Урок русского языка в 3 классе «Образование сложных слов»
ФИО учителя: Саргова Оксана Николаевна
Место работы: МБОУ «Гимназия», г. Черногорск
Предмет: русский язык
УМК: Полякова А.В. (система Л.В. Занкова)
Тема урока: Образование сложных слов.
Класс: 3 кл.
Планируемые результаты:
Личностные:
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
способность к самооценке своих действий, поступков;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
применять способы решения проблем поискового характера;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные УУД:
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
уметь выполнять разбор слов по составу, применяя алгоритм разбора;
применять специальную терминологию при определении частей слова: корень, суффикс, окончание, основа, приставка;
рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях слова;
научиться образовывать и разбирать сложные слова;
отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Оборудование:
Интерактивная доска SMART Board.
Электронный толковый словарь русского языка, Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.
Учебник «Русский язык 3 класс», Полякова А.В.
Зеленые конверты с заданиями для групповой работы и желтые конверты для работы в парах.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности (2 мин.) Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на активную работу. Откройте тетради, запишите дату. | Ответы учащихся. Запись даты, классной работы. | Фронтальная и индивидуальная формы. | позитивное отношение к предстоящей деятельности; включение в учебную деятельность. |
Актуализация знаний (8 мин.) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Прочитайте текст: (Текст проецируется на ИД) 1слайд
Какие задания можете предложить? Кто помнит, над какой большой темой мы работаем?(Однокоренные слова. Разбор слова по составу) Тогда какое задание точнее подходит к этой теме? (Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу) 1 слайд после перемещения слов Ребята, проверьте работу своего товарища. 1 слайд после разбора Докажите, что эти слова однокоренные. Как образовались эти слова? (С помощью суффиксов) А еще как могут образовываться новые слова? (С помощью приставки. С помощью приставки и суффикса.) А вы умеете? Тогда образуйте с корнем - снеж - с помощью приставок и суффиксов новые слова. 2 слайд Откройте зеленый конверт с заданием и поработайте в группе. (В конверте находятся части слов, из которых надо составить слова) А одна группа будет работать у ИД. Давайте проверим работу группы. 2 слайд после группировки частей слова
| Учащиеся читают текст и предлагают варианты работы с ним. У ИД работает ученик - выбирает слова из текста (перемещает их в группу ) и разбирает по составу с помощью маркера. Остальные учащиеся эту работу выполняют в тетрадях. Учащиеся проверяют работу товарища. Ученик дает самооценку своей работе. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (составляют из частей слов новые слова). Одна группа выполняет это задание на ИД (перемещают части слов, составляя слова) Учащиеся класса проверяют работу группы. Представитель группы, работающей у доски, объясняет способы образования данных слов. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Групповая работа. | овладеть логическим действием обобщения; уметь строить рассуждения на основе известных понятий; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Изучение нового материала (10 мин.) Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока. Физминутка (4 мин) | Вы очень хорошо справились с предыдущими заданиями. Я предлагаю вам выполнить еще одно задание и поработать в парах. Откройте желтый конверт. Догадались, что надо сделать? Верно. Надо к схемам подобрать слова. Еще вопросы есть? Тогда приступайте. Два ученика это задание выполнит на ИД. 3 слайд Давайте проверим работу учеников. 2 слайд после группировки слов Почему же слово «птицелов» осталось «лишним»? Как вы думаете, как образовалось слово птицелов? А как мы это можем проверить? (Найти в словаре) После работы со словарем экран закрывается «шторкой» Значит, ключевыми словами будут слова птица и ловить. Выделите корень в этих словах. Докажите. Давайте вернемся к слову птицелов и выделим корень. Ребята, как вы думаете, как называются такие слова? А как нам проверить, верны ли наши догадки? (посмотреть в учебнике) Откройте учебник на странице 92 и прочитайте правило. Как называются такие слова? Как они образовались? (Сложили 2 основы.) На каком уроке мы часто применяем сложение? А что мы складываем? Оказывается на русском языке тоже можно складывать, но только слова. Вот так легко запомнить от слова «сложение» – «сложные слова». Выделите основы в слове птицелов. А как можно назвать гласную между основами, раз она соединяет 2 основы? (соединительная) Кто может сформулировать тему нашего урока? Итак, какой новый способ образования слов мы узнали? Вывод: Слова образуются не только с помощью приставок и суффиксов, но и сложением основ при помощи соединительных гласных | Отвечают на вопросы учителя. Определяют задание. Два ученика работают у ИД. Распределяют слова относительно схем. Ученики, работающие у ИД, доказывают, почему слова подходят к схемам. Слово «птицелов» должно быть «лишним». Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Предлагают посмотреть значение слова в электронном толковом словаре. Один ученик с помощью виртуальной клавиатуры в программе SMART Notebook во вкладках в толковом словаре находит значение слова «птицелов» Отвечают на вопросы, подбирают свои названия. Читают правило. Отвечают на вопросы учителя словами из правила. Формулируют тему урока. Определяют цель урока. | Работа в парах. Частично-поисковый метод. Исследовательский метод. | умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации; |
Первичное закрепление (15 мин. Цель: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. | Как вы думаете, сможете ли вы теперь узнавать сложные слова? А как вы это будете делать? (смотреть на происхождение (образование)слов) Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворд. Кроссворд, который я хочу вам сегодня предложить, поможет вам не только лучше понять, как образуются новые слова, но и узнать много интересного о птицах. 4 слайд “ Кроссворд” (на слайде внизу кроссорда располагаются «кнопки» с ссылкой на страницы с фотографиями птиц). Клетки кроссворда заполняются маркером.
