Проблемный ребенок в классе
Аннотация
Работа посвящена вопросам воспитания трудных детей в классном коллективе. Она выполнена на материале наблюдений за поведением учащихся 6 класса МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска.
Во всех частях работы автор представил собственный педагогический опыт, на конкретных примерах и случаях из школьной жизни классный руководитель рассказал о приемах и принципах работы с трудными детьми, об организации помощи трудным детям, о взаимодействии классного руководителя с родителями трудных детей. Классификация приемов и принципов работы дана согласно классической педагогике. В качестве приложения автор привел план воспитательной работы, в котором наглядно показана деятельность классного руководителя с классным коллективом в целом и трудными воспитанниками в частности.
Содержание
Введение
1. Приемы работы с трудными детьми
2. Принципы работы с трудными детьми.
3. Организация педагогической помощи трудным детям4. Взаимодействие классного руководителя с родителями трудных детей
Заключение
Приложение
При подготовке работы были использованы следующие методы исследования:
педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, метод независимых
характеристик.
Введение
Трудный ребенок…Проблемный…Ребенок девиантного поведения… Нет, пожалуй, в нашей системе образования учителя, которому бы не довелось встретиться с таким ребенком!
Почти крылатой стала в педагогике фраза, что трудные дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Действительно, маленьким людям очень нелегко дается взросление, потому что больше всего недостает им в этой жизни любви и понимания со стороны взрослых, прежде всего родителей. Лишенный мудрой заботы и родительской поддержки ребенок теряется в современной жизни, ослабевает, озлобляется. Чувство беззащитности формирует в сознании такого ребенка болезненный "комплекс неполноценности", который требует выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится эгоистом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, упрямству, корысти и лукавству. Как правило, наиболее характерными недостатками таких детей являются слабоволие, недисциплинированность, нескромность, пассивность, неуверенность. Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", трудные дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая определенный стиль общения. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении трудных детей вызывают у педагогов и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Все это, к сожалению, печальные факты современной педагогики. Как же строить отношения с трудными воспитанниками, чтобы помочь детям справиться с проблемами и стать достойными гражданами общества? Об этом в данной статье попытается рассказать автор, классный руководитель со стажем работы 21 год, учитель русского языка и литературы, мать двоих сыновей, которые, как ни стыдно в этом признаться, тоже попадают по всем характеристикам в группу трудновоспитуемых.
С чего начать работу с трудными? Прежде всего с грамотной психолого-педагогической диагностики, затем классному руководителю необходимо включать воспитанника в систему взаимоотношений с коллективом учащихся, социумом, привлекать трудного к общественно значимой деятельности, пытаться раскрыть у такого ребенка положительные качества, силы и способности, нормализовать отношения с учителями, формировать объективную самооценку.
Проведя необходимые исследования, я выявила в классе, где работаю классным руководителем, троих воспитанников, которых следует отнести к трудным:
-Владик (отклонение в поведении состоит в совершении безнравственных и противоправных поступков: регулярные драки- разборки, издевательства над сверстниками, курение, кражи личного имущества),
-Никита (аффекты неадекватности, немотивированные состояния злобы, вспышки агрессивности, шантаж одноклассников, вымогательство, курение, склонность к бродяжничеству),
-Таня (отсутствие чувства любви и привязанности, равнодушие к близким, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, неадекватное эмоциональное реагирование на разные события, необщительность, замкнутость, закомплексованность)
Обобщая опыт своей работы и предложения известных психологов и педагогов, коротко остановлюсь на некоторых приёмах педагогического воздействия на трудных школьников, указав их сущность.
1. Приемы работы с трудными детьми
Постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать положительные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки позволяют следующие приемы педагогического воздействия:
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между классным руководителем и воспитанником, установлению душевного контакта.
1) Проявление доброты, внимания, заботы:
-Владик, ты хорошо себя чувствуешь? Сейчас эпидемия вирусных заболеваний, будь внимателен к своему здоровью!
-Никита, чему ты так радуешься? Расскажи, я хочу смеяться так же, как и ты!
-Татьяна, ты прекрасно справилась с домашней работой, в твоем сочинении так много интересных причастных оборотов, ты, наверно, читаешь интересные книги! Не хочешь выступить перед одноклассниками на классном часу в следующий четверг?
2) Просьба:
-Владик, завтра нужно поздравить девочек с праздником, пожалуйста, организуй мальчиков!
-Никита, закрути, пожалуйста, болты в двух стульях, ты же лучший мастер в нашем классе!
