Статья «Преемственность детского сада и начальной школы — важное условие успешной адаптации первоклассников»

4
0
Материал опубликован 12 November 2021

Е. В. Полякова


учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 216, plkvktrn@ya.ru, г. Новосибирск


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


В статье рассматривается необходимость сотрудничества дошкольной образовательной организации и начальной школы. Некоторые аспекты организации преемственности дошкольного и начального образования.

Ключевые слова: преемственность, начальная школа, дошкольное образовательное учреждение, адаптация.

This article covers the necessity for cooperation between pre-school institutions and elementary schools, and certain aspects of institutional memory of pre-school and elementary education.

Keywords: institutional memory, elementary school, pre-school institutions, adaptation.


Вопрос реализации преемственности остро стоит перед воспитателями и учителями, осуществляющими практическую деятельность в образовательных учреждениях.

Сластёнин В. А. под преемственностью предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, это касается и содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе [2, с. 147]. При этом особое место в вопросе преемственности и готовности младшего школьника должны занимать именно методы и средства обучения, отодвигая цели и содержание на второй план.

В дошкольном учреждении все еще остается актуальной подготовка к школе, порой стремящаяся к формальному расширению знаний ребенка, и не учитывающая возможность самостоятельного усвоения знаний, их актуальность в данном возрасте. Важно чтобы дошкольное образование осуществляло формирование школьной готовности, используя особые ресурсы дошкольного детства, формирующиеся из различных видов детского деятельностного творчества: игр, общения, художественного творчества, восприятия сказки. Тогда воспитание дошкольников превращается в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе – это оптимальный путь формирования готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Что необходимо сделать для решения проблемы преемственности детского сада и школы?

Считаю, что в первую очередь необходимо создание единого образовательного пространства: создание планов работы методических объединений, планов совместного развития, организация совместной работы над формированием благоприятных для воспитанников и обучающихся образовательно-развивающих сред [1, с. 30-34].

Важно качественно проанализировать компоненты учебной и игровой деятельности, позволяющие реализацию преемственности в формировании и развитии условий «плавного перерастания» одного вида деятельности в другой. Необходимо соответствие содержания различных вариантов программ, определение единых форм и технологий образования дошкольника и ученика начальных классов, создание условий для взаимодействия с семьей.

Воспитатели детского сада должны быть хорошо знакомы с требованиями, предъявляемыми к первоклассникам, и исходя из этих требований, осуществлять подготовку старших дошкольников к обучению.

В свою очередь, учителя начальной школы могут использовать игровые способы, распространенные в детском саду, тем самым усиливая эффективность процесса обучения и облегчение адаптационного процесса, что позволит сохранить единство обучающего и развивающего пространства детского периода.

Преемственность должна происходить не только на уровне содержания процесса обучения, но и в предметной среде, окружающей ребенка, в стилях взаимодействия его со взрослым.

Дети, окруженные в детском саду светлыми просторными помещениями с яркими акцентами, будут чувствовать себя более комфортно в классе с похожей цветовой гаммой. А дошкольник, привыкший получать от воспитателей эмоциональную поддержку и улыбки, в первом классе быстрее адаптируется, встретившись с доброжелательным и улыбчивым педагогом.

Результатом такого сотрудничества педагогов дошкольного и начального образования обязательно станет более успешная адаптация младшего школьника к новой социальной роли и его успешная самореализация в образовательном пространстве.

Сотрудничество должно носить систематичный характер и осуществляться в течение всего учебного года, потому что только в этом случае можно говорить об эффективной реализации образовательной программы и установлении преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Список литературы

  1. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 528 с.
  2. Козлова Н. А. Преемственность дошкольного и начального образования // Педагогика и психология. Культура и искусство. – СПб.: Профессиональная наука, 2017. – С. 30–34.
  3. Сластёнин В. А. и др. Педагогика. – М.: Академия, 2013. – 576 с.
Комментарии
Комментариев пока нет.