Проект "Говори БУЛЛИ НЕТ!"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №3 «Ромашка»
ПРОЕКТ
«Говорим БУЛЛИ – НЕТ!»
Автор:
педагог-пихолог МБДОУ №3
Коннова Александра Олеговна
В настоящее время в детском саду педагоги все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей в отношении друг друга. Буллинг- считается проблемой школ. Но в последние годы эта проблема все более актуальна и в детских садах.
Буллинг – это травля детей сверстниками. Чаще всего предпосылками буллинга является повышенная агрессивность некоторых детей, зависть, желание самоутверждения, желание подчинять, контролировать кого-либо.
Дошкольный возраст - является возрастом первоначального становления личности ребенка.
В пять-шесть лет устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия, появляется определённый уровень самоконтроля. Именно в этом возрасте, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.
Часто дети копируют поведение, которое транслируется у них дома родителями, старшими детьми или копируют увиденное в фильмах или передачах,
Драки между детьми, унижения, издевки, насмешки - это часть жизни детского коллектива. В детском саду педагог является авторитетом для детей. Именно он должен научить детей справляться с агрессией внутри себя.
Изучив проблему детской агрессии, пришла к выводу о необходимости разработки краткосрочного проекта профилактической направленности «Говорю БУЛЛИ – НЕТ!» для детей подготовительной группы детского сада.
Проблема: проявление агрессивного поведения и буллинга в детском коллективе.
Цель: первичная профилактика агрессивного поведения и буллинга в группе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Организовать комплексную работу по профилактике агрессивного поведения среди дошкольников, родителей и педагогов МБДОУ №3
Создать благоприятный психологический климат в группе
Обучить детей методам самоконтроля и избавления от гнева;
Формировать навыки констуктивного реагирования в конфликте.
Предмет исследования: предпосылки буллинга в детском саду.
Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: комплексная профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса поможет минимизировать случаи проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Форма проекта: практико-ориентированный проект.
Длительность проекта: краткосрочный проект с 13.11.2024- 27.11.2024г. (две недели)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат: снижение агрессивного поведения и буллинга в детском коллективе
Содержание деятельности
Для организации комплексной работы по профилактике буллинга в детском коллективе, прежде всего, необходимо выделить причины, способствующие проявлению агрессии у детей.
Жертвой травли может стать любой ребёнок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении. Можно выделить следующие причины буллинга среди дошкольников:
- появление в группе ребёнка агрессора или проблемного;
- конфликтные ситуации между двумя детьми;
- внешние признаки;
- отличающаяся манера речи и поведения;
- наличие функциональных недостатков;
- этнокультурные особенности.
Для детей дошкольного возраста характерны следующие категории буллинга:
• физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение);
• вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, «приколы»);
• моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства, критика);
• запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с собой и другими, исключение из игр).
Анализируя наблюдение за поведение детей, можно придти к выводу, что дошкольников с агрессивным поведением становится все больше. Также растет число детей, которые не могут контролировать свои эмоции и общаться со сверстниками и взрослыми.
Важное место в решении конфликтных ситуаций в группе и предотвращении агрессивного поведения детей занимает ВОСПИТАТЕЛЬ
Этапы проекта:
Подготовительный (изучение литературы, проведения наблюдения в процессе самостоятельной деятельности детей, диагностика, анкетирование родителей, воспитателей, разработка плана мероприятий).
Основной (проведение мероприятий со всеми участниками образовательного процесса, составление рекомендаций).
Заключительный (диагностика по итогам проекта, опрос воспитателей и родителей).
I этап: Подготовительный.
Работа над проектом началась с изучения литературы по данной теме, подборке диагностического материала.
Для выявления межличностных отношений в подготовительной группе детского сада были выбраны методики «Секрет» Т.А. Репиной и наблюдение за детьми в свободной деятельности. Проведены беседы с воспитателями группы, опрос родителей.
По результатам диагностической работы было принято решение о необходимости проведения профилактической программы «Я говорю БУЛЛИ – НЕТ!» в подготовительной группе детского сада.
Был разработан план мероприятий профилактике агрессивного поведения среди дошкольников МБДОУ №3.
II этап: Основной
План мероприятий по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
№ | Мероприятие | Сроки | Участники |
1 | Диагностическая игра «Секрет» Наблюдение «Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками» Проблемные ситуации | 06.11.2024- 10.11.2024 | Педагог-психолог МБДОУ №3 Воспитатели Дети подготовительной группы |
2 | Родительское собрание «Буллинг в детском коллективе. Что делать?» | 09.11.2024 | Родители Педагог-психолог Воспитатели группы |
3 | Консультация для родителей «Моего ребенка обижают. Как помочь?» | 14.11.2024 | Педагог-психолог Родители |
4. | Просмотр мультфильма « Про Миру и Гошу». Обсуждение проблемной ситуации | 13.11.2024 | Педагог – психолог Дети подготовительной группы |
5 | Чтение детям сказок из книги Куриленковой Т. «Рыжий лисенок» | Ежедневно С 13.11-27.11.2024 | Воспитатель |
6 | Занятие «Моя группа» | 15.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
7 | Занятие «В мире толерантности» | 16.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы Воспитатели |
8 | Тренинг для педагогов «Буллинг в группе. Что делать и как предотвратить» | 17.11.2024 | Педагог-психолог Педагоги ДОУ |
9. | Сказкотерапия «Эти страшные БУЛЛИ» сочинение сказки совместно с детьми | 20.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
10. | Занятие «Это я, это я, это все мои друзья» | 21.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
11. | Занятие «Я+Ты=дружба» | 22.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
12. | Занятие «Уроки Добряка» | 23.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
13. | Повторная диагностика | 23.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
15 | Консультация для педагогов «Как наладить и поддержать благоприятный климат в детском коллективе» | | |
14 | Итоговое занятие «Как же вместе хорошо, как же вместе весело» | 24.11.2024 | Педагог-психолог Дети подготовительной группы |
15 | Подведение итогов проекта | 24.11.2024 | Педагог-психолог |
3 этап: заключительный.
На последнем этапе была проведена повторная диагностика. По результатам которой, мы увидели, что в группе нет не принятых детей, дети стали выбирать друг друга. Количество выборов увеличилось. По результатам наблюдения дети стали приглашать в игры ребят с которыми раньше не общались. Эмоциональный фон в группе стал более благоприятный.
Таким образом, можно делать вывод, что цель проекта «Говорим БУЛЛИ – нет!» достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объеме.
Список используемой литературы:
1. Козлова, С. А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников / С. А. Козлова // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 1. – С. 62-64
2. Кон, И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И. С. Кон // [Электронный ресур].
Режим доступа: https://www.sexology.narod.ru/info18.html.
3. Черепанова Е. Насилие рождает монстров: физические и психологические травмы, испытываемые в детстве, могут стать звеньями зловещей цепочки, тянущейся из поколения в поколение: (О последствиях жестокости родителей) Семья и школа. 1995.