-Татьяна, прими, пожалуйста, участие в гимназическом конкурсе «Волшебство детских рук», ты замечательно вышиваешь!
3) Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения):
Выражать похвалу, конечно, необходимо. Каждый раз, при любом удобном случае, все описать невозможно. Расскажу о тех примерах, которые целенаправленно планирую во внеклассной и урочной работе.
Пример 1. В конце четверти подводим итоги дежурства. Я как классный руководитель отмечаю хорошее дежурство Татьяны. « Ребята, вы знаете, что дежурный- доверенное лицо класса, именно он проявляет заботу о благоприятных условиях учебной деятельности в течение урока и на перемене. Чистота доски, освещение в классе, свежесть воздуха- забота дежурного. Обратите внимание, ребята, как добросовестно справлялась с этой работой Таня. Она первой входила в класс, часто во время урока закрывала жалюзи, если видела, что кому-то мешает солнце, включала и выключала по вашей просьбе свет. Все это- забота о товарищах, о вас, ребята. Давайте поблагодарим Татьяну за добросовестное дежурство нашими аплодисментами».
Пример 2. Ребята, на уроках и классных часах мы с вами часто говорим о таких важных нравственных качествах личности, как честность, справедливость. Но часто ли мы поступаем честно и справедливо по отношению друг к другу? К счастью, примеров такого поведения немало. Сегодня я хочу выразить слова благодарности Никите за его поступок. Вчера на контрольной по математике у Маши списали и Толик, и Сергей, и Никита. Удивительно, но только Маша получила 3, все списавшие нарадоваться не могут- у них 4! Никита как человек честный подумал прежде о Маше, о том, что ей, вероятно, неприятно и обидно. Подошел к Валентине Диграновне и поинтересовался, за что Маше 3. Признался, что списал и попросил учителя пересмотреть оценку одноклассницы, даже предложил «поменяться» оценками при выставлении в журнал и дневник. Очень благородно, Никита, правильный мужской поступок!
4) «Авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему. Хвалю детей часто, считаю это самым простым способом создать для ребенка ситуацию успеха.
-Молодец, Никита, ты очень собранный сегодня, наверняка ты хорошо напишешь сочинение!
-Танечка, ты очень заботливая, сегодня в столовой мальчики разлили сок на ваш стол, а ты убрала все к приходу одноклассников, хотя могла бы просто пересесть (в действительности мы вместе с дежурной Таней убирали разлитый сок, причем девочка никак не хотела брать тряпку в руки, со стола вытирала я сама, а она только наблюдала, высказывая недовольство)
5) Обходное движение. Известно, что воспитанник, совершивший серьезный проступок, как правило переживает: товарищи его обвиняют, ребенок ожидает наказания, все к нему настроены враждебно. В таких условиях стараюсь поддержать ребенка своим авторитетом. Тревога воспитанника сменяется облегчением и радостью, и, конечно, ребенок благодарен мне за поддержку. Такие минуты не забываются. Я становлюсь для воспитанника близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением.
6) Прощение:
Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого ребенка понять и простить, помочь сделать выводы.
7) Проявление огорчения. Учитель, особенно обладающий авторитетом, безусловно, может продемонстрировать ребенку огорчение, даже обиду. Часто это действует безотказно.
8) Проявление умений учителя, его мастерство. Речь идет о том, что учитель учит не только грамоте, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, но собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям собой образцы того или иного поведения. Так, выступая с ребятами на концерте в доме престарелых и инвалидов, я как классный руководитель и член коллектива тоже выступаю вместе с детьми, читаю стихи и пою песни. По окончании концерта обязательно провожу беседу тут же, по пути на автобусную остановку, о том, что недопустимо отдавать стариков в такие заведения, о ценности семейных отношений, о необходимости беречь родных и близких. Как правило, такая беседа никого не оставляет равнодушным. Ребята часто плачут, искренне жалея тех стариков и инвалидов, перед которыми только что выступали.
Приемы, способствующие формированию у воспитанников нравственных качеств личности.
1) Убеждение:
(во время индивидуальной беседы, готовясь к классному часу «Что значит быть счастливым?», пытаюсь убедить воспитанника в том, что по-настоящему счастлив лишь тот, кто любит своих близких и помогает людям).
-Хочешь ли ты быть счастливым?
-А в чем оно, твое личное счастье?
-Посмотри, готовясь к классному часу, я нашла интересное определение счастья американскими учеными. Они утверждают, что для счастья существует семь способов:
а) любите своих близких,
б) уделяйте много сил любимой профессии,
в) помогайте другим людям,
г) старайтесь чувствовать себя счастливыми,
е) будьте физически активными,
ж) вносите в свою жизнь элементы новизны,
з) не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.
С какими из этих утверждений ты согласен, а какие вызывают сомнение? Чувствуешь ли ты себя счастливым, если порадовал родителей, помог пожилой соседке? Давай попробуем: сегодня ты найдешь повод и сделаешь добрый сюрприз матери, предложишь свою помощь соседке. Понаблюдай за своими чувствами, наверняка ты почувствуешь себя счастливее! А если этого не произойдет, повторим эксперимент, более тщательно к нему подготовившись. Лучшие аргументы те, которые подтверждаются самой жизнью!
2) Личный пример:
Как правило, трудные дети особенно чутко реагируют на личный пример учителя. По этой причине я во время субботника вместе с детьми мету двор, сажаю деревья. В нашей гимназии стал традиционным сбор макулатуры, поэтому я не просто собираю макулатуру с ребятами, а вызываю их на соревнование. В первый же день сбора в классном уголке помещаю следующее объявление: «Дорогие ребята! Сегодня я сдала 26 кг макулатуры. Найдется ли кто-то, кто сдаст больше и победит в этом соревновании свою учительницу? Впишите ваши результаты. Желаю успеха!
1….
2…
Ваша Вера Сергеевна»
3) Доверие. Заметила, что ничто так не показывает ученику, что я ему доверяю, как просьба побыть в классе, где оставлены деньги и сотовые телефоны. Особенно это безотказно действует в случае, когда воспитанник склонен к кражам личного имущества.
4) Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы:
Пример 1. Для того чтобы помочь ребенку вырабатывать уверенность в себе, уверяю его, что он станет более привлекательным в глазах окружающих, если будет заниматься еще чем-то, кроме повседневных обязанностей, т.е. расширит круг интересов.
-Владик, если ты станешь человеком эрудированным и увлекающимся, это здорово поможет тебе привлечь к себе внимание окружающих и добиться уважения.
Давай подумаем вместе, что может тебя украшать?
В результате беседы приходим к выводу, что более привлекательным в глазах окружающих Владика сделают чувство юмора; доброжелательность; умение вести беседу; живость, находчивость; эрудиция. А еще вспоминаю слова академика Дмитрия Лихачева, который в своих письмах о добром и прекрасном писал: «Не мучайтесь» своими недостатками, если они у вас есть. Например, заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. Лучший лектор Московского университета В.О.Ключевский заикался.
Но если вы застенчивы тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь, преодолеть её и стесняетесь её. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее – доброту.
Пример 2. Укрепить веру ребенка в свои силы поможет, вероятно, и такая беседа, проведенная индивидуально или с группой.
-Таня, постарайся замечать в себе лучшее!
Нет страшнее врага, чем самоунижение. Постарайся стать себе лучшим другом. Сосредоточься на лучших чертах собственного характера! Какие черты своего характера ты считаешь лучшими? Давай подумаем, как можно продемонстрировать их окружающим-пусть все знают о твоих достоинствах! Забудь о своих слабостях. Давай заведем «Дневник достижений». В начале каждого месяца будем записывать, что ты хочешь сделать, чего достичь, какие задачи решить. А в конце- посмотрим, что получилось. Я уверена в твоих силах, Таня, у тебя многое получится! Конечно, для преодоления трудностей, нужна сила воли, самостоятельность, но разве в тебе нет этих положительных качеств!? Конечно, есть! Веди дневник, как все великие писатели, как знать, может быть, и ты когда-нибудь станешь великой писательницей!
5) Вовлеченность в интересную деятельность:
Уже который год я занимаюсь с детьми социальным проектированием. Хочу сказать, что это прекрасная возможность вовлечь самых трудных в интересную социально значимую деятельность. На заключительном этапе работы над проектом предлагаю ребятам
Анкета для участников социального проекта
«Зажги звезду добра в своём сердце»
1. Чему вы научились в процессе разработки и реализации проекта?
2. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
3. Каковы преимущества работы команды?
4. Что вами сделано хорошо?
5. В чем вы видите недоработки команды?
6. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
Таня: «Я поняла, что могу быть интересна другим. Мне понравилось, что меня внимательно слушали взрослые люди. А еще я почувствовала жалость к старикам. Я увидела, что они несчастные. Мне теперь и мою бабушку жалко. Раньше я такого не чувствовала».
