хорошее, что есть в каждом человеке. Плохое легче бросается в глаза. А хорошее может таиться в глубине человеческих чувств и, чтобы его обнаружить, нужен порой нелегкий труд. Но не скупитесь на такой труд. Вы увидите, сколько вокруг интересных, своеобразных людей. Осмотритесь. О ком из своих одноклассников вы захотите сказать сейчас добрые слова?

Учащиеся. Ребята называют достоинства одноклассников, хвалят друг друга.

Учитель. И вот теперь, когда вы увидели, какие интересные и хорошие люди окружают вас в коллективе, вам наверняка захотелось, чтобы они стали вашими друзьями, чтобы ваша совместная жизнь – и дела и встречи – была интересной и насыщенной яркими значительными переживаниями. Конечно же, вам захотелось сотрудничать с коллективом. А как вы думаете, от чего зависит успех коллективной жизни?

Учащиеся. Успех коллективной жизни во многом зависит от того, насколько каждый член коллектива стремится обогатить своих товарищей тем, чем богат сам: своими знаниями (и не только по математике и физике, но и о собаках, рыбках, людях, странах, космосе и пещерах) своими умениями (и не только танцевать и рисовать, но и сочинять стихи и играть на гитаре, петь хором и шить, плести макраме и показывать фокусы).

Учитель. Молодцы! Неся свои знания, умения, интересы в коллектив каждый из вас не только обогащает своих товарищей, но и обогащается сам, ибо человек богатеет в меру того, что отдает другим. А теперь приготовьте лист бумаги и напишите, чем каждый из вас может быть интересен коллективу, какую пользу может принести одноклассникам. По окончании записи обсуждаются, листочки сдают учителю.

А теперь внимательно посмотрите на своего соседа по парте. Отметьте то лучшее, что, на ваш взгляд, есть в вашем однокласснике. Передайте друг другу листочки, обсудите написанное в парах.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.

Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

Пример 1.

Работая над социальным проектом «Зажги звезду добра в своем сердце», включаю Владика в группу, которая должна встретиться с представителями власти и экспертами и получить нужную для реализации проекта информацию. Тщательно готовлю детей к встрече, особенно много работаю именно с Владиком и предлагаю ему воспользоваться следующей формой обращения:

-Меня зовут …

-Я ученик 6 а класса

-Мы исследуем проблему одиночества пожилых одиноких людей в нашем микрорайоне и городе. Как эти проблемы решаются органами управления?

-Как мы, учащиеся гимназии, можем повлиять на их решение?

-Чем мы могли бы помочь в решении этих проблем?

Кроме того, знакомлю всех ребят (а с Владом еще и репетирую) с приемами речевого взаимодействия:

-Обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству.

-Представьтесь, кратко расскажите о себе.

-Будьте кратки и точны в изложении просьбы или проблемы.

-Просите совета, помощи, поддержки.

-Задавайте вопросы, а не предъявляйте претензии.

-Четко фиксируйте сообщаемую вам информацию.

-Говорите о компетенции собеседника.

-Цитируйте собеседнику его прошлые высказывания.

 
3.Организация педагогической помощи

1. Снятие «синдрома неудачника».

У меня, как у учителя литературы для этого существует множество возможностей. Приведу несколько примеров. В процессе опроса стараюсь создать атмосферу доброжелательности, темп опроса снижен, чтобы дать ребенку больше возможностей для лучшего результата. Обязательно разрешаю ребенку пользоваться планом ответа, клише, даю наводящие вопросы, что способствует наилучшему ответу. Индивидуальный письменный опрос выглядит следующим образом.

5 класс. Литература. Какой прием называется олицетворением? При затруднении подсмотри в учебник. Подчеркни олицетворения в следующих строках:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Какие средства выразительности ты еще можешь отметить в данном тексте?

Воспользуйся подсказкой на с. 28. Желаю успеха!

6 класс. Литература. Обратите внимание на детали в предложении: “Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул её из рта, чтобы лучше видеть происходящее”.

— Как сам Лонгрен оценивает свой поступок и о каких его качествах это говорит ?

В случае затруднения воспользуйтесь схемой «Роль детали в художественном произведении», а также словариком «Нравственные понятия». Желаю успеха!

