Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО

0
0
Материал опубликован 28 September 2022

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО

Деркач Елена Ивановна,
преподаватель первой категории,
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»

 Аннотация: в статье говорится об актуальности проектной деятельности в современных условиях, о достоинствах и недостатках в ходе выполнения проекта.

Ключевые слова: проект, типы проектов, метапредметные результаты.

Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Важная роль отводится дополнительным занятиям и самостоятельным проектам.

Цель работы: показать, что проектная деятельность обеспечивает интеграцию знаний в целостное мировоззрение и поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании.

Задачи:

Изучить и проанализировать инновационный опыт по применению метода проектов.

Выявить положительные и отрицательные аспекты, возникшие в ходе работы над проектами по дисциплине «Физика».

ФГОС определяет следующие тенденции изменений в области образования:

стремление к обучению в малых группах; отказ от сообщения обучающимся готовых знаний и переход к самостоятельному их поиску; стремление к индивидуальной работе с обучающимися; замена соревновательного подхода на сотрудничество; значительное увеличение активности обучающихся.

ФГОС определяет три группы планируемых образовательных результатов.

Личностные результаты – т.е. формирование в образовательном процессе мотивов деятельности, системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим обучающимся, объектам познания.

Метапредметные результаты – освоение на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенных способов деятельности, которые должны применяться обучающимися в процессе учебы и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты – выражаются в усвоении конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных дисциплин.

Одним из инновационных методов обучения является метод проектов.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоего конечного продукта.

Если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Эта технология поддерживает компетентностно – ориентированный подход в образовании.

Ключевые компетентности: учебно-познавательная; информационная; социальная; коммуникативная; профессиональная.

Технология позволяет развить:

Рефлексивные умения – умение осмыслить задачу.

Поисковые (исследовательские) умения – умение привлечь знания из разных областей.

Умения и навыки работать в сотрудничестве.

Управленческие умения и навыки – умение проектировать процесс.

Коммуникативные умения – умение вступать в диалог, презентационные умения, навыки монологической речи, пользоваться средствами наглядности при выступлении.

В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности студентов и преподавателя. Но метод этот не новый.

В работе по формированию проектно-исследовательских умений можно выделить два основных этапа: диагностический, практический.

Первый этап – подготовительный. Он позволяет выявить уровень сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся, на этом этапе ведется отслеживание организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных способностей обучающихся. Включаются так же умения работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, умение работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность. При этом можно использовать и возможности урока, в ходе проведения наблюдения, «срезовых» работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также внеаудиторной самостоятельной работы, лабораторных работ и проведения практических занятий. Эта диагностика позволяет распределить обучающихся в микрогруппы для организации последующей работы.

Второй этап – практический. Обучающиеся выходят на проектную деятельность. Здесь задача преподавателя ознакомить обучающихся с общими требованиями к подготовке к выполнению и оформлению работы. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков и ответственных. Этот этап включает в себя самостоятельный поиск информации, систематизацию и анализ собранного материала, оформление проекта.

На этом этапе готовится презентация проекта и защита проекта.

Типы проектов

Практико-ориентированный. Цель - решение практических задач.

Исследовательский проект. Цель - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный проект. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий проект. Цель – привлечение интереса к конкретной проблеме.

Игровой проект. Цель–предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы.

Плюсы и минусы метода проектов

Плюсы проектной деятельности

Минусы проектной деятельности

- формирование навыков самообразования и самоконтроля;

- моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат;

- формирование коммуникативных умений;

- осуществление индивидуального подхода;

- формирование интереса к познавательной деятельности

- возрастающая нагрузка на педагога;

- психологические и коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.


Работодатель хочет видеть сегодня специалиста, который занял значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно определять перспективы. Такие выпускники должны обладать проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.

Работа над проектом помогает обучающимся осознать, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные планы, самостоятельно принимать решения, реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст].- М.: Народное образование, 2000. – 240с.

Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы [Текст]./ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилен, 2007. – с. 121-141.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]. - М.: Просвещение 2003.

Моор М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]. // Среднее профессиональное образование 2013 № 4, стр. 122.

Судакова С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]. // Среднее профессиональное образование 2012 № 6, стр. 122.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации