Проект «Методы и приемы развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ленинградской области
«Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
«Методы и приемы развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ»
Выполнил: преподаватель ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса» Антонова Валентина Генриховна
Кингисепп
2021 г
Оглавление
|
Введение ------------------------------------------------------------------ |
3-4 |
1. |
Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ----------------------------------------------------- |
5-7 |
2. |
Практический опыт (применение методов и приемов развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ на уроках «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»)------- |
8-13 |
|
Заключение---------------------------------------------------------------- |
14-15 |
|
Список литературы------------------------------------------------------ |
16 |
Введение
Развитие познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.
Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ относятся к числу наиболее важных проблем современной педагогической науки и практики. Для таких студентов характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Обучающиеся с ОВЗ должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся с ОВЗ, включать их в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед преподавателем, без активизации познавательной деятельности обучающихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активизации личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность, и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.
Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования:
«Методы и приемы развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ».
Цель данной работы: Исследование особенностей развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Рассмотрение теоретического аспекта по данному вопросу.
Предоставление практического опыта.
Сделать выводы.
.
1. Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Однако у обучающихся с ОВЗ сформировать познавательный интерес весьма трудно. Характерными особенностями интересов студентов с ОВЗ являются односторонность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих обучающихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы.
Большую трудность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных обучающихся отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем преподавателю необходимо формировать у обучающихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у студентов эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует студент. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю студентов. Преподавателю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении обучающимся относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с разным уровнем знаний.
Одним из перспективных методов, способствующих решению развития личности обучающихся и формированию познавательной активности, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся используются разнообразные формы организации учебных занятий. Таким образом, от педагога требуется умение находить оптимальное сочетание форм учебных занятий в зависимости от излагаемого материала. Технология уровневой дифференциации позволяет гибко использовать различные виды занятий и их сочетаний в системе образовательного процесса. Как известно, одни и те же цели при профессиональной подготовке могут быть достигнуты различными путями. Структурированный материал легче запоминается и воспроизводится. Подтверждение теоретических положений примерами конкретной профессиональной деятельности делает эти теоретические положения жизненными, реальными, практически значимыми. Чтобы помочь обучающимися запомнить информацию, предлагаются различные виды работы: поработать с записями текста или с учебником; выделить наиболее важные положения; составить план ответа; вычертить график; построить опорный конспект; пользуясь наглядными пособиями, охарактеризовать объект, выполнить задание творческого характера.
2. Практический опыт.
В «ККТиС» обучаются выпускники коррекционной школы по профессии «Повар, кондитер», со сроком обучения один год и десять месяцев. Они учатся в обособленной группе, но в одну смену с обучающимися на базе общеобразовательной школы. Опыт работы с такими студентами показывает, что за два года можно подготовить специалистов из числа подростков с ограниченными образовательными возможностями. Причем ограничивающим фактором для большинства из них является сложность теоретического материала. В овладении практическими навыками учащиеся затрудняются меньше, особенно ко второму курсу, что показывают результаты контрольного среза знаний, умений и навыков.
Существует очень большое количество методов и приемов развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ, и вот некоторые из них, используемые мной на уроках:
1. Творческие задания.
Цели:
повысить интерес обучающихся к предмету;
дать возможность проявиться творческим способностям обучающихся;
развивать речь обучающихся, умение отстаивать собственное мнение.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами, обучающимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других студентов;
в составлении опорных схем и конспектов;
в подготовке докладов.
В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в группе.
Результативность
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
2. Работа с учебником, является одним из важнейших источников информации и знаний для обучающихся. Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.
Использую на уроке следующие задания:
· найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
· прошу объяснить значение тех или иных слов;
· найти определение некоторых терминов, правил;
· конкурс на самое точное и краткое определение.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы.
3. Дидактические игры.
Цели:
повысить интерес к предмету;
индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке;
развитие наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах;
активизировать познавательную активность студентов.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит обучающегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением, и трудом.
1) Игры с жесткими правилами:
лото;
работа с шифровками (чайнворды; плетенки; ребусы; головоломки).
2) Ролевые игры:
игры-драматизации;
аукционы;
соревнования.
3) Игра-семинар.
Лучшей формой его проведения служит игра – соревнование «Лидер ХХI века». Семинары можно проводить и по типу других игр: “Звездный час”, “Поле чудес” и т.д.
4) Пресс-конференции.
Результативность
Практика свидетельствует: уроки по игровой методике существенно повышают интерес к предмету, позволяют обучающимся лучше запоминать формулировки, определения, и, самое главное, – “раскрепощают” студента, его мышление. Облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый студент, возможен контроль каждого задания, повысился уровень мотивации при обучении, улучшилась обратная связь с обучающимися.
Включение в урок элементов дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес студентов к учебному предмету. Увлекшись, они не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся с ОВЗ, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы.
В представленной таблице дано поурочное использование методов и приемов развития познавательной активности у обучающихся с ОВЗ для дисциплины «Основы микробиологии, физиология питания, санитарии и гигиены». Видно, что для изучения определенной темы, используются те или иные методы и приемы развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ.
Тема
|
Задания, способы работы |
Формы занятия |
Формы контроля
|
Пищевые вещества и их назначение |
опорная схема |
индивидуальная классная |
тест |
Пищеварение и усвояемость пищи |
схема, работа по схеме, таблица |
классная |
индивидуальный опрос, карточки |
Обмен веществ и энергии |
работа с учебником |
классная |
тренировочная тетрадь |
Питание различных групп населения |
работа с учебником, доклад |
индивидуальная |
индивидуальная беседа |
Понятие о микроорганизмах |
опорная схема |
индивидуальная |
карточка. тренировочная тетрадь |
Влияние условий внешней среды на микроорганизмы |
работа с учебником |
классная |
опрос, карточки |
Пищевые заболевания, отравления. Глистные заболевания. |
доклады, кроссворд |
индивидуальная |
тест, карточки |
Основные сведения о санитарии и гигиены |
работа по учебнику |
классная |
опрос |
Личная гигиена работников общественного питания |
составление конспекта |
классная |
опрос, карточки
|
Санитарные требования к организации рабочего места |
работа по учебнику |
классная |
индивидуальная беседа |
Санитарные требования к оборудованию, таре, посуде |
шифровки |
классная индивидуальная |
тест, карточки |
Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов |
работа с учебником |
классная индивидуальная |
беседа |
Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов |
работа с учебником |
индивидуальная |
беседа |
Зачет |
|
индивидуальная |
тест |
Созданная система методов работы по развитию познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствовала формированию интереса и положительной мотивации в процессе получения знаний. Активизация познавательной деятельности обучающихся дала возможность повысить качество знаний, умений и навыков.
Заключение
Изучив теоретические основы развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, выявив психолого-педагогические условия развития познавательной деятельности, можно сделать следующие выводы:
Познавательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных методов и приемов, включенных в образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые преподавателем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С другой стороны, добиться хороших результатов в работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить студентов такими, какие они есть, а для этого преподаватель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
В данной работе представлены методы и приемы развития познавательной деятельности, которые я с успехом применяю на своих уроках у обучающихся с ОВЗ. Изучая методическую литературу, посещая уроки других педагогов, пришла к выводу, чтобы заинтересовать студентов существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого преподавателя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:
1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап переходил в другой, и обучающиеся понимали, что и зачем они делают на уроке.
2. Обучающихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока, используя проблемную ситуацию.
3. На уроке должно быть интересно. Преподаватель должен эмоционально передать свой положительный заряд учащимся, тем самым вдохновить их ум для деятельности.
4. Задача каждого преподавателя – не только научить, а развить мышление учащихся средствами своего предмета.
5. Стараться на уроке обратиться к каждому ученику по нескольку раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.
6. Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а несколько, данных на разных этапах урока.
Разработанный проект по заявленной теме дал положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система методов работы по развитию познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствовала формированию интереса и положительной мотивации в процессе получения знаний. Активизация познавательной деятельности обучающихся дала возможность повысить качество знаний, умений и навыков.
Литература:
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2007.
2. Виноградова С. Обучение детей с ОВЗ [Электронный ресурс] http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html
3. Волина, В.В. Воспитание игрой [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2012.
4. Воронина Н.В. [Электронный ресурс] http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=458
6. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей [Текст] / А.Б. Добрович. - М., 2007
7. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина.- М.: Академия, 2009.
8. Лабунская, В. А, Психология экспрессивного поведения [Текст] / В.А. Лабунская. - М.: Просвещение, 2009.
9. Любимов М.Л. Психолого-педагогические условия компенсации детей с ОВЗ в контексте инклюзивного образования [Электронный ресурс] https://ido.mgpu.ru/materials/51/51429.pdf?t=1453061557
17