Проект ИЗО в 7 классе «Образ северного оленя в народных промыслах»
Пояснительная записка к презентации
Управление образования
Администрация Северодвинска
Муниципальный конкурс «Экология глазами детей: Образ животных в народном искусстве Севера»
Проект
Образ северного оленя в народных промыслах
Хома Яна
Ученица 7Б класса
МБОУ СОШ №5»
Руководитель: Беласик Л. Н. учитель изобразительного искусства
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Основная часть
2. Олень — символ различных исторических традиций
Олень в мифологии славян
2.1. Олень - один из самых часто встречающихся героев глиняной Каргопольской игрушки
2. 2. Олень в пряничном искусстве
2.3. Изображение оленя в северной вышивке
2.4. Образ оленя в северных росписях
Ш.Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение
Введение
Значение северных народных промыслов трудно недооценивать, они тесно связанны с историей, природой родного края. Знакомство с историей, культурой, бытом северян, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Желание узнать об изображении северного оленя в народных промыслах Севера, у меня появилось еще в начальной школе, во время участия в городской игре «Семь ремесел».
Актуальность выбранной темы определилась еще и тем, что в настоящее время
17 февраля прошлого года дикий северный олень был занесен в Красную книгу Архангельской области. Места обитания исчезают из-за развития промышленного освоения территорий и браконьерства. В последние годы мы часто слышим, что популяция этого вида оленей под угрозой, так что очень важно обратить внимание как можно большего числа людей на нарастающую проблему.
Однако мы решили изучить эту тему на примере народных северных промыслов. А какое же значение оленю предавали наши предки в народном искусстве Севера.
Цель: рассмотреть образ северного оленя в народном искусстве и выявить в каких народных промыслах встречается образ оленя.
Задачи:
- изучить литературу по выбранной теме;
- обобщить изученный материал;
- найти примеры образа оленя в северных народных промыслах;
- сделать выводы по изученному материалу.
Методы исследования:
- описание;
- анализ;
- синтез;
- сравнение.
II. Основная часть
2. Олень — символ различных исторических традиций.
Олень в мифологии славян
Олень символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни.
Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделяли фантастическими чертами. Его называли «чудным» и «дивным зверем». По поверьям он умел творить разные чудеса и даже говорить человеческим голосом.
У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер. Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением.
Удивительное воздействие в славянской мифологии оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой. Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на оленях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке.
Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, в изготовлении глиняных игрушек, вышивках, в пряничном искусстве, в северных росписях.
2. 1 Олень - один из самых часто встречающихся героев глиняной
Каргопольской игрушки
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополь Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер Ульяна Ивановна Бабкина.
Ульяна Ивановна Бабкина родилась 10 августа 1889г. в деревне Глотовской (Гринёво) Каргопольского уезда в семье потомственных гончаров.
Олень - один из самых часто встречающихся героев глиняной игрушки.
Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), поэтому он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве. (ПРИЛОЖЕНИЕ I)
2. 2 Оленя в пряничном искусстве
Первоначальное назначение этого пряника было обрядовым. Козулю поморы пекли на рождество, а второй, уже почти забытый пряник- тетёрку - готовили к 22 марта, ко дню весеннего солнцестояния. Самым древним и самым популярным сюжетом изготовления козуль считается олень. Поморы верили, что если они польют на землю воду, то пойдет обильный дождь и не даст погибнуть урожаю, если напекут большое животных из теста, - приумножится их количество, будет больше дичи в лесах.
Кстати, точно неизвестно: название «козули» происходит от «козы» или от «косули», то есть оленя, самого важного зверя на Севере.
На примере северных козуль мы сталкиваемся с отголоском языческого культа солнца. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы поворачивает к лету.
(ПРИЛОЖЕНИЕ II)
2.3 Изображение оленя в северной вышивке
С древних времен одежду украшали орнаментом, нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир. Большое значение занимает в северной вышивке изображения оленя - хозяина леса.
В вышивке олени расположены по сторонам центральной оси-дерева и подчинены геометрическому строю орнамента. При этом можно выделить несколько разновидностей этого узора: туловище животного построено на ломаных линиях, образующих острый угол внизу и соответственно треугольную выемку на спине, ноги согнуты, на голове - основной признак оленя-рога, несколько закинутые назад. Поза животного как бы застывшая. [3.25]
Вышивка оленя нередко покрывалась золотой или серебряной нитью, а остальная часть вышивалась шерстью, косым стежком. Иногда он вышивался крестом белыми и красными нитями.