Загадки для кроссворда Эта птица получила свое название за поведение. Она любит ловить мух. (Мухоловка) На головке этой птички - корона. Пусть я птичка невеличка, Он мешок под клювом носит, Рыбу схватит - туда бросит. Эта птица великан, А зовётся ...(Пеликан). Эта птица предвещает бурю. Моряки пометили, что в штиль птицы сидят на воде, но едва начинается шторм, взлетают вместе с восходящими потоками. (Буревестник) Эта птица - настоящий акробат: только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень) Эти птицы летают высоко в кронах деревьев, поэтому их трудно увидеть, несмотря на ярко-желтое, бросающееся в глаза оперение самца. О присутствии птицы можно догадаться по ее пению. Песня состоит из набора скрипучих и щебечущих звуков и заканчивается мелодичным флейтовым свистом. Когда её что-то тревожит, она издает громкий неприятный звук, за что ее зовут "лесная кошка". (Иволга) Майским вечером, в прохладу, А в июне и в жару Вывожу свои рулады В парке, в роще и в бору. Эти трели, переливы Мелодичны и красивы. (Соловей) Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. Поэтому их так и назвали…(Черноголовка) Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде? (Орнитолог) Объясните значение этого слова. Где мы можем уточнить значение этого слова? (Сложное слово, греч., образовалось от орнитос- птица, логос- учение, орнитолог -ученый, специалист, изучающий птиц) Ребята, а есть ли еще слова в кроссворде с двумя основами? (Мухоловка, черноголовка, буревестник.) Кто запомнил, как называются такие слова? Как они образовались? Запишите слова и найдите основу. За что птицы получили свое название? (За поведение, внешний вид, способ питания) Верно, одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи - за поведение. Всегда ли так? Есть еще одна птичка с забавным названием «козодой». 5 слайд Как вы думаете, как образовалось данное слово. Я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа. Думаю, он поможет вам дать правильный ответ. Рассказ (во время чтения рассказа, экран ИД закрыт «шторкой») Однажды утром мы с соседским мальчиком Сашей пошли в лес - он знал, где растет большая земляника. Лес уже проснулся и дышал прохладой. На тропинке, по которой мы шли, лежали солнечные блики. Вдруг я остановился. Саша, не дожидаясь моей остановки, налетел на меня и пробурчал: Предупреждать надо ... Просто у своих ног я увидел пушистый полосатый комочек. Я протянул к нему руку и сразу отдернул: комочек надулась, широко открыл рот и зашипел. Это был детеныш птицы. Не знаю почему, но он не улетел от меня. Может, птенец был раненым или больным? Как бы там ни было, я положил его в корзину и, осторожно прижимая корзину к груди, забыв про землянику, повернул домой. Где же ты козодоя нашел? - засмеялась бабушка, едва я переступил порог летней кухни. Так это козодой? Теперь он у наших коз молоко воровать будет. Козодой молоко не доит и не доил никогда. И молока во рту не держал,- сказала бабушка, - все это люди придумали. Почему же тогда он любит над стадом летать? Все просто, - ответила бабушка, - козы потревожат и поднимут из травы жуков, бабочек, насекомых, которыми и питается козодой. Вот почему рот у него сачком! - Догадался я. Именно так, благодаря такому рту козодой ловит сразу много букашек. А вообще козодой - своеобразный санитар полей, садов, лесов, ведь он уничтожает вредных насекомых. Козодоя охранять надо. Итак, помог вам рассказ объяснить, почему так назвали птичку? слова. | Отвечают на вопросы. Учащиеся класса отгадывают загадки. Желающие выходят к доске с помощью маркера записывают ответы в клетки кроссворда. Один ученик помогает переключать «кнопки» по ссылкам для просмотра фотографий птиц. После заполнения кроссворда в розовых клетках появляется слово ОРНИТОЛОГ. Учащиеся объясняют значение слова ОРНИТОЛОГ. Обращаются к электронному толковому словарю. Один ученик с помощью виртуальной клавиатуры в программе SMART Notebook во вкладках в толковом словаре находит значение слова. Выписывают сложные слова, выделяют основы. Отвечают на вопросы. Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Объяснительно-иллюстративный метод. Частично-поисковый метод. Объяснительно-иллюстративный метод Фронтальная форма работы Объяснительно-иллюстративный метод. Беседа. | овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; готовность слушать собеседника. |
Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин) Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса. | Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что нового вы узнали? Какие слова называются сложными? Оцените свою работу по следующим критериям (Внимательно слушал(а) учителя и одноклассников, активно работал(а) на уроке, материал урока понял(а)) Как вы думаете, все ли мы узнали об образовании сложных слов? Как соединяются между собой основы в сложных словах, мы узнаем на следующем уроке. Мы сегодня много интересного узнали о птицах. Они нуждаются в нашей помощи. Сейчас с наступлением холодов особенно. Не забудьте развешать кормушки и регулярно подсыпать в них корм. | Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями об уроке. Выполняют самооценку по «линейкам» с установленными критериями. По желанию отдельные учащиеся свою работу на уроке вслух. | Фронтальная и индивидуальная формы работы. Беседа. | уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознать личностный смысл учения; закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность. |
Домашнее задание. (По выбору) Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание. | * стр. 92-93 упр. 172 * Составить коллекцию сложных слов * Сочинить сказку про сложные | Записывают домашнее задание. Задают вопросы по содержанию домашнего задания. | уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания. |
2
Евдакименко Виктория Викторовна
Надежда