Музыкотерапия как средство речевого развития ребенка

3
0
Материал опубликован 31 January 2022

Опыт применения инновационных технологий в логопедической практике

«Музыкотерапия как средство речевого развития ребенка»

Музыкотерапия – это один из психотерапевтических методов, который основан на целительном воздействии музыки на психическое состояние человека. Музыка может расслаблять, умиротворять, активизировать, облегчить печаль или вселить веселье. Медиками научно доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ.

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений школьников. Как известно, дети с речевыми нарушениями очень часто не контролируют сове дыхание, используя его в процессе речевого высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на выдохе. Музыка является наиболее доступным для ребенка видом искусства. Она является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действует на многие сферы жизнедеятельности, через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она тем самым позволяет установить равновесия в жизнедеятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения. Для детей актуально снятие мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, как вербальных, так и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции. Поэтому в целях социализации и коррекции речевых нарушений, мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия.

К традиционным относится:

- логоритмика (система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением специально подобранного речевого материала. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, дидактические и сюжетные игры);

- пение (для детей с нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей);

-игры на музыкальных инструментах ( способствуют развитию темпа и ритма, мелкой моторики, самоконтроля и координации движений);

-музыкально-игровая деятельность (развивают связную речь и творческие способности детей, развивается слуховое внимание, память, мышление, воображение и ритмический слух, что в свою очередь способствует развитию речи);

- пальчиковая гимнастика с пением (тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их  впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть   отрицательные  комплексы  и речевые нарушения);

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

-прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра;

- пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании;

-звуковые игры с согласными звуками (использую при автоматизации звуков);

-двигательные ритмические упражнения, танцы;

- психогимнастические упражнения и этюды под музыку (этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжения);

-массаж и самомассаж под музыку;

- музыкальная гимнастика для глаз;

Как показывает опыт, музыкальное сопровождение логопедических занятий способствует:

Улучшению общего эмоционального состояния детей;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (темп, ритм и выразительность)

Улучшение исполнения движений (точность, плавность и координация).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации