12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельникова Светлана Федоровна2972
Стаж работы 35 лет. Работаю по системе Л.В. Занкова. Награждена почетной грамотой Министерства образования Р.Ф.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Проблемно - эвристический урок русского языка по теме: «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Проблемно - эвристический урок русского языка по теме:

«Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Автор: С.Ф. Мельникова, учитель начальных классов МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска

Тема урока. Чередование звуков в корнях слов при их образовании.

Тип урока. Открытие новых знаний

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Повторить и обобщить понятие «корень», «суффикс», «однокоренные слова», «образование однокоренных слов»;

познакомить с понятием «чередование» и ввести понятие «чередование согласных в корне»;

умение находить эти согласные, организовать самопроверку и самооценку своих умений;

развивать умение наблюдать, делать вывод через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

воспитывать внимательное отношение к слову, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе.


 

Задачи:

дидактические:

обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств

воспитательные:

показать силу и выразительность родного языка;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

воспитывать культуру поведения в обществе;

развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

развивать аналитические и творческие способности


 

Оборудование: -

- учебник «Русский язык»;

- рабочая тетрадь;

- ватманские листы А3- 3 шт.;

- фломастеры;

- набор «Суффиксы»;

- набор предложений для алгоритма.


 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте!

- Возьмите друг друга за руки!

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Повторяйте за мной:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!!!

- Спасибо, ребята, садитесь!

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

I. Словарная работа.

- На столе каждой парты лежит лист бумаги. Каждый из вас подпишет свои инициалы. Сейчас вы будите работать в паре, выполняя следующие задания:

1. Слова записываются в столбик с маленькой буквы;

2. Работать будете по очереди;

3. Обязательно выделите орфограмму, которую нужно запомнить.

- Учитель читает следующие слова: карандаш, пенал, вагон, тетрадь, сахар, орех.

- Проверьте, пожалуйста, работу своего соседа. Если нашли ошибку исправьте её.

- К данным словам придумайте однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным оттенком, выделите корень в словах.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Какая морфема вам поможет выполнить придумать однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным оттенком?

- Какие суффиксы вы знаете? (Учитель прикрепляет на доску карточки с суффиксами).

II. Фиксирование проблем в пробном действии.

- Можете ли вы утверждать, что выделили корни правильно? (Нет)

- Что возникло? (Затруднение)

- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? (Раньше все корни были одинаковые, теперь КОРНИ МЕНЯЮТСЯ)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем точных границ корня)

- Выскажите своё предположение. (Меняются, чередуются согласные в корне в последней паре слов: орех – орешек).

3. Определение темы и целей урока.

- Сформулируй тему нашего урока. (Чередование согласных в корне слова).

- Значит, чему вы должны научиться, поставьте перед собой цель. (Должны узнать чередующиеся согласные и точно выделять корень).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас вы будете работать в группах: каждая группа получит задание – подобрать однокоренные слова к данному слову разных частей речи.

- Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

« Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться».

- Составим алгоритм преодоления затруднения. Пункты алгоритма «рассыпаны» на доске, внимательно прочитайте их, проанализируйте и восстановите план. Учитель выстраивает алгоритм на доске.

1. Подберу однокоренные слова к данному слову.

2.Лексическое значение схожее?

3. Определю границу корня в каждом слове.

4. Выделю корень

5. Вывод: в корне чередование согласных……..

6. Подчеркну чередования согласных

Задания для групп:

I группа: снег. (Снеговик, снежок, Снегурочка, снежный)

II группа: друг. (Дружок, дружный, подруга, подружился, дружбан)

III группа: река. (Речка, реченька, речушка, речной)

Обучающиеся пишут слова фломастерами на листах формата А3 и затем вывешивают их на доску для защиты своей работы.

- Посмотрите внимательно на получившиеся слова. Одинаковы ли корни родственных слов? Почему? (В корнях родственных слов иногда происходит чередование согласных звуков).

- Попробуйте сформулировать правило о чередовании согласных.

- В какой части слова происходит чередование?

- Сравните свой вывод с правилом учебника на с. 40.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление изученного материала.

Учебник - упр. 60, с.39 (возможен дифференцированный подход к выполнению задания или частичное выполнения задания).

7. Включение в систему знаний и повторение.

(Дифференцированная творческая работа)

Задания двухуровневые (Группы могут выполнить любое задание)

I уровень: Подберите однокоренные слова к данным. Подчеркните чередующие согласные.

Смех, пух, свет, ухо.

II уровень: Составьте небольшой рассказ, используя данные слова. Подчеркните чередующие согласные.

Горох, горошек, гороховый (пух, пуховый, пушок).

Зачитывается и разбирается задание каждой группы.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведём итог урока, используя выражения:

Я вспомнил…

Я узнал…

Я научился…

- Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание.

- Повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр.61.


 

Список литературы:

Прищепа Т.А. Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении. – Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2010.

Прищепа Т.А. Проблемное обучение как основа процесса перехода от школы обучения к школе развития. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005.

 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.:Изд-во МГУ, 2003.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.