7 класс. Литература. Составьте рассказ об одном из героев (на выбор) повести «Тарас Бульба». В случае затруднения воспользуйтесь «Алгоритмом составления характеристики персонажа». Если не очень хорошо помните текст, воспользуйтесь учебником на столе, в нем указаны страницы, характеризующие всех главных героев.

Алгоритм составления характеристики персонажа

1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу.

2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать.

3. Представить героя:

1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора;
2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению;
3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера;
4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором;
5) заключить характеристику собственной оценкой.

2. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе.

Так, в начале каждого учебного года я провожу групповую игру «Если тебе гимназист имя…». Основная цель игры -вспомнить и обсудить Кодекс гимназиста, предложить изменения и дополнения. Класс делю на четыре группы (сложившиеся группы в зависимости от посадки). Каждая группа составляет свои правила поведения на уроке, на перемене, в общественных местах, в отношении со сверстниками и со взрослыми. Далее группы презентуют составленные правила, отвечают на вопросы одноклассников, обсуждают, сравнивают с принятым и утвержденным Кодексом гимназиста. Важно, чтобы в обсуждении приняли участие «трудные». Для этого я заранее готовлю для них вопросы, обсуждаю наедине, а во время деловой игры отмечаю аргументированность и творчество Владика и Никиты, хвалю их за находчивость и смекалку. Замечаю одобрение со стороны одноклассников, значит, цель достигнута.

3. Организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений. Никита в этом году был выбран заместителем старосты. В его каждодневные обязанности входит назначение дежурных и контроль за выполнением уборки в классе. Но Никита часто забывает о своих обязанностях. Напоминаю ему, хвалю, ставлю в пример другим. Никита понимает, что часто похвала не заслужена им, поэтому старается «отработать» аванс.

4. Формирование положительной Я-концепции.

Создаю для ребенка обстановку успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Поощряю положительные изменения. Стараюсь двигаться от авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы. Не скуплюсь на похвалы: «Молодец, я горжусь тобой!», «Ты сегодня выручил весь класс!», «Вот такие ребята могут служить образцом!», «Если бы сейчас тебя видел отец (мама), он (она) почувствовал(а) бы себя счастливым родителем!» и др.

Рассказываю различные истории, в которых трудные узнают себя и стараются подражать лучшим образцам, например: «Проплавленный деятель Великой французской револю­ции Жан-Поль Марат, которого называли «другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного досто­инства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указ­кой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, за­перли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с несправедливостью».

5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника». Осторожно и деликатно учу родителей понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

4.Взаимодействие классного руководителя с родителями трудных детей

Не для кого не секрет, что трудные дети чаще всего бывают у трудных родителей. Такого термина в педагогике не существует, но мы, учителя-практики, прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Если в семье царят холодность раздраженность (такое случается, когда ребенок мешает устроить своей одинокой матери личную жизнь), то классному руководителю необходимо прежде всего расположить мать к себе, заинтересовать ее судьбой ребенка, убедить в том, что именно в ребенке женское счастье. Иногда возникает необходимость представить себя на месте матери, чтобы понять мотивы ее поступков.

Если родители употребляют алкоголь, мало интересуются происходящим вокруг, ведут ограниченную духовную жизнь, то перед классным руководителем встают еще более трудные задачи: терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать,

включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать ребенка.

Если в семье культивируется эгоизм, отдается приоритет материальному

благополучию, то задача классного руководителя становится почти невыполнимой (но ее нужно и можно решать): необходимо приложить все усилия, чтобы изменить жизненные установки родителей, заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы и положительные примеры.

Конечно, самой распространенной формой работой с родителями является родительское собрание, но и индивидуальные беседы многое способны решить. Стараюсь внушить родителям следующие мысли:

1. Обязательно общайтесь с вашим ребенком, ведь отсутствие общения с вами заставит его общаться с другими людьми, а как эти другие повлияют на вашего ребенка, неизвестно. Старайтесь откровенно и доверительно говорить с ребенком обо всем, что с ним происходит.

2. Будьте внимательны к ребенку, внимательно его выслушивайте, деликатно спорьте. Всегда высказывайте интерес к тому, о чем ваш ребенок рассказывает, задавайте уточняющие вопросы.

3. Сделайте все, чтобы стать другом своему ребенку, только тогда вы станете по-настоящему счастливым родителем!

4. Старайтесь как можно больше времени проводить вместе с вашим ребенком, поддерживайте его увлечения. Идеально, если вы с вашим ребенком вместе играете в теннис, в футбол, ходите вместе на рыбалку, за грибами, да просто смотрите вместе телевизор и потом обсуждаете увиденное!

5. Обязательно поддерживайте добрые отношения с друзьями вашего ребенка и с их родителями. Помните, что большинство детей испытывают большое влияние со стороны друзей, и даже давление. Родители должны быть в курсе того, с кем общается их ребенок, кто и как на него влияет!

6. Цените вашего ребенка, помогайте ему чувствовать себя значимым, важным для вас и окружающих, нужным, необыкновенным! Всеми силами старайтесь развивать положительные качества вашего ребенка, радуйтесь его достижениям, повышайте уровень самооценки.

7. Будьте во всем примером для своего ребенка. Помните мудрые слова Шиллера: «И в райском саду на дикой яблоне ананаса не вырастишь, к сожалению!»

Вот такие, в общем-то нехитрые и не претендующие на оригинальность, но от души и вовремя сказанные советы из уст классного руководителя помогут в воспитании и трудных, и не очень (если такие есть) детей.

Заключение

Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе актуальна. С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и, если родители вовремя отреагируют на проблемы ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.

В данной работе рассмотрены основные приемы и принципы работы с трудными детьми и их семьями, приведены конкретные примеры воздействия на воспитанников, имеющих отклонения в поведении.

Педагогический опыт убедил автора в том, что применение различных методов, приёмов и видов внеучебной и урочной деятельности в коррекционной педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением не пройдет для ребенка бесследно и будет иметь положительный результат. Преодолеть недостатки в развитии личности и девиации в поведении детей нужно и можно, а сформировать положительные качества личности ребенка вполне осуществимо.

Используемая литература:

Борщевецкая Л.А. Профилактика агрессивности у школьников. Справочник классного руководителя. 2008. № 3.

Гауткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

«Девиантное поведение подростков»: Методическое пособие».- М.1999

Джумм Ю. Что на душе у экстремала? Здоровье школьника. 2007. № 11.

Жилякова Е.Н. Организация работы с «трудными» учащимися. Справочник классного руководителя. 2010. № 1.

Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М.1984.

Коновалова Т. Наркомания: кто виноват и что делать? Классное руководство и воспитание школьников. 2007.№ 20.

Крушина Э.Р. Классификация неблагополучных семей учащихся. Справочник классного руководителя. 2009. № 1.

Лихошерст Н.В. Деловая игра «Договорные отношения в классе». Справочник классного руководителя. 2009. № 12.

Ненюкова О.Н. Трудный класс. Классное руководство и воспитание школьников. 2008.№ 17.

Мансурова Г. Я пришла их защитить. Классное руководство и воспитание школьников. 2008.№ 9.

Паршутин И.А. Методы стимулирования учебной деятельности. Справочник классного руководителя. 2009. № 4.

Пидкасистый П.И. Педагогика, М. 1998г.

Рехлицкая Г.Б. Работа с учащимися «группы риска». Справочник классного руководителя. 2006. № 0.

Романов А. Трудному классу нужна особая поддержка. Классное руководство и воспитание школьников. 2008.№ 11.

Рязанкина Е.В. Манипулирование личностью: как защитить подростка. Справочник классного руководителя. 2009. № 9.

Савельева С.А. Классный час Эмоции и чувства-мои враги и друзья» Справочник классного руководителя. 2008. № 10.

Селевко Г.К. Познай себя.-М.: Народное образование, 2006.

Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.-М.:Центр «Педагогический поиск», 2001.

Цыпленкова О. Страх. Здоровье школьника. 2009. № 10.

Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. -Курск, 1995.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.:Педагогическое общество России, 2001.

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методические рекомендации для работы с детьми.-М., 1994.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.