Проектная деятельность, как один из методов развития познавательной мотивации у обучающихся с ОВЗ
Проектная деятельность как один из методов развития познавательной мотивации у детей с ОВЗ.
Обучающиеся с ОВЗ зачастую отличаются недостаточным уровнем познавательной активности, незрелостью мотивационной сферы. У таких детей, как правило, снижен уровень работоспособности, самостоятельности. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ ведется постоянное использование активных приемов, форм и методов обучения. При планировании содержания уроков/занятий для обучающихся с ОВЗ необходимо руководствоваться принципом доступности. Но и чрезмерно упрощать материал не стоит. Обучение становится эффективным тогда, когда оно соответствует потребностям обучающихся, а также соответствует интеллектуальным и психическим возможностям ребенка.
Для того, чтобы стимулировать познавательную активность у обучающихся с ОВЗ существуют различные методические и дидактические приемы. Одними из важнейших дидактических и методических приемов являются использование красочного, наглядного материала, а также коллективные варианты выполнения задания. Так как ведущей формой деятельности младших школьников с ОВЗ продолжает являться игровая деятельность, необходимым условием для планирования задания является игровой компонент.
Основные цели учителя по развитию познавательной активности у обучающихся с ОВЗ:
-Помочь обучающемуся в поиске внутренней мотивации к обучению
-Дать возможность обучающемуся оценить результаты своей деятельности, осмыслить ее значимость
-Включить обучающегося в активную деятельность
Так почему же проектный метод хорошо подходит для развития познавательной мотивации?
Метод проектов относится к активным методам обучения. При использовании данного метода акцент делается не на изложении учителем готовой информации, а на акцентировании самостоятельного поиска знаний обучающимися, побуждению к мыслительной и практической деятельности, а также возможностью наглядно оценить результат своей деятельности. Применение метода проектов дает обучающимся не только знания, но и стимулирует познавательную активность, навыки самостоятельной работы, творческое мышление. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, если предложить интересующие их темы, проблемы, загадки.
При выборе темы проекта необходимо учитывать интеллектуальные возможности обучающихся, доступность материала, актуальность.
Наш проект «Юный пожарный» был реализован вместе с обучающимися 2 класса коррекционной школы, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Актуальность проекта: большое количество детей не обладают достаточным знанием о правильном обращении с огнем, алгоритме действий во время пожара.
Цель проекта:
--Формирование представлений у обучающихся о правилах пожарной безопасности
-Формирования правильного алгоритма поведения при пожаре
-создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности
Задачи проекта:
-Развитие познавательной активности обучающихся
-Развитие речевой активности
-Развитие социально-коммуникативной активности, через воспитание чувства благодарности к людям, помогающим в трудной ситуации
-Развитие художественно-творческой активности обучающихся
-Вовлечение родителей/законных представителей в образовательный процесс
-Воспитание у детей осторожности при обращении с огнем
Вид проекта: краткосрочный (в течении 2 недель)
В рамках проекта были проведены следующие этапы:
-Пояснительно-разъяснительный. Данный этап подразумевает разъяснительную работу учителя. Выстраивание проблематики. Детям разъясняются правила пожарной безопасности. Совместно с обучающимися формируется тема проекта
-Чтение художественной литературы («Путаница» К. Чуковский, «Огонь – друг, огонь – враг» Т. Рафикова
-Организация выставки рисунков на тему «Пожарная безопасность»
-Организация встречи с представителями МЧС. Экскурсия, изучение пожарной машины, средств пожаротушения. Профилактическая беседа совместно с сотрудниками МЧС
-Отработка алгоритма поведения при пожаре с использованием дидактического материала. Создание проблемной ситуации, поиск решений.
-Постановка мини-спектакля по сказке «Кошкин дом»
-Изготовление лепбука по пожарной безопасности.
-Профилактическая беседа с родителями
-Оценивание проделанной работы совместно с обучающимися. Рефлексия
По завершению проекта были сделаны следующие выводы:
-Исследовательский метод, используемый в рамках проекта активизировал обучающихся к самостоятельному поиску ответа, формировании темы.
-Различные приемы подачи информации (беседы, презентации, экскурсии, прослушивание сказок по теме, дидактические игры) поддерживали интерес детей к теме на протяжении всего выделенного на проект времени.
-Реализованы творческие способности детей (выставка рисунков, постановка мини-спектакля, изготовление лепбука)
-Активизация познавательной деятельности.
По окончанию проекта проведены несколько видов рефлексии:
-Рефлексия эмоционального состояния и настроения
-Рефлексия содержания учебного материал (осознание содержания учебного материала)
-Рефлексия деятельности (осмысление способов и приемов своей работы)
Проектный метод, как прием стимулирования познавательной активности хорошо подходит для включения в работу педагогов на постоянной основе. С помощью метода проектов формируются различные компетентности обучающихся, активизируется познавательный интерес, обучающиеся учатся самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций, реализуют творческие способности. Также проектную деятельность можно включать в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их интеллектуальную и психическую возможность при подборе заданий, проблематики, упражнений.