12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саргова Оксана Николаевна513
Раннее утро. Школьный двор. Нарядные малыши в сопровождении мам, пап, дедушек и бабушек под бесконечные наставления и с любящим поцелуем отправляются в класс. Весёлая и бодрящая музыка и стайки детей, бегущих в её направлении. Урок. Время познаний, споров
Россия, Хакасия респ., Черногорск

ФИО учителя: Саргова Оксана Николаевна

Место работы: МБОУ «Гимназия», г. Черногорск

Предмет: русский язык

УМК: Полякова А.В. (система Л.В. Занкова)

Тема урока: Образование сложных слов.

Класс: 3 кл.

Планируемые результаты:

Личностные:

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом, созидательном процессе;

способность к самооценке своих действий, поступков;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

применять способы решения проблем поискового характера;

овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД:

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

уметь выполнять разбор слов по составу, применяя алгоритм разбора;

применять специальную терминологию при определении частей слова: корень, суффикс, окончание, основа, приставка;

рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях слова;

научиться образовывать и разбирать сложные слова;

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Оборудование:

Интерактивная доска SMART Board.

Электронный толковый словарь русского языка, Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

Учебник «Русский язык 3 класс», Полякова А.В.

Зеленые конверты с заданиями для групповой работы и желтые конверты для работы в парах.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

и

методы работы

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности (2 мин.)

Цель:

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на активную работу.

Откройте тетради, запишите дату.

Ответы учащихся.

Запись даты, классной работы.

Фронтальная и индивидуальная формы.

позитивное отношение к предстоящей деятельности;

включение в учебную деятельность.

Актуализация знаний (8 мин.)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Прочитайте текст:

(Текст проецируется на ИД)

1слайд

Какие задания можете предложить?

Кто помнит, над какой большой темой мы работаем?(Однокоренные слова.  Разбор слова по составу)

Тогда какое задание точнее подходит к этой теме? (Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу)

1 слайд после перемещения слов

Ребята, проверьте работу своего товарища.

1 слайд после разбора

Докажите, что эти слова однокоренные.

Как образовались эти слова? (С помощью суффиксов)

А еще как могут образовываться новые слова? (С помощью приставки. С помощью приставки и суффикса.)

А вы умеете?

Тогда образуйте с корнем - снеж - с помощью приставок и суффиксов новые слова.

2 слайд

Откройте зеленый конверт с заданием и поработайте в группе. (В конверте находятся части слов, из которых надо составить слова)

А одна группа будет работать у ИД.

Давайте проверим работу группы.

2 слайд после группировки частей слова

Учащиеся читают текст и предлагают варианты работы с ним.

У ИД работает ученик - выбирает слова из текста (перемещает их в группу ) и разбирает по составу с помощью маркера.

Остальные учащиеся эту работу выполняют в тетрадях.

Учащиеся проверяют работу товарища. Ученик дает самооценку своей работе.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (составляют из частей слов новые слова).

Одна группа выполняет это задание на ИД (перемещают части слов, составляя слова)

Учащиеся класса проверяют работу группы.

Представитель группы, работающей у доски, объясняет способы образования данных слов.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

овладеть логическим действием обобщения;

уметь строить рассуждения на основе известных понятий;

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Изучение нового материала (10 мин.)

Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока.

Физминутка (4 мин)

Вы очень хорошо справились с предыдущими заданиями.

Я предлагаю вам выполнить еще одно задание и поработать в парах.

Откройте желтый конверт.

Догадались, что надо сделать?

Верно. Надо к схемам подобрать слова. Еще вопросы есть? Тогда приступайте.

Два ученика это задание выполнит на ИД.

3 слайд

Давайте проверим работу учеников.

2 слайд после группировки слов

Почему же слово «птицелов» осталось «лишним»?

Как вы думаете, как образовалось слово птицелов?

А как мы это можем проверить? (Найти в словаре)

После работы со словарем экран закрывается «шторкой»

Значит, ключевыми словами будут слова птица и ловить.

Выделите корень в этих словах. Докажите.

Давайте вернемся к слову птицелов и выделим корень.

Ребята, как вы думаете, как называются такие слова?

А как нам проверить, верны ли наши догадки? (посмотреть в учебнике)

Откройте учебник на странице 92 и прочитайте правило.

Как называются такие слова? Как они образовались? (Сложили 2 основы.)

На каком уроке мы часто применяем сложение? А что мы складываем?

Оказывается на русском языке тоже можно складывать, но только слова. Вот так легко запомнить от слова «сложение» – «сложные слова».

Выделите основы в слове птицелов.

А как можно назвать гласную между основами, раз она соединяет 2 основы? (соединительная)

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Итак, какой новый способ образования слов мы узнали?

Вывод:

Слова образуются не только с помощью приставок и суффиксов, но и сложением основ при помощи соединительных гласных

Отвечают на вопросы учителя. Определяют задание.

Два ученика работают у ИД. Распределяют слова относительно схем.

Ученики, работающие у ИД, доказывают, почему слова подходят к схемам. Слово «птицелов» должно быть «лишним».

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Предлагают посмотреть значение слова в электронном толковом словаре.

Один ученик с помощью виртуальной клавиатуры в программе SMART Notebook во вкладках в толковом словаре находит значение слова «птицелов»

Отвечают на вопросы, подбирают свои названия.

Читают правило. Отвечают на вопросы учителя словами из правила.

Формулируют тему урока. Определяют цель урока.

Работа в парах.

Частично-поисковый метод.

Исследовательский метод.

умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий

овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;

Первичное закрепление (15 мин.

Цель: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Как вы думаете, сможете ли вы теперь узнавать сложные слова?

А как вы это будете делать? (смотреть на происхождение (образование)слов)

Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворд. Кроссворд, который я хочу вам сегодня предложить, поможет вам не только лучше понять, как образуются новые слова, но и узнать много интересного о птицах.

4 слайд “ Кроссворд”

(на слайде внизу кроссорда располагаются «кнопки» с ссылкой на страницы с фотографиями птиц). Клетки кроссворда заполняются маркером.

Загадки для кроссворда

Эта птица получила свое название за поведение. Она любит ловить мух. (Мухоловка)

На головке этой птички - корона.
Короны, как известно, бывают у королей.
Но птичка очень маленькая.
Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее
….(Королек)

Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера - сюда.
(Снегирь)

Он мешок под клювом носит,

Рыбу схватит - туда бросит.

Эта птица великан,

А зовётся ...(Пеликан).

Эта птица предвещает бурю. Моряки пометили, что в штиль птицы сидят на воде, но едва начинается шторм, взлетают вместе с восходящими потоками. (Буревестник)

Эта птица - настоящий акробат: только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень)

Эти птицы летают высоко в кронах деревьев, поэтому их трудно увидеть, несмотря на ярко-желтое, бросающееся в глаза оперение самца. О присутствии птицы можно догадаться по ее пению. Песня состоит из набора скрипучих и щебечущих звуков и заканчивается мелодичным флейтовым свистом. Когда её что-то тревожит, она издает громкий неприятный звук, за что ее зовут "лесная кошка". (Иволга)

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. Поэтому их так и назвали…(Черноголовка)

Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде?

(Орнитолог)

Объясните значение этого слова. Где мы можем уточнить значение этого слова?

(Сложное слово, греч., образовалось от орнитос- птица, логос- учение, орнитолог -ученый, специалист, изучающий птиц)

Ребята, а есть ли еще слова в кроссворде с двумя основами? (Мухоловка, черноголовка, буревестник.)

Кто запомнил, как называются такие слова?

Как они образовались?

Запишите слова и найдите основу.

За что птицы получили свое название?

(За поведение, внешний вид, способ питания)

Верно, одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи - за поведение. Всегда ли так?