Изображение животного в вышивке несло определённое значение. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. (ПРИЛОЖЕНИЕ III)
1.4 Северная роспись
Фигура оленя встречается в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях Мезенских и Пермогорских прялок, коробов. Прежде всего, следует отметить, узоры росписи прялок имеют три уровня (яруса), что перекликается с расположением узоров вышивки на древней одежде наших предков. Уровни миров в росписях разделены горизонтальными, богато орнаментированными полосами. [5., 25]
Это символизирует три мира: нижний (подземный, скрытый), средний (наземный, наш мир) и верхний (небесный мир богов).
Образ оленя в северных росписях связан с небесами. В рогах своих олень переносит Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы.
Поэтому, культ оленя у северных народов до сих пор сохранился.
Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.
Олень — знак удачного брака, знак обильной жизни, силы. Изображение оленя в основном на прялках. (ПРИЛОЖЕНИЕ IV)
Ш.Заключение
Олень один из самых распространенных образов народных промыслов Севера и, несмотря на многозначительность, изображение оленя играет роль сопутствующего сюжета, дополняя сюжеты народных промыслов Севера – древо, медведя, коня, птиц и т.д.
Знакомясь с образом северного оленя в народном искусстве Севера, мы убедились, что чем пристальнее изучаешь северные промыслы, тем больше находишь в них ценностей. Они являются звеном, которое связывает прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
В процессе написания работы я открыла для себя понимание того, что значение оленя в народных промыслах применяется для воздействия на мир, преобразовывая его, так как оленя считали символом возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия.
При написании работы я научилась извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, систематизировать знания. Я планирую с полученными результатами познакомить на классном часе своих одноклассников, выступить в нашей Поморской избе. Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются народными промыслами, а также всем, кто интересуется семантикой. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков, бесед.
В перспективе было бы интересно изучить образ оленя в таких промыслах как резьба по кости и бересте.
А так как популяция оленей находится под угрозой, работа помогла мне по-новому взглянуть на эту проблему.
IV. Список литературы
- Bapенов А. Утка, конь-олень - шелестящие обереги // Наука и жизнь. 1999. № 11. С. 63-65
- Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. М.: Глас, 2006.
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Искусство, 1978. С. 18 - 22.
- Мосолов, В. И.Дикий северный олень/ В.И.Мосолов, В.И.Филь; Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник; [автор фото на обл. С.В.Горшков]. Изд-во "Камчатпресс", 2010. — 158с.: ил. - Библиогр.: с.152.
- Прилуцкая Е.Н. Семантика изображения коня и оленя в росписи по дереву Архангельского Севера // Культура. Духовность. Общество . 2014. №15. URL:
- «Русские художественные промыслы», Москва, «Астрель», 2011 4. 5 искусства. М.: Глас, 2006. С. 82-90.
- http://cyberleninka.ru/article/n/semantika-izobrazheniya-konya-i-olenya-v-rospisi-po-derevu-arhangelskogo-severa (дата обращения: 02.04.2016).
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Олень - один из самых часто встречающихся героев глиняной Каргопольской игрушки
Каргополь,
Глина, роспись
Ульяна Ивановна Бабкина Олень 1966г.
Каргополь,
Глина, роспись
Из собрания автора Ульяны Ивановны Бабкиной - народного мастера
Каргополья У. И.Бабкина. Вершник (всадник) на олене. 1960- гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Олень в пряничном искусстве
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Изображение оленя в северной вышивке.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Северная роспись
Олень - северная модификация «конька». Фото М. Нащокиной. Село Кимжа, 2009
Олень. Прялка. Фрагмент лопаски (лицо), Нижняя Тойма, Северная Двина, 19 в. Дерево, роспись
Мезенская роспись Село Палащелье
Лешуконского района Архангельская область
Мастер Шевелев
Фрагмент росписи прялки. Северная Двина. Начало ХХ века
/data/edu/files/b1462806726.pptx (Презентация "Образ северного оленя в народных промыслах")