12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туисова Анна Владимировна68
Педагог-психолог
Россия, Башкирская респ., Белебей


Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г. Белебея

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан











Социально-психологический тренинг по теме:

«Не позволяйте красть себя или научитесь говорить «Нет!»

для учащихся 5 ― 7 классов"















Составитель:

педагог-психолог Туисова А. В.













2021 ― 2022 г



Цель: Формирование умений говорить «нет», поступать в соответствии с собственным решением и добиваться своего.

Задачи:

Предупреждение и снижение тревожности у учащихся;

Организация эмоционального поведения учащихся;

Расширение представлений о манипуляторных действиях и противостояния им;

Расширение представлений о способностях выражения аргументированного отказа.





Методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, самовыражение в рисунках, обсуждение, элементы дискуссии, самовнушение и т.д., а также психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование на отрицательные переживания, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.

Отработка навыков проходит в три этапа: получение знаний, проба применения этих знаний, приобретение стабильных навыков.



Форма проведения: групповое занятие с классом ― 45 минут



Сказка «Жил-был дракончик Памси»

Жил-был дракончик Памси. Он рос зелёным, колючим и печальным. Печальный он был, потому что не умел произносить слово «Нет». А ещё у него не было друзей и как только разные лесные и горные существа просили его что-нибудь сделать, он сразу соглашался в обмен на клятву в вечной дружбе.

По первому требованию Памси носил воду из колодца для злых птиц грифов, перевозил на своей спине шакалов и грызунов, покупал для авторитетных динозавров в супермаркетах пельмени и фарш… и так далее. К вечеру у дракона носом шла кровь, до того он уставал, но так ни одного друга и не появилось. Те, кому он помогал, смеялись над ним, тыкали в него пальцем, вели себя ужасно. А утром всё повторялось заново.

И так 10 лет.

Что необходимо было сделать дракончику, чтобы все от него отстали?

Были ли у вас в жизни похожие ситуации?

Оказались ли Вы сильнее? Или люди тоже играли на ваших слабостях?

Упражнение-тренинг «Разные мысли»

Ведущий говорит:

Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое.

Что подсказывает вам ваш ум?

Слабые мысли:

― Если я скажу “Нет!”, со мной не будут дружить.

― А если я откажусь, то они могут дразнить меня.

― А вдруг я останусь один, если скажу им “нет”?

Сильные мысли:

― Это мой выбор!

Я смогу победить свой страх!

Это нужно сказать, и я сделаю это!

Памси смог, и я смогу! Я не испугаюсь!

Тренинг «Не хочу курить». 



Сережа и Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон. Сережа недавно начал курить и предлагает Денису:

- Закури!

- Мне нельзя!

- Почему?

- Родители увидят!

-А мы за угол пойдем!

- Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

- Сказал не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!

Анализ ситуации:

- Какова аргументация сторон?

- Кто добился цели, почему?

- Кто «слабак» в данной ситуации?



«Мышеловка»

Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да оставил бы мышей в покое. Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Почему человек кладёт сыр внутрь мышеловки?

Упражнение «Эффективное взаимодействие».

Описание: 1-й этап – вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников держит в руках какой – либо значимый для него предмет. Задача второго, уговорить партнёра отдать ему этот предмет. Затем участники меняются ролями.

2-этап – невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение: удалось или не удалось уговорить партнера отдать предмет? Почему? В каком случае было сложнее? В каком легче? Какими способами вы пытались это сделать?



Упражнение «Алгоритм двух «О».

Описание: Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планами, интересами? Как? Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Ведущий сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «Оптимального Отказа»):

Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске. Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Упражнение «Мое самоуважение».

Описание: Нарисуйте в центре листа круг. Центр цветка – это каждый из вас, но у него пока нет лепестков. Его надо окружить лепестками, символически представляющими элементы, из которых складывается уважение к себе. Это вера в свои способности, ощущение своей ценности, умение настоять на своем, уверенность в себе, умение позаботится о себе, хорошая успеваемость, доверие окружающих, умение аргументировать свою точку зрения.

Под цветком записать установки своей силы:

Я могу отказать!

Спасти себя может каждый!

Моя семья воспитывает меня сильным и умным!

Я против того, чтобы быть жертвой!

Я должен бороться, чтобы побеждать ежедневно!



Представление своих иллюстраций группе. При совместном обсуждении акцентируется внимание на том, что каждый человек должен, в первую очередь, уважать и ценить себя.

Притча «Индеец»

«Когда индеец становится взрослым, он уходит в лес на три-четыре дня, чтобы обрести духовность. Несколько дней он живет одни, общается с миром, преодолевает трудности.

Отправился сын вождя племени на испытание. На третий день он увидел орла, и очень обрадовался: ведь орел-символ того, что ты будешь вождём. И сын вождя стал собираться в путь, домой. Вдруг на вершине горы юноша увидел гнездо орла, и решил достать перо птицы, приносящего счастье. Достав перо, он увидел змею, свернувшуюся колечком.

Она прошипела: - «Меня принёс орёл, я погибаю от холода, возьми меня вниз».

«Я боюсь, что ты укусишь меня»– ответил юноша змее.

«Я не сделаю этого»- снова прошипела змея.

Индеец завернул змею в рубашку, прижал к гуди и стал спускаться. Змея согрелась, и, когда юноша был у подножья горы, она ужалила его.

«Что ты делаешь? Ведь ты же обещала!» - закричал умирающий юноша. «Но ты ведь знал, что я змея».

Вопросы для обсуждения:

- О чем эта притча?

-Сталкиваемся ли мы в реальной жизни с такими ситуациями?

- Какой вывод можно сделать из данной притчи? и т.д.



9. Не позволяйте красть себя!

Не позволяйте красть себя,
Свои особые страницы,
Что бережёте вы любя, —
Всё ваше счастье, небо, лица.

Не позволяйте слабым быть
И обитать под чужим гнётом.
Достойны вы достойно жить,
Как Вы, не иллюзорный кто-то.

Не позволяйте вас топить,
Душить, обидеть и смеяться.
Вы родились особым быть
Вам не к лицу терять, сдаваться!

Не позволяйте себя красть,
Пусть даже будете изгоем.
Вас не разрушит чья-то пасть,
Не поведут вас за собою!




Список использованных источников:

https://www.art-talant.org/publikacii/8395-treningovoe-zanyatie-umenie-skazaty-net

https://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/trening_skazhi_net_091304.html

Школьный психолог” № 5-6, 17-18 1998г.

Стихотворение «Не позволяйте красть себя!» ― Туисова Анна Владимировна, педагог-психолог.



6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.