12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Матвеева Людмила Аркадьевна27

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ярский детский сад комбинированного вида №3 «Улыбка"







Проект:


«Если хочешь быть здоров»

( по здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного)











Старший дошкольный возраст



Составила:

Матвеева Л.А.,

воспитатель 1 квалификационной категории







2019год.



Актуальность:

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка я отдала приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания». 
Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений.

Тип проекта: практико-ориентируемый
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников группы.
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017года - май 2018года) 
Цель: внедрение и эффективное использование методики В.Ф. Базарного - основа воспитания здорового ребенка. 
Задачи проекта:
Задачи для педагогов:

1. Научить родителей создавать условия, хождения на массажных ковриках в домашней обстановке;
2.Показать использование офтальмо тренажёров, познакомить с правилами проведения упражнений;
3. Используя экологический букварь развивать речь детей, расширять словарный запас;
4. Нормализовать мышечный тонус, помогать контролировать свои действия, расслаблять мышцы ног, спины детей;
5. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
6. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, внимание.

Задачи для детей:
развивать осанку спины детей, мышечный тонус, зрительное внимание, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
создавать в семье благоприятные условия для воспитания здорового ребенка.

Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая; 
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование;
- музыкальная; 
- двигательная; 

Ожидаемый результат:
Дети:
Хождения по массажным коврикам, помогли в укреплении здоровья детей и общем оздоровлении организма. 
Уходят страхи, негативные эмоции, переживания;
Легче проходит адаптация новых детей в группе;

Использование экологического букваря развивает память , воображение, умение составлять описательные рассказы.

Улучшаются взаимоотношения со сверстниками;
Режим динамических поз помогают детям снять мышечное и эмоциональное напряжение;

Родители:
родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию инновационных здоровьесберегающих технологий.
родители приобретут необходимые знания по данным темам, будут более информированными в вопросе использования здоровьезберегающих технологий и применять их с детьми дома.

Этапы

1 этап – подготовительный


Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа с педагогами.

1-2 неделя
сентября



Составление плана работы в рамках проекта.
Приобретение ковриков «Хождение по массажным коврикам»
Подборка игровых упражнений как правильно идти, изготовление картотеки по упражнениям на учебный год.

Изготовление экологического букваря.

Изготовление офтальмо тренажёров и подбор картотеки .

Консультация «Использование методики В.Ф. Базарного » с показом слайдовой презентации на родительском собрании.


2 этап - основной

Период
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа с педагогами

3-4 неделя 
сентября
Закрепить с детьми упражнения и игры, которые помогают в укреплении здоровья «Ровная спинка», «Прямой носочек», «Шире ручки»и др.
Индивидуальные консультации по применению массажных ковриков, офтальмо тренажёров в здоровьесберегающей терапии в домашних условиях.
октябрь
Ознакомление детей «Сенсорно-дидактическая подвеска «крестовина» Разучивание игровых упражнений в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов.


ноябрь
Использование подвески «Крестовины» в процессе образовательной деятельности .
Рекомендация «Здоровьесберегающая технология «Крестовина» с детьми старшего возраста»;

декабрь
Повторение выученных ранее игровых упражнений с массажными ковриками, массажными мячиками, офтальмо тренажёрами в образовательной деятельности, как физкультминутки.

Использование «массажных ковриков» в процессе проектной деятельности «Прямая спинка»

Рекомендации по использованию упражнений с массажными ковриками в домашних условиях для снятия мышечного и эмоционального напряжения у детей.
январь
Использование «Сенсорный тренаж по схеме универсальных символов» «СУС» в процессе образовательной деятельности по рисованию «Узоры зимы»

Использование «СУС» в процессе в исследовательской деятельности на тему «Волна и стрелочка»
Памятка: «Сенсорный тренаж в укреплении здоровья детей и общем оздоровлении организма»
февраль
Использование Сенсорного тренажера в течение режимных моментов «Дня Здоровья»

март
Использование «экологического букваря в исследовательской деятельности « Я юный исследователь».
апрель
Использование «экологического букваря» в процессе проектной деятельности «Веселые картинки»
Повторение ранее выученных игровых упражнений и игр для индивидуальной работы с детьми.


3. Завершающий этап
май
Повторение ранее пройденного материала, закрепление знаний.
Мониторинг.
Фотоотчет о проделанной работе в рамках проекта на родительском собрании




Приложение :

«Лошадка»

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предме­том.)

Вправо-влево. (Вправо-влево.)

Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)


Офтальмотренажер «Геометрические фигуры»

Дети получают задание:

- Из каких геометрических фигур состоит коврик?

- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)

- Какие фигуры одинакового цвета? На какую фигуру опустилась бабочка?


Игровое упражнение «Цветные дорожки»

Старший дошкольный возраст

Цель. Закреплять знания названий цветов радуги и последовательности их расположе­ния; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и называ­нии цифр; знакомить с четными и нечетны­ми числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Упражнение «Часы»

Старший дошкольный возраст

Выполняется в положении стоя или си­дя. Перед детьми на стене расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру­говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на­оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети нахо­дят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

Вариант упражнения со стихами ) «Часы»

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Вот так, вот так! вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

А теперь еще вот так! вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Делай с нами, делай так! по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Стрелки движутся не так! по кругу против часовой стрелки.)


Упражнение «В гости к Смешарикам»

Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в положе­нии стоя по заданным направлениям с од­новременным вращением головой и туло­вищем: все упражнения выполняются в по­зе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых сти­мулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середи­не занятия, 1,5-2 минуты.


Упражнение «Путешествие веселого Смайлика»


Игровое упражнение «Штурман»

Старший дошкольный возраст

Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навы­ки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению на­правления.

Ход упражнения. Педагог распре­деляет роли: один ребенок - «водитель», а другой - «штурман» (указать детям начало и конец пути цветными ориентирами; см. фото). Водитель с помощью указки пере­двигается по игровому полю по словесной инструкции штурмана, например: «Едем вверх, затем направо...». Задача штурмана - проследить правильность движения води­теля. После окончания игры игроки меня­ются ролями. Вариант игры. Указку можно заменить маленькой машинкой.


Комплекс гимнастики для глаз «Веселая неделька»

Представленный комплекс поможет не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данный комплекс можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки.

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Массаж

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца.Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и локальное положительное влия­ние на организм.

Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение – это три.


Игровое упражнение «Сухой дождь»

Младший дошкольный возраст

"Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.


Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:


«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

«Шли мы как-то по дороге,

Видим ходят чьи – то ноги,

Смотрим выше кто же он?

Это толстый серый слон!»

Берем пельменницуЕе поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».


Футбол – пальчиковая игра.

Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста могут быть на руках ребенка, а можно разделить.


Игровое упражнение «Веселые ежи» пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

«Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить».


Упражнение «Веселые узелки»

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Я хватаюсь за веревку, Левой ловко, правой ловко,

Узелки перебираю и здоровье сберегаю».


Пособие «Смешарик»


Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Смешарик» с разноцветными волосами и весёлым личиком.


Упражнение «Умный киндер-сюрприз»

Ребенок, проворачивая одну часть киндер-сюрприза, должен соотнести буквы на одной и второй части пособия и прочитать получившееся слово или получившийся слог.


Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:


«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игровой самомассаж.

Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су – джок терапии. Использование су – джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.


Дыхательная гимнастика.

С помощью этих упражнений не только ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.