Есть еще одна птичка с забавным названием «козодой».

5 слайд

Как вы думаете, как образовалось данное слово.

Я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа.

Думаю, он поможет вам дать правильный ответ.

Рассказ (во время чтения рассказа, экран ИД закрыт «шторкой»)

Однажды утром мы с соседским мальчиком Сашей пошли в лес - он знал, где растет большая земляника. Лес уже проснулся и дышал прохладой. На тропинке, по которой мы шли, лежали солнечные блики. Вдруг я остановился. Саша, не дожидаясь моей остановки, налетел на меня и пробурчал:

Предупреждать надо ...

Просто у своих ног я увидел пушистый полосатый комочек. Я протянул к нему руку и сразу отдернул: комочек надулась, широко открыл рот и зашипел. Это был детеныш птицы. Не знаю почему, но он не улетел от меня. Может, птенец был раненым или больным? Как бы там ни было, я положил его в корзину и, осторожно прижимая корзину к груди, забыв про землянику, повернул домой.

Где же ты козодоя нашел? - засмеялась бабушка, едва я переступил

порог летней кухни.

Так это козодой? Теперь он у наших коз молоко воровать будет.

Козодой молоко не доит и не доил никогда. И молока во рту не держал,- сказала бабушка, - все это люди придумали.

Почему же тогда он любит над стадом летать?

Все просто, - ответила бабушка, - козы потревожат и поднимут из травы жуков, бабочек, насекомых, которыми и питается козодой.

Вот почему рот у него сачком! - Догадался я.

Именно так, благодаря такому рту козодой ловит сразу много букашек. А вообще козодой - своеобразный санитар полей, садов, лесов, ведь он уничтожает вредных насекомых. Козодоя охранять надо.

Итак, помог вам рассказ объяснить, почему так назвали птичку?

слова.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся класса отгадывают загадки. Желающие выходят к доске с помощью маркера записывают ответы в клетки кроссворда.

Один ученик помогает переключать «кнопки» по ссылкам для просмотра фотографий птиц.

После заполнения кроссворда в розовых клетках появляется слово ОРНИТОЛОГ.

Учащиеся объясняют значение слова ОРНИТОЛОГ. Обращаются к электронному толковому словарю.

Один ученик с помощью виртуальной клавиатуры в программе SMART Notebook во вкладках в толковом словаре находит значение слова.

Выписывают сложные слова, выделяют основы.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Частично-поисковый метод.

Объяснительно-иллюстративный метод

Фронтальная форма работы

Объяснительно-иллюстративный метод.

Беседа.

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

готовность слушать собеседника.

Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин)

Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса.

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что нового вы узнали?

Какие слова называются сложными?

Оцените свою работу по следующим критериям (Внимательно слушал(а) учителя и одноклассников, активно работал(а) на уроке, материал урока понял(а))

Как вы думаете, все ли мы узнали об образовании сложных слов?

Как соединяются между собой основы в сложных словах, мы узнаем на следующем уроке.

Мы сегодня много интересного узнали о птицах. Они нуждаются в нашей помощи. Сейчас с наступлением холодов особенно.

Не забудьте развешать кормушки и регулярно подсыпать в них корм.

Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями об уроке. Выполняют самооценку по «линейкам» с установленными критериями. По желанию отдельные учащиеся свою работу на уроке вслух.

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Беседа.

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осознать личностный смысл учения;

закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность. 

Домашнее задание.

(По выбору)

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание.

* стр. 92-93 упр. 172

* Составить коллекцию сложных слов

* Сочинить сказку про сложные

Записывают домашнее задание. Задают вопросы по содержанию домашнего задания.

 

уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания.

2

Опубликовано


Комментарии (2)

Надежда, 13.02.16 в 20:10 2Ответить Пожаловаться
Хороший урок.
Саргова Оксана Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 03 ноя 2020 в 08:47
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.