Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО
Деркач Елена Ивановна,
преподаватель первой категории,
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Аннотация: в статье говорится об актуальности проектной деятельности в современных условиях, о достоинствах и недостатках в ходе выполнения проекта.
Ключевые слова: проект, типы проектов, метапредметные результаты.
Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Важная роль отводится дополнительным занятиям и самостоятельным проектам.
Цель работы: показать, что проектная деятельность обеспечивает интеграцию знаний в целостное мировоззрение и поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании.
Задачи:
Изучить и проанализировать инновационный опыт по применению метода проектов.
Выявить положительные и отрицательные аспекты, возникшие в ходе работы над проектами по дисциплине «Физика».
ФГОС определяет следующие тенденции изменений в области образования:
стремление к обучению в малых группах; отказ от сообщения обучающимся готовых знаний и переход к самостоятельному их поиску; стремление к индивидуальной работе с обучающимися; замена соревновательного подхода на сотрудничество; значительное увеличение активности обучающихся.
ФГОС определяет три группы планируемых образовательных результатов.
Личностные результаты – т.е. формирование в образовательном процессе мотивов деятельности, системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим обучающимся, объектам познания.
Метапредметные результаты – освоение на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенных способов деятельности, которые должны применяться обучающимися в процессе учебы и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – выражаются в усвоении конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных дисциплин.
Одним из инновационных методов обучения является метод проектов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоего конечного продукта.
Если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Эта технология поддерживает компетентностно – ориентированный подход в образовании.
Ключевые компетентности: учебно-познавательная; информационная; социальная; коммуникативная; профессиональная.
Технология позволяет развить:
Рефлексивные умения – умение осмыслить задачу.
Поисковые (исследовательские) умения – умение привлечь знания из разных областей.
Умения и навыки работать в сотрудничестве.
Управленческие умения и навыки – умение проектировать процесс.
Коммуникативные умения – умение вступать в диалог, презентационные умения, навыки монологической речи, пользоваться средствами наглядности при выступлении.
В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности студентов и преподавателя. Но метод этот не новый.
В работе по формированию проектно-исследовательских умений можно выделить два основных этапа: диагностический, практический.
Первый этап – подготовительный. Он позволяет выявить уровень сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся, на этом этапе ведется отслеживание организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных способностей обучающихся. Включаются так же умения работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, умение работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность. При этом можно использовать и возможности урока, в ходе проведения наблюдения, «срезовых» работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также внеаудиторной самостоятельной работы, лабораторных работ и проведения практических занятий. Эта диагностика позволяет распределить обучающихся в микрогруппы для организации последующей работы.
Второй этап – практический. Обучающиеся выходят на проектную деятельность. Здесь задача преподавателя ознакомить обучающихся с общими требованиями к подготовке к выполнению и оформлению работы. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков и ответственных. Этот этап включает в себя самостоятельный поиск информации, систематизацию и анализ собранного материала, оформление проекта.
На этом этапе готовится презентация проекта и защита проекта.
Типы проектов
Практико-ориентированный. Цель - решение практических задач.
Исследовательский проект. Цель - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Информационный проект. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Творческий проект. Цель – привлечение интереса к конкретной проблеме.
Игровой проект. Цель–предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы.
Плюсы и минусы метода проектов
Плюсы проектной деятельности | Минусы проектной деятельности |
- формирование навыков самообразования и самоконтроля; - моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат; - формирование коммуникативных умений; - осуществление индивидуального подхода; - формирование интереса к познавательной деятельности | - возрастающая нагрузка на педагога; - психологические и коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки. |
Работодатель хочет видеть сегодня специалиста, который занял значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно определять перспективы. Такие выпускники должны обладать проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.
Работа над проектом помогает обучающимся осознать, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные планы, самостоятельно принимать решения, реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст].- М.: Народное образование, 2000. – 240с.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы [Текст]./ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилен, 2007. – с. 121-141.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]. - М.: Просвещение 2003.
Моор М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]. // Среднее профессиональное образование 2013 № 4, стр. 122.
Судакова С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]. // Среднее профессиональное образование 2012 № 6, стр. 122.
5