Урок русского языка в 8 классе для детей, имеющих умственную отсталость «Рабочие профессии»

0
0
Материал опубликован 5 April 2016

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №44»

Тема: «Рабочие профессии»

(урок русского языка в 8 классе для детей, имеющих умственную отсталость)

Теконина Людмила Алексеевна,

Учитель

г. Череповец 2016 г.

Пояснительная записка

Среди множества педагогических технологий выделяется технология дидактической игры. Игра является одним из ведущих видов деятельности, направленной на создание и усвоение социального опыта. Много веков игры служили средством обучения, воспитания и социализации новых поколений. Дидактические игры обеспечивают развитие детей, формируют у ребёнка познавательную активность, самостоятельность. Дидактические игры, игровые задания и приемы усиливают восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в учение занимательность. В последние годы  дидактическая игра стала одной из популярных форм обучения, а технология дидактических игр  занимает важное место в деятельности учителя, стремящегося достичь высоких результатов обучения. Игровая деятельность и обучение в школе направлены на развитие у детей внимания, наблюдательности, сравнения, запоминания и припоминания, воображения, развитие любознательности и познавательных интересов, реализуются и функции создания и усвоения социального опыта.

Нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром.

Одна из задач специальной школы — помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. 

Данная методическая разработка урока русского языка для учащихся 8 класса (для детей, имеющих умственную отсталость), интегрируется с рабочей программой по русскому языку.

В классе обучается 7 человек, из них 2 человека с кохлеарным имплантом, 2 человека – слабослышащие, 3 человека – глухие.

Условно класс можно разделить на три группы:

1 группа - дети, которые внимательны и активны на уроке(3 чел.)

2 группа - ученики, которые не проявляют на уроках высокую активность, хотя иногда верно отвечают на вопросы (2 чел)

3 группа – дети, у которых познавательная активность отсутствует (2 чел.)

В целом, класс спокойный, дети выполняют требования учителя, но медленно переключаются с одного вида деятельности на другой.

Тема урока: Рабочие профессии

Цель: Актуализация знаний учащихся о названиях основных профессий, которыми могут овладеть глухие люди, и их деятельности.

Задачи: 

  • Продолжить работу по формированию умения отвечать на вопросы полным ответом.
  • Развивать связную речь учащихся, формировать умение строить логические высказывания, активизировать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать целеустремленность, наблюдательность, потребность в речевом общении, интерес к изучаемому материалу.

Оборудование: таблички, карточки, картинки с изображением профессий, видеоролик о работе фрезеровщика, токаря, слесаря.

Данный материал можно использовать в работе учителям и воспитателям начальных классов и старших классов для детей, имеющих умственную отсталость, школ глухих и слабослышащих, а также учителям и воспитателям начальных классов массовых школ.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный.

Мотива-

ция к деятель-

ности.

Фонети-

ческая зарядка

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Наденьте наушники.

Ов ова

Ов ов ова ова

Готов готова

Спросите у ( Жени)

Спросите у (Леши)

Какой сейчас урок?

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

Читают хором, индивидуально

Женя, ты готова к уроку?

Леша, ты готов к уроку?

Личност-

ные УУД

Самоопреде

ление.

Коммуникативные УУД

Самооцен-

ка готовности к уроку

2. Постановка пробле-

мы, цели деятель-

ности

Беседа:

Кто создал все, что нас окружает? (дома, одежду, обувь, мебель)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Что такое профессия?

Ответы детей:

строитель, швея, обувщик, столяр - это… (профессии)

Формулируют тему урока (читают на доске)

Читают (слайд №1)

(профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность)

Регулятив-

ные УУД

(определять и формиро-

вать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные УУД

Познава-

тельные УУД

(общеучебные)

3. Работа по теме урока

Повторе-

ние

Давайте вспомним, какие есть профессии?

Игра «У кого?»

У детей на партах картинки с изображением профессий людей (см. приложение 2).

Учитель предъявляет вопрос за экраном: У кого маляр? (дворник, повар, уборщица, швея, обувщик, столяр)

Ученики находят соответствующую картинку и отвечают «У меня маляр»…

Коммуникативные УУ(интери-оризация)

4.Усвое-

ние новых знаний

Фонети-

ческая зарядка

На доску вывешиваются картинки с изображением

фрезеровщика, токаря, слесаря (см. приложение 2).

Кто знает, кто это?

Фрезеровщик

Токарь

Слесарь

Что они делают?

(просмотр видеороликов)

Учитель говорит, что

глухие люди могут выбрать для себя эти профессии

Далее составляют предложения по схеме

Кто? что делает? что?

На доске:

Кто?

Что делает? Что?

Дворник

Маляр

Повар

Уборщи

ца

Слесарь

Токарь

Фрезеров-

щик

Швея

Обувщик

Столяр

красит стену

варит обеды

подметает улицу.

шьет одежду.

ремонтирует обувь

делает табуретку.

зачищает деталь

моет пол

обрабатывает изде-

лие. вытачивает деталь.

.

Ответы учащихся

Читают хором и индивидуально:

Смотрят видеоролики и отвечают на вопрос с опорой на речевой материал:

Обрабатывает изделие

Вытачивает деталь

Зачищает деталь.

Дети выходят к доске по одному и с опорой на картинку и речевой материал ставят стрелки от правого столбика к левому, проговаривают предложения

Коммуникативные УУД

(взаимодействие)

Познава-

тельные УУД

(логические)

Коммуникативные УУД

(взаимодействие)

Познава-

тельные УУД

(общеучеб

ные)

5.Закреп-ление материа-

ла

1) Игра «Верно – неверно»

Учитель предъявляет фразы за экраном:

Маляр подметает улицу.

Повар варит обеды.

2) Продолжи предложение

(работа в парах)

Токарь ………….. .

Фрезеровщик…………….. .

3) Игра « Кто есть кто?»

Учитель называет профессию

Ученики отвечают верно или неверно, называя правильный ответ:

Неверно. Маляр красит стену.

Верно.

Один ученик называет профессию, а другой

дополняет предложение с опорой на запись на доске

Ученики определяют (показывают рукой), кому эта профессия подойдет

Коммуникативные УУД

(взаимодействие)

Коммуникативные УУД

(коопера-

ция)

Регулятив-

ные УУД

(прогнози-

рование)

5.Самос-

тоятель

ная работа с самопро-

веркой

Организует деятельность по применению новых знаний

Карточка №1

Допиши предложения

Кто? что делает?

… красит стену

Уборщица ………….

……….. собирает изделие.

(см.приложение1)

Самостоятельная творческая работа по составлению предложений на карточках без опоры на запись на доске

Регулятив

ные УУД

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Коммуникативные УУД

(интериоризация)

6.Рефлек-сия

Вам понравился урок?

А какую бы из этих профессий вы выбрали?

 

Формирование навыков рефлексии

7.Вечер-

нее задание

Подготовьте сообщение о профессиях своих родителей

   

Приложение 1

Карточка №1

Допиши предложения

Кто? что делает?

… красит стену

Уборщица ………….

……….. собирает изделие.

Карточка №2

Допишите предложения

Кто? Что делает?

Повар …………

……… вытачивает деталь.

Уборщица …………..

Карточка №3

Допишите предложения

Кто? что делает?

Дворник …………….

………… ремонтирует обувь.

Фрезеровщик ……………..

Карточка №4

Допишите предложения

Кто? Что делает?

Швея ………

……… делает табуретку.

Обувщик …………..

Карточка №5

Допишите предложения

Кто? Что делает?

Повар …………

……… обрабатывает изделие.

Столяр …………..

Карточка №6

Допишите предложения

Кто? Что делает?

Маляр …………

……… собирает изделие.

Уборщица …………..

Карточка №7

Допишите предложения

Кто? Что делает?

Повар …………

……… моет пол.

Швея …………..

Приложение 2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации