Проект «Атлас профессий для лиц, имеющих инвалидность»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж»
Социальный проект
Атлас профессий
для лиц, имеющих инвалидность
Кузнецк, 2020
Проект «Атлас профессий для инвалидов»
Проблема:
Сложность трудоустройства студентов, имеющих инвалидность и ОВЗ, вследствие их низкой конкурентоспособности по различным причинам: сложность нахождения рабочего места, специфические требования к рабочему месту инвалида, наличие небольшого количества квотируемых рабочих мест, нежелание работодателей принимать на работу лиц с инвалидностью по различным причинам.
Пути решения:
Систематизация и аккумулирование всех необходимых сведений в одном месте для снижения неопределенности у лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профориентации и профессиональной социализации.
Гипотеза:
Повышение конкурентоспособности на рынке труда и успешности трудоустройства инвалида и лица с ОВЗ возможно при наличии осознанного выбора и осознанного получения профессии с учетом собственных интересов, способностей, возможностей и ограничений инвалида и лица с ОВЗ и учета требований рынка труда и работодателей.
Цель:
Создание/ Разработка комплексного справочника «Атлас профессий для инвалидов» с целью просвещения и формирования более осознанного выбора профессии и получения образования для последующего успешного трудоустройства.
Задачи:
Систематизация информации о требованиях профессий к работнику, имеющему ограничения с конкретизацией по различным нозологиям.
Систематизация информации о требованиях работодателей к работнику, имеющему ограничения.
Систематизация наиболее востребованных компетенций и навыков работников с ограничениями по здоровью, с учетом нозологии.
Систематизация информации особенностях различных нозологий, повышающих эффективность определенных видов деятельности
Время проекта: 8 месяцев, сентябрь2020 – апрель 2021гг.
Уникальный продукт:
Комплексный справочник «Атлас профессий для инвалидов», повышающий эффективность и осознанность выбора профессиональной деятельности лицами с инвалидностью и ОВЗ (возможна помощь родителей) с учетом интересов, возможностей и ограничений лица, имеющего инвалидность, и требований рынка труда, способствующий повышению общей конкурентоспособности выпускников - инвалидов на рынке труда.
Участники проекта:
Студенты колледжа, имеющие инвалидность и ОВЗ:
Узнают информацию сами для себя;
Систематизируют информацию для других;
Общаются между собой в ходе деятельности, формируя коммуникативную компетенцию;
Способствуют формированию осознанности выбора других.
Студенты колледжа, не имеющие ограничений по здоровью.
Тьютор, как организатор и координатор деятельности по сбору и систематизации информации, работа и с лицами с инвалидностью и с лицами без ограничений.
Сторонние организации и их специалисты.
Обьект:
Особенности трудоустройства лиц, имеющих инвалидность и ОВЗ.
Предмет:
Факторы, влияющие (повышающие) успешность трудоустройства лиц, имеющих инвалидность и ОВЗ.
Направления деятельности:
Изучение предложений работы на портале «работа для инвалидов».
Изучение требований/ ожиданий работодателей к таким работникам (опросы, интервью, круглые столы).
Изучение и систематизация успешного опыта трудоустройства людей, имеющих инвалидность (в чатах, соц. сетях, прессе, опросы, встречи).
Систематизация ограничений в трудовой деятельности по различным нозологиям (с мед работниками).
Исследование причин нежелания брать на работу людей с ограниченными возможностями и поиск способов их устранения.
Систематизация предрасположенности к успеху в определенных видах деятельности лиц с определенными нозологиями.
Изучение опыта Абилимпикс по формирования компетенций по нозологиям.
Форма презентации результатов:
Издание систематизированного справочника «Атлас профессий для инвалидов» и распространение его через общества инвалидов, школы, среди родителей детей, имеющих инвалидность и ОВЗ.
Выступление на родительских собраниях в школе, среди родителей детей, имеющих инвалидность и ОВЗ в рамках профориентации.
Проведение семинаров среди пед. работников школ для распространения опыта.
Организация деятельности:
Рабочие группы по видам деятельности:
Разработка/ обработка анкет для работодателей;
Анализ информации о наличии вакансий в интернет-ресурсах;
Интервьюеры работодателей и лиц с инвалидностью;
Систематизация медицинских ограничений;
Анализ опыта Абилимпикс по компетенциям и направлениям;
Организация круглого стола и т.д.
Результат:
Разработка систематизированного справочника «Атлас профессий для лиц с инвалидностью» и распространение его среди лиц, имеющих инвалидность и ОВЗ, их родителей, что приведет к формированию более осознанного выбора профессии, способствующего более осознанному получению профессиональных знаний (более глубоких). Это позволит получить специалиста более высокого качества, что приведет к повышению успешности его трудоустройства.
Косвенный результат:
Знакомство работодателей (на круглом столе, в ходе интервью) со студентами, имеющими инвалидность и ОВЗ, снижение настороженности в отношениях, завязывание дружественных связей, рост доверия и, как следствие, повышение вероятности приглашения на работу.