Статья «Преемственность детского сада и начальной школы — важное условие успешной адаптации первоклассников»
Е. В. Полякова
учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 216, plkvktrn@ya.ru, г. Новосибирск
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В статье рассматривается необходимость сотрудничества дошкольной образовательной организации и начальной школы. Некоторые аспекты организации преемственности дошкольного и начального образования.
Ключевые слова: преемственность, начальная школа, дошкольное образовательное учреждение, адаптация.
This article covers the necessity for cooperation between pre-school institutions and elementary schools, and certain aspects of institutional memory of pre-school and elementary education.
Keywords: institutional memory, elementary school, pre-school institutions, adaptation.
Вопрос реализации преемственности остро стоит перед воспитателями и учителями, осуществляющими практическую деятельность в образовательных учреждениях.
Сластёнин В. А. под преемственностью предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, это касается и содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе [2, с. 147]. При этом особое место в вопросе преемственности и готовности младшего школьника должны занимать именно методы и средства обучения, отодвигая цели и содержание на второй план.
В дошкольном учреждении все еще остается актуальной подготовка к школе, порой стремящаяся к формальному расширению знаний ребенка, и не учитывающая возможность самостоятельного усвоения знаний, их актуальность в данном возрасте. Важно чтобы дошкольное образование осуществляло формирование школьной готовности, используя особые ресурсы дошкольного детства, формирующиеся из различных видов детского деятельностного творчества: игр, общения, художественного творчества, восприятия сказки. Тогда воспитание дошкольников превращается в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе – это оптимальный путь формирования готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Что необходимо сделать для решения проблемы преемственности детского сада и школы?
Считаю, что в первую очередь необходимо создание единого образовательного пространства: создание планов работы методических объединений, планов совместного развития, организация совместной работы над формированием благоприятных для воспитанников и обучающихся образовательно-развивающих сред [1, с. 30-34].
Важно качественно проанализировать компоненты учебной и игровой деятельности, позволяющие реализацию преемственности в формировании и развитии условий «плавного перерастания» одного вида деятельности в другой. Необходимо соответствие содержания различных вариантов программ, определение единых форм и технологий образования дошкольника и ученика начальных классов, создание условий для взаимодействия с семьей.
Воспитатели детского сада должны быть хорошо знакомы с требованиями, предъявляемыми к первоклассникам, и исходя из этих требований, осуществлять подготовку старших дошкольников к обучению.
В свою очередь, учителя начальной школы могут использовать игровые способы, распространенные в детском саду, тем самым усиливая эффективность процесса обучения и облегчение адаптационного процесса, что позволит сохранить единство обучающего и развивающего пространства детского периода.
Преемственность должна происходить не только на уровне содержания процесса обучения, но и в предметной среде, окружающей ребенка, в стилях взаимодействия его со взрослым.
Дети, окруженные в детском саду светлыми просторными помещениями с яркими акцентами, будут чувствовать себя более комфортно в классе с похожей цветовой гаммой. А дошкольник, привыкший получать от воспитателей эмоциональную поддержку и улыбки, в первом классе быстрее адаптируется, встретившись с доброжелательным и улыбчивым педагогом.
Результатом такого сотрудничества педагогов дошкольного и начального образования обязательно станет более успешная адаптация младшего школьника к новой социальной роли и его успешная самореализация в образовательном пространстве.
Сотрудничество должно носить систематичный характер и осуществляться в течение всего учебного года, потому что только в этом случае можно говорить об эффективной реализации образовательной программы и установлении преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Список литературы
- Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 528 с.
- Козлова Н. А. Преемственность дошкольного и начального образования // Педагогика и психология. Культура и искусство. – СПб.: Профессиональная наука, 2017. – С. 30–34.
- Сластёнин В. А. и др. Педагогика. – М.: Академия, 2013. – 576 с.