Проблемно-эвристический урок русского языка «Чередование звуков в корнях слов при их образовании» (3 класс)

6
0
Материал опубликован 15 August 2017 в группе

Проблемно - эвристический урок русского языка по теме:

«Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Автор: С.Ф. Мельникова, учитель начальных классов МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска

Тема урока. Чередование звуков в корнях слов при их образовании.

Тип урока. Открытие новых знаний

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Повторить и обобщить понятие «корень», «суффикс», «однокоренные слова», «образование однокоренных слов»;

познакомить с понятием «чередование» и ввести понятие «чередование согласных в корне»;

умение находить эти согласные, организовать самопроверку и самооценку своих умений;

развивать умение наблюдать, делать вывод через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

воспитывать внимательное отношение к слову, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе.


 

Задачи:

дидактические:

обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств

воспитательные:

показать силу и выразительность родного языка;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

воспитывать культуру поведения в обществе;

развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

развивать аналитические и творческие способности


 

Оборудование: -

- учебник «Русский язык»;

- рабочая тетрадь;

- ватманские листы А3- 3 шт.;

- фломастеры;

- набор «Суффиксы»;

- набор предложений для алгоритма.


 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте!

- Возьмите друг друга за руки!

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- Повторяйте за мной:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!!!

- Спасибо, ребята, садитесь!

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

I. Словарная работа.

- На столе каждой парты лежит лист бумаги. Каждый из вас подпишет свои инициалы. Сейчас вы будите работать в паре, выполняя следующие задания:

1. Слова записываются в столбик с маленькой буквы;

2. Работать будете по очереди;

3. Обязательно выделите орфограмму, которую нужно запомнить.

- Учитель читает следующие слова: карандаш, пенал, вагон, тетрадь, сахар, орех.

- Проверьте, пожалуйста, работу своего соседа. Если нашли ошибку исправьте её.

- К данным словам придумайте однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным оттенком, выделите корень в словах.

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Какая морфема вам поможет выполнить придумать однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным оттенком?

- Какие суффиксы вы знаете? (Учитель прикрепляет на доску карточки с суффиксами).

II. Фиксирование проблем в пробном действии.

- Можете ли вы утверждать, что выделили корни правильно? (Нет)

- Что возникло? (Затруднение)

- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? (Раньше все корни были одинаковые, теперь КОРНИ МЕНЯЮТСЯ)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем точных границ корня)

- Выскажите своё предположение. (Меняются, чередуются согласные в корне в последней паре слов: орех – орешек).

3. Определение темы и целей урока.

- Сформулируй тему нашего урока. (Чередование согласных в корне слова).

- Значит, чему вы должны научиться, поставьте перед собой цель. (Должны узнать чередующиеся согласные и точно выделять корень).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас вы будете работать в группах: каждая группа получит задание – подобрать однокоренные слова к данному слову разных частей речи.

- Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

« Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться».

- Составим алгоритм преодоления затруднения. Пункты алгоритма «рассыпаны» на доске, внимательно прочитайте их, проанализируйте и восстановите план. Учитель выстраивает алгоритм на доске.

1. Подберу однокоренные слова к данному слову.

2.Лексическое значение схожее?

3. Определю границу корня в каждом слове.

4. Выделю корень

5. Вывод: в корне чередование согласных……..

6. Подчеркну чередования согласных

Задания для групп:

I группа: снег. (Снеговик, снежок, Снегурочка, снежный)

II группа: друг. (Дружок, дружный, подруга, подружился, дружбан)

III группа: река. (Речка, реченька, речушка, речной)

Обучающиеся пишут слова фломастерами на листах формата А3 и затем вывешивают их на доску для защиты своей работы.

- Посмотрите внимательно на получившиеся слова. Одинаковы ли корни родственных слов? Почему? (В корнях родственных слов иногда происходит чередование согласных звуков).

- Попробуйте сформулировать правило о чередовании согласных.

- В какой части слова происходит чередование?

- Сравните свой вывод с правилом учебника на с. 40.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление изученного материала.

Учебник - упр. 60, с.39 (возможен дифференцированный подход к выполнению задания или частичное выполнения задания).

7. Включение в систему знаний и повторение.

(Дифференцированная творческая работа)

Задания двухуровневые (Группы могут выполнить любое задание)

I уровень: Подберите однокоренные слова к данным. Подчеркните чередующие согласные.

Смех, пух, свет, ухо.

II уровень: Составьте небольшой рассказ, используя данные слова. Подчеркните чередующие согласные.

Горох, горошек, гороховый (пух, пуховый, пушок).

Зачитывается и разбирается задание каждой группы.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведём итог урока, используя выражения:

Я вспомнил…

Я узнал…

Я научился…

- Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание.

- Повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр.61.


 

Список литературы:

Прищепа Т.А. Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении. – Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2010.

Прищепа Т.А. Проблемное обучение как основа процесса перехода от школы обучения к школе развития. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005.

 Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.:Изд-во МГУ, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации