Статья «Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы»

20
3
Материал опубликован 15 March 2018 в группе

Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, опыт работы

преподаватель Э.Р.Ястребова

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

«Сегодня необходимо продолжать работу по всесторонней интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, содействовать их реабилитации и социальной адаптации, помогать обрести уверенность в своих силах, получить образование, найти интересную работу, реализовать свои способности в творчестве и спорте», - сказал Дмитрий Медведев на V съезде Всероссийского общества инвалидов.

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

В связи с этим, с целью повышения уровня педмастерства и реализации принципов педагогики сотрудничества осуществляла изучение актуальных нормативных и методических документов в образовании, анализировала публикации в журналах «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Вестник образования», «Стандарты и мониторинг», «Образовательная политика» и др., программно – методические материалы. Посещала уроки коллег, обменивалась опытом работы с преподавателями в реабилитационно-образовательном режиме с анализом результатов деятельности.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний посещала обувные предприятия, изучала материалы по компетентностно-ориентированному подходу в профессиональном обучении, а также специальную литературу по специальности, журнал - «Кожевенно – обувная промышленность», источники Интернет и др.

С целью самосовершенствования и накопления педагогического опыта принимала участие в смотрах-конкурсах методической работы, в городских и областных семинарах, научно-практических конференциях, выставках, Территориальных методических объединениях по экономике.

С целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, развития интереса к будущей профессии, повышения качества их подготовки к практической самостоятельной деятельности на преподаваемых мною дисциплинах и междисциплинарных курсах:

1) использовала образовательно - реабилитационные технологии обучения и воспитания: личностно - ориентированного образования, мультимедийные технологии, индивидуализацию, рейтинговую систему оценивания знаний. Развивала у студентов профессиональный и творческий интерес к избранной специальности, применяла элементы интенсивных педтехнологий (опорные конспекты, индивидуализация обучения, проблемное обучение, саморазвивающее обучение). С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетала фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы, что дает возможность дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, полнее и посильно использовать учебное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления студентов проводила динамические паузы, чередуя виды деятельности, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и на обучаемость в целом.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья имеет исключительное значение при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

2) С целью повышения мотивации познавательной деятельности студентов, тренировки памяти, сообразительности, развития интереса к изучаемому предмету и активизации мыслительной и познавательной деятельности, на занятиях отдавала приоритет практической деятельности студентов. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов: подготовка к отдельным вопросам по изучаемым дисциплинам, составление презентаций, мини-проекты, выполнение курсовых и дипломных проектов. Также, применяла в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих специалистов. Внедрение такой формы обучения позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что обогащает содержание дисциплины и профессионального модуля.

В целях активизации обучения использовала следующие приёмы:

формулировка цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

добавление в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (например, вместо банального решения задач по экономике организовать соревнования, со стимулирующим рейтингом – это очень действенно, учащиеся стараются решить быстрее других задачу и, соответственно получить балл);

создание необычной атмосферы во время деятельности, сделать учебное занятие нестандартным (например, попросить группу решить задачу учебного занятия совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.д.);

проблемное изложение материала, позволяющее активизировать логическое и творческое мышление учащихся, что в свою очередь, учит дискутировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, дает возможность высказать каждому свое видение ситуации, решение проблемы и т.д.;

создание ситуации успеха – за счет доброжелательного отношения преподавателя, создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, осуществления индивидуального подхода, дифференцированного подбора заданий, что дает возможность каждому учащемуся поверить в себя.

Считаю, что занятие можно построить так, чтобы организуя целенаправленную передачу обучающимся нового материала, в то же время обеспечить их индивидуальное развитие, самостоятельную учебную деятельность, либо построить занятие таким образом, чтобы студенты самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы. Очень важная задача – сформировать у них стремление самостоятельно пополнять знания, работать с дополнительной литературой, умения выделять главное, систематизировать материал, умение объяснить, доказать. Для этого на занятиях использую различные задания, например: имея текст учебника найти ответы на поставленные вопросы. Это простое задание, а вот усложненное – используя текст учебника составить опорный конспект. Либо даю опорный конспект новой темы и по нему веду объяснение, ребята видят целостность материала, взаимодействие вопросов и тут же указываю на междисциплинарные связи – где это будет использоваться, для чего, на каком этапе. Это обеспечивает долгосрочное запоминание учащимися изучаемого материала, т.к. каждый студент достигает в усвоении темы собственного результата, который фиксируется преподавателем во время индивидуальной проверки задания.

3) В работе со студентами на занятиях использовала рекомендации психологической службы по вопросам структуры психологической компетентности; особенностей психического и личностного развития инвалидов раннего юношеского возраста; способов и форм развития познавательной активности в процессе теоретического обучения и др.

Руководствуясь системно-ролевой моделью формирования личности, в рамках изучения преподаваемых мною дисциплин и профессиональных модулей на занятиях регулярно проводила целенаправленную воспитательную работу.

4) В течении года, используя рейтинговую технологию оценивания учебных достижений студентов, проводила ежемесячный мониторинг учебной деятельности по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний, СОК), вела мониторинг каждого обучающегося по темам, по каждой дисциплине и профессиональному модулю, используя поощрительные баллы за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Данный метод подведения итогов позволяет сделать анализ и определенные выводы, в связи с чем, корректировала учебно-воспитательную работу в соответствии с интеллектуальными, психологическими и физическими возможностями студентов.

5) Проводила самообследование в группах по всем преподаваемым мною дисциплинам и профессиональным модулям. Контрольные срезы проводила с целью выявления и объективной оценки качества усвоения обучающимися содержания конкретной дисциплины и профессионального модуля. В качестве метода исследования использовала разработанные мною тестовые задания. Задания соответствуют требованиям к минимуму содержания образования и направлены на выявление основных компетентностей, предусмотренных требованиями к подготовке студентов среднего профессионального образовательного учреждения.

Используя рекомендации психологической службы и результаты рейтинга, выявляла конкретные для каждого студента пробелы в знаниях, их причины и проводила дополнительные занятия с учетом индивидуальных особенностей и затруднений обучающихся в соответствии с намеченными маршрутами реабилитации.

Основная задача внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы заключается в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Основным принципом организации внеаудиторной образовательно-реабилитационной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности.

В связи с этим, проводила внеаудиторную образовательно-реабилитационную работу: дополнительные занятия, для ликвидации пробелов в знаниях, для студентов, выполняющих внеаудиторную самостоятельную работу, для повышения рейтинговых баллов; для студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам; консультации для формирования профессиональной части портфолио.

Использовала следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

- самостоятельное изучение темы;

- подготовка докладов и рефератов;

- подготовка презентации по теме;

- поиск дополнительной информации (работа с дополнительной литературой, интернет);

- составление вопросов по теме, кроссвордов, задач;

- составление опорных конспектов по теме;

- индивидуальные самостоятельные задания по решению профессиональных проблем, составление тестов и подбора на них ответов в разных вариантах;

- задания для работы со справочной литературой и нормативной документацией;

- самостоятельная работа со справочной литературой, по выполнению курсовой работы по ПМ.04 Управление структурным подразделением организации;

- самостоятельная работа с ГОСТами, нормативными документами при выполнении практических работ, дипломного проекта и т.д.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Достаточно устойчивые результаты при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, национально-регионального компонента, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Литература

Ресурсы интернет:

www.rusnauka.com/4_SND_2015/Pedagogica/5_186563.doc.htm

znanio.ru/media/statya_na_temu_tvorcheskaya

topreferat.znate.ru/docs/index-19835.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов всегда является наболевшей проблемой. Вами представлен очень ценный опыт работы для многих коллег, которые осуществляют свою деятельность в этой сфере. Огромное спасибо за представленный опыт.В целях активизации обучения Вами использованы интересные приёмы.

15 March 2018

Спасибо большое Наталья Николаевна!

15 March 2018

Элла Ревнеровна спасибо Вам за вашу публикацию. Огромный труд.

19 January 2019