Никита: «Мне понравилось то, что мы вместе занимались чем-то полезным. Уроки я делать не люблю, компьютера у меня нет, секция три раза в неделю -иногда не знаю, куда себя деть! А тут репетиции, концерты, заседания! Когда я дома рассказывал, что был на заседании, мне казалось, что родители относились к моим словам и ко мне с уважением. Мне это чувство дорого».
Владик: «Если бы все повторить все сначала, я бы обязательно еще вначале проекта записался бы в группу аналитиков--их работа самая для меня подходящая!»
Ответы прежде всего трудных ребят убеждают в эффективности данного вида деятельности, в необходимости продолжать работу в этом направлении.
6) Пробуждение гуманных чувств:
Пробудить гуманные чувства в моих трудных –задача нелегкая, ведь именно несформированность того, что мы называем человечностью, отличает этих воспитанников. Работа в данном направлении должна вестись регулярно и всеми участниками образовательного процесса, поэтому я стараюсь посещать со своими ребятами спектакли соответствующего содержания, принимать участие в благотворительных акциях гимназии и города («Игрушка в подарок», «Семья-семье», «Подари ближнему улыбку!» и др.), участвовать в концертах, с которыми наша гимназия регулярно выезжает в Брянский Центр социального обслуживания пенсионеров. Провожу и классные часы самой разной тематики. Так, готовясь к одному из них на тему «Не такой, как все» предложила ребятам подумать над вопросами, а потом обсудить их.
-Были ли случаи, когда ты смеялся над калеками, больными, бомжами? Проявлял ли ты к ним агрессивность? Чем они тебя раздражали или вызывали смех?
Письменные ответы ребят обсуждали на классном часу, в индивидуальных беседах с детьми и родителями.
Таня: «Я никогда не смеялась над больными и калеками, потому что их такими сделала сама жизнь, но бомжи меня просто бесят. Почему они не работают? Просят милостыню, а потом пропивают деньги, я это видела. Я бы сослала их всех в сибирские деревни, пусть там работают!»
Никита: «Бывает, что смеюсь. Сам не знаю почему. Иногда совесть потом грызет. Все зависит от того, с кем идешь. Один-то я никогда не смеюсь, а вот если с братвой идешь, так у нас принято над кем-нибудь приколоться».
Влад: «Я смеялся как-то над алкашами. Я их ненавижу. Они слабые и безвольные. Зачем они вообще живут? От них нет никакой пользы для общества. Они вызывают у меня агрессию, отвращение».
В ходе обсуждения письменных ответов пытаюсь убедить детей в необходимости гуманного отношения ко всем живущим на земле, в необходимости быть терпимым ко всем, кто нас окружает.
Приемы, строящиеся на понимании чувств и интересов ученика.
1) нравственные беседы:
Очень действенный прием -позволяет приблизиться к результату не путем высказывания прямых оценок и рекомендаций, а вместе с ребенком в результате беседы сделать нужные выводы. Очень выигрышны в этой работе притчи, их совместное чтение и обсуждение дают заметный педагогический эффект!
Приведу пример нравственной беседы «Что такое чуткость».
Учитель. Как вы понимаете, что такое чуткость?
Учащиеся. Чуткость – это значит тонко чувствовать настроение других и реагировать соответственным образом. Быть чутким - умение остановить внимание на себе и переключится на другого человека, то есть уловить тончайшие вибрации того, кого мы любим.
Учитель. Чуткость также включает в себя глубокое обращение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и стремление их понять, почувствовать, в чем именно нуждается собеседник в данный момент. Чуткость можно еще назвать как чувство меры, которую мы должны соблюдать в отношениях. Это качество нам нужно для того, чтобы проявить уважение к другому, не нарушать внутренние границы личности. Как вы думаете, для чего еще нужна чуткость?
Учащиеся. Чуткость помогает нам заметить грусть или радость в глазах человека; уловить тон разочарования или счастья в словах друга; почувствовать настроение ближнего; прочитать между строк письма, что волнует человека; ответить правильно и уместно на вопрос собеседника.
Учитель. Чуткость нам нужна также для того, чтобы умело определять обстоятельства, в соответствии с которыми мы можем действовать и по возможности восполнять нужды человека. Приведите примеры, доказывающие справедливость этой мысли.
|
1. Снятие «синдрома неудачника».
У меня, как у учителя литературы для этого существует множество возможностей. Приведу несколько примеров. В процессе опроса стараюсь создать атмосферу доброжелательности, темп опроса снижен, чтобы дать ребенку больше возможностей для лучшего результата. Обязательно разрешаю ребенку пользоваться планом ответа, клише, даю наводящие вопросы, что способствует наилучшему ответу. Индивидуальный письменный опрос выглядит следующим образом.
5 класс. Литература. Какой прием называется олицетворением? При затруднении подсмотри в учебник. Подчеркни олицетворения в следующих строках:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Какие средства выразительности ты еще можешь отметить в данном тексте?
Воспользуйся подсказкой на с. 28. Желаю успеха!
6 класс. Литература. Обратите внимание на детали в предложении: “Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул её из рта, чтобы лучше видеть происходящее”.
— Как сам Лонгрен оценивает свой поступок и о каких его качествах это говорит ?
В случае затруднения воспользуйтесь схемой «Роль детали в художественном произведении», а также словариком «Нравственные понятия». Желаю успеха!
7 класс. Литература. Составьте рассказ об одном из героев (на выбор) повести «Тарас Бульба». В случае затруднения воспользуйтесь «Алгоритмом составления характеристики персонажа». Если не очень хорошо помните текст, воспользуйтесь учебником на столе, в нем указаны страницы, характеризующие всех главных героев.
Алгоритм составления характеристики персонажа
1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу.
2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать.
3. Представить героя:
1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора;
2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению;
3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера;
4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором;
5) заключить характеристику собственной оценкой.
2. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе.
Так, в начале каждого учебного года я провожу групповую игру «Если тебе гимназист имя…». Основная цель игры -вспомнить и обсудить Кодекс гимназиста, предложить изменения и дополнения. Класс делю на четыре группы (сложившиеся группы в зависимости от посадки). Каждая группа составляет свои правила поведения на уроке, на перемене, в общественных местах, в отношении со сверстниками и со взрослыми. Далее группы презентуют составленные правила, отвечают на вопросы одноклассников, обсуждают, сравнивают с принятым и утвержденным Кодексом гимназиста. Важно, чтобы в обсуждении приняли участие «трудные». Для этого я заранее готовлю для них вопросы, обсуждаю наедине, а во время деловой игры отмечаю аргументированность и творчество Владика и Никиты, хвалю их за находчивость и смекалку. Замечаю одобрение со стороны одноклассников, значит, цель достигнута.
3. Организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений. Никита в этом году был выбран заместителем старосты. В его каждодневные обязанности входит назначение дежурных и контроль за выполнением уборки в классе. Но Никита часто забывает о своих обязанностях. Напоминаю ему, хвалю, ставлю в пример другим. Никита понимает, что часто похвала не заслужена им, поэтому старается «отработать» аванс.
4. Формирование положительной Я-концепции.
Создаю для ребенка обстановку успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Поощряю положительные изменения. Стараюсь двигаться от авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы. Не скуплюсь на похвалы: «Молодец, я горжусь тобой!», «Ты сегодня выручил весь класс!», «Вот такие ребята могут служить образцом!», «Если бы сейчас тебя видел отец (мама), он (она) почувствовал(а) бы себя счастливым родителем!» и др.
Рассказываю различные истории, в которых трудные узнают себя и стараются подражать лучшим образцам, например: «Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с несправедливостью».
5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника». Осторожно и деликатно учу родителей понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
4.Взаимодействие классного руководителя с родителями трудных детей
Не для кого не секрет, что трудные дети чаще всего бывают у трудных родителей. Такого термина в педагогике не существует, но мы, учителя-практики, прекрасно понимаем, о чем идет речь.
Если в семье царят холодность раздраженность (такое случается, когда ребенок мешает устроить своей одинокой матери личную жизнь), то классному руководителю необходимо прежде всего расположить мать к себе, заинтересовать ее судьбой ребенка, убедить в том, что именно в ребенке женское счастье. Иногда возникает необходимость представить себя на месте матери, чтобы понять мотивы ее поступков.
Если родители употребляют алкоголь, мало интересуются происходящим вокруг, ведут ограниченную духовную жизнь, то перед классным руководителем встают еще более трудные задачи: терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать,
включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать ребенка.
Если в семье культивируется эгоизм, отдается приоритет материальному
благополучию, то задача классного руководителя становится почти невыполнимой (но ее нужно и можно решать): необходимо приложить все усилия, чтобы изменить жизненные установки родителей, заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы и положительные примеры.
Конечно, самой распространенной формой работой с родителями является родительское собрание, но и индивидуальные беседы многое способны решить. Стараюсь внушить родителям следующие мысли:
1. Обязательно общайтесь с вашим ребенком, ведь отсутствие общения с вами заставит его общаться с другими людьми, а как эти другие повлияют на вашего ребенка, неизвестно. Старайтесь откровенно и доверительно говорить с ребенком обо всем, что с ним происходит.
2. Будьте внимательны к ребенку, внимательно его выслушивайте, деликатно спорьте. Всегда высказывайте интерес к тому, о чем ваш ребенок рассказывает, задавайте уточняющие вопросы.
3. Сделайте все, чтобы стать другом своему ребенку, только тогда вы станете по-настоящему счастливым родителем!
4. Старайтесь как можно больше времени проводить вместе с вашим ребенком, поддерживайте его увлечения. Идеально, если вы с вашим ребенком вместе играете в теннис, в футбол, ходите вместе на рыбалку, за грибами, да просто смотрите вместе телевизор и потом обсуждаете увиденное!
5. Обязательно поддерживайте добрые отношения с друзьями вашего ребенка и с их родителями. Помните, что большинство детей испытывают большое влияние со стороны друзей, и даже давление. Родители должны быть в курсе того, с кем общается их ребенок, кто и как на него влияет!
6. Цените вашего ребенка, помогайте ему чувствовать себя значимым, важным для вас и окружающих, нужным, необыкновенным! Всеми силами старайтесь развивать положительные качества вашего ребенка, радуйтесь его достижениям, повышайте уровень самооценки.
7. Будьте во всем примером для своего ребенка. Помните мудрые слова Шиллера: «И в райском саду на дикой яблоне ананаса не вырастишь, к сожалению!»
Вот такие, в общем-то нехитрые и не претендующие на оригинальность, но от души и вовремя сказанные советы из уст классного руководителя помогут в воспитании и трудных, и не очень (если такие есть) детей.
Заключение
Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе актуальна. С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и, если родители вовремя отреагируют на проблемы ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.
В данной работе рассмотрены основные приемы и принципы работы с трудными детьми и их семьями, приведены конкретные примеры воздействия на воспитанников, имеющих отклонения в поведении.
Педагогический опыт убедил автора в том, что применение различных методов, приёмов и видов внеучебной и урочной деятельности в коррекционной педагогической работе с детьми с отклоняющимся поведением не пройдет для ребенка бесследно и будет иметь положительный результат. Преодолеть недостатки в развитии личности и девиации в поведении детей нужно и можно, а сформировать положительные качества личности ребенка вполне осуществимо.
Используемая литература:
Борщевецкая Л.А. Профилактика агрессивности у школьников. Справочник классного руководителя. 2008. № 3.
Гауткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
«Девиантное поведение подростков»: Методическое пособие».- М.1999
Джумм Ю. Что на душе у экстремала? Здоровье школьника. 2007. № 11.
Жилякова Е.Н. Организация работы с «трудными» учащимися. Справочник классного руководителя. 2010. № 1.
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М.1984.
Коновалова Т. Наркомания: кто виноват и что делать? Классное руководство и воспитание школьников. 2007.№ 20.
Крушина Э.Р. Классификация неблагополучных семей учащихся. Справочник классного руководителя. 2009. № 1.
Лихошерст Н.В. Деловая игра «Договорные отношения в классе». Справочник классного руководителя. 2009. № 12.
Ненюкова О.Н. Трудный класс. Классное руководство и воспитание школьников. 2008.№ 17.
Мансурова Г. Я пришла их защитить. Классное руководство и воспитание школьников. 2008.№ 9.
Паршутин И.А. Методы стимулирования учебной деятельности. Справочник классного руководителя. 2009. № 4.
Пидкасистый П.И. Педагогика, М. 1998г.
Рехлицкая Г.Б. Работа с учащимися «группы риска». Справочник классного руководителя. 2006. № 0.
Романов А. Трудному классу нужна особая поддержка. Классное руководство и воспитание школьников. 2008.№ 11.
Рязанкина Е.В. Манипулирование личностью: как защитить подростка. Справочник классного руководителя. 2009. № 9.
Савельева С.А. Классный час Эмоции и чувства-мои враги и друзья» Справочник классного руководителя. 2008. № 10.
Селевко Г.К. Познай себя.-М.: Народное образование, 2006.
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.-М.:Центр «Педагогический поиск», 2001.
Цыпленкова О. Страх. Здоровье школьника. 2009. № 10.
Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. -Курск, 1995.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.:Педагогическое общество России, 2001.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методические рекомендации для работы с детьми.-М., 1994.