12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гостева Лилия Витальевна19
0

Проект «Мир детских фантазий» (приемы коллажирования в коррекционной работе с детьми с ЗПР)

t1580653725aa.png

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













ПРОЕКТ

«Мир детских фантазий»

(приемы коллажирования

в коррекционной работе с детьми с ЗПР)











Подготовила

учитель – дефектолог

Гостева Л.В.







г. Донецк

ОГЛАВЛЕНИЕ



1.

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

2.

Актуальность темы………………………………………………………

4

3.

Аннотация проекта……………………………………………………….

5

4

Характеристика проекта…………………………………………………

6

5.

Этапы реализации проекта………………………………………………

9

6.

Педагогический инструментарий

12

7.

Результативность проекта……………………………………………….

14

8.

Список литературы………………………………………………………

15





































Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский.



Пояснительная записка



Современное дошкольное образовательное учреждение живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет все возрастающие требования и новые задачи к работе педагога. Поэтому в дошкольном учреждении просто необходимо разрабатывать инновационные подходы к обучению.

На данный момент метод проектов является средством реализации стратегии инновационного развития дошкольников. Метод проектной деятельности дает возможность развития у детей качеств успешной личности:

- умение наблюдать

- анализировать

- рассуждать, делать выводы

Наблюдения за воспитанниками и отзывы педагогов показывают, что составление рассказа по картине довольно неинтересное занятие. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок к школе должен проводиться и давать положительные результаты.

Поиск эффективных методов и приемов, способствующих развитию умения составлять рассказы. Привел к интересному решению – созданию коллажа по картинкам.

Самодельный коллаж – это продукт фантазии ребенка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения. Осваивая приемы «коллажирования», дети получают положительные эмоции, у них появляется желание самим изготавливать коллажи, сочиняя различные истории.





Актуальность темы


Для успешного освоения программы обучения в школе воспитанник детского сада должен обладать умением связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Для этого необходимо расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь. Этот так называемый «стандарт» понадобится ему при поступлении в школу.

Главная задача развития связной речи – совершенствование монологической речи дошкольника через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Формирование связной речи у детей с ЗПР относится к одной из важнейших задач коррекционной работы. Для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимы вспомогательные средства, облегчающие становление у них развернутого смыслового высказывания. Одно из таких средств – наглядность, при которой или по которой активизируется речевая деятельность.

Значимость второго вспомогательного средства – моделирование плана высказывания – неоднократно подчеркивалась известными педагогами.

Наряду с традиционными методами и приемами необходимо использовать такие средства моделирования, как схемы, пиктограммы, символы, предметные картинки.

Обследование детей с ЗПР свидетельствует о трудностях программирования у них связных монологических высказываний, отсутствии самостоятельности в составлении рассказов, нарушений логической последовательности, затруднении в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловых пропусках, длительных паузах на границах фраз или частей.

Поиск эффективных методов и приемов, способствующих развитию умения составлять рассказы, привел к интересному решению – созданию коллажа по картинкам.




АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект рассчитан на развитие у детей 4 – 6 лет (разновозрастная логопедическая группа) индивидуальных творческих способностей, совершенствование монологической речи через различные виды деятельности.

Ключом развития связной речи является создание коллажа по картинкам.

При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе: обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь.

Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению, формирует коллективные взаимоотношения.

Современное состояние речевое развития дошкольников предусматривается в программах: Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с., коррекционно-развивающая программа для детей с ОНР III ур. «Говорим правильно»./Авторы – сост. Рудяк Л.В., Тимошенко Л.Н., Каменева Т.В. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019., адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития «Мир детства». / Авторы – сост. Кобзарь О.В., Извекова Т.И., Носкова Л.М., Безух Л.А., Горб Г.Н., Демидова Л.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: 2019.

Новизна проекта заключается в интеграции линий развития: речевой, художественно-эстетической, креативной, эмоционально-ценностной.

Проект позволит расширить и активизировать словарный запас детей с ЗПР, поможет сформировать связную речь, развивать когнитивные процессы, создать возможность для развития творческих способностей детей, приобщить родителей к коррекционно-воспитательному процессу и сотрудничеству с детьми.







Характеристика проекта

По методу – поисково-творческий

По направлению – познавательно-речевой

Ребенок – субъект проектирования

По сроку реализации: краткосрочный

По характеру деятельности: фронтальный

По количеству участников: подгрупповой

По характеру контактов: в среде группы (участвуют все дети группы)

По конечному результату: практико-ориентированный



Цель проекта

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, речевой и творческий потенциал детей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Объект исследования: речевое и познавательное развитие детей с ЗПР.

Предмет исследования – особенности развития связной речи детей с ЗПР.

Задачи:

Познавательные:

Сформировать у детей интерес к приему «коллажирования»

как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй

Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление

Развивать умение детей добиваться результата в работе, ставить перед собой определенную цель, планировать процесс изготовления коллажей.

Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно их располагать

Развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с бумагой и ножницами

В процессе работы по изготовлению коллажей у детей должно быть

сформировано умения:

- самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного содержания;

- подбирать картинки на определенную тему;

- пользоваться ножницами, клеем.



Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать монологическую речь через различные виды речевой деятельности

Расширять словарный запас

Формировать грамматический строй речи

Развивать коммуникативные навыки

Развивать творческое воображение, мышление, память, внимание


Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественной литературе

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду.

Прививать трудолюбие





Рабочая гипотеза – участие детей в проекте позволит максимально расширить знания детей о коллаже, сформировать связную речь, пополнить словарный запас, развивать психические процессы, творческие способности и поисковую деятельность.

Ожидаемый результат:

Проявление творческих способностей детей

Умение выразить себя

Проявление способности к воображению

Использование коллажа как средства эмоционального выражения

Развитие творческого мышления

Новизна состоит в том, что данный момент метод «коллажирования» является средством реализации стратегии инновационного развития дошкольников.

База реализации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад комбинированного типа № 170 города Донецка»


Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, учитель-дефектолог


Срок реализации: неделя



Формы реализации:

обучение в повседневных бытовых ситуациях;

игры по развитию речи;

свободные беседы о коллаже;

творческая деятельность в малой подгруппе ;

Методы и приемы

изготовление коллажа с детьми

психогимнастика

интеграция

лексико-грамматические игры

чтение художественных произведений и беседы о них



Дидактические средства

Предметные и сюжетные картинки

Художественная литература

Основные средства

Диагностика

Коррекция

Консультирование

Презентация коллажей

Имеющиеся ресурсы на начало реализации проекта

художественные произведения

игры на развитие лексико-грамматического строя речи

предметные и сюжетные картинки

ватман, картон, бумага, клей, ножницы





Этапы реализации проекта

Этапы


Формы работы

Задачи

1

2

3

Выявление проблемы. Организация работы над проектом.


Деятельность детей:

- осознание и личностное восприятие проблемы;

- выполнение необходимых заданий и действий.


Деятельность учителя: дефектолога:

- формулирование проблемы;

- определение целей и задач предстоящей работы;

- обучение детей планированию и контролю этапов действий в соответствии с поставленной проблемой.


Деятельность воспитателя:

- участие в формировании проблемы;

- чтение сказок и рассказов;

- обучение разметки, использования ножниц и клея;

- привлечение детей к созданию коллажа.




Систематизация информации.

Планирование свое деятельности.






Беседа с детьми о составлении коллажа из картин. Рассматривание готовых коллажей, книг.

Консультирование воспитателей по вопросам, связанным с коллажированием.







Чтение художественных произведений.





















Создать эмоциональный комфорт, способствовать стремлению к поиску.

Поднять у детей интерес к коллажированию и работать в сотрудничестве.

Учить отбирать необходимые материалы и приспособления, подбирать картинки.

Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим.


Практическая деятельность

Деятельность детей:

- систематизация информации;

- планирование своей деятельности;

- распределение заданий.


Деятельность учителя - дефектолога:

- организация работы над проектом с использованием картинок по выбору;

- оказание практической помощи;

- необходимые рекомендации и контроль.


Деятельность воспитателя:

- оказание практической помощи;

- контроль за выполнением правил безопасности при работе с ножницами.


Составление рассказов. Изготовление коллажей.








Занятия по развитию речи:

- составление описательного рассказа, пересказ.

Игры: «Спрячь словечко в голове», «Глухой – громкий телефон». Логокоррекция.

Составление коллажей.





Занятия по ручному труду, изобразительной деятельности:

- аппликации;

- рисование;

- конструирование.

Учить детей планировать и контролировать этапы своих действий.






Развивать связную речь на основе отображения увиденного.










Развивать способности детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продуктивная деятельность

Деятельность детей:

- изготовление коллажей из картинок;

- представление своих работ.


Деятельность учителя - дефектолога:

- организация индивидуальной работы;

- общее руководство деятельностью детей.


Деятельность воспитателя:

- участие в составлении рассказов по коллажу;

- оказание помощи в случае затруднения.


Изготовление коллажей: «Теремок», «Колобок», «Репка».

Составление рассказов по своим коллажам.



Презентация коллажей.








Итоговое развлечение.

Продолжать развивать творческие, художественные способности детей.










































Педагогический инструментарий

Методические разработки

Для реализации данного проекта следует использовать методические разработки различных авторов из журналов «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч» и др., изучить приемы коллажирования (книги Г.А.Ванюхиной «Экстернат речевой культуры для дошкольников», С.В. Костаревой «Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста»).



Методы и технологии

Изготовление коллажей с детьми, логокоррекция; интеграция; рефлексия; лексико-грамматические игры; чтение художественных произведений и беседы о них, постановка развлечений.

Необходимые условия

1.Атмосфера взаимодействий, сотворчество в союзе» ребенок – дефектолог – воспитатели».

2.Материалы для обеспечения проекта: ватман или бумага формата А4, картон, клей, вырезки из журналов.

3.Методические разработки.

4.Интегация со специалистами детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта

Данный проект можно использовать в любой группе детского сада, кружковой работе с детьми в зависимости от их личного опыта, уровня речевого развития и индивидуальных особенностей.

Результаты работы по изготовлению коллажа

Проявление творческих способностей детей. У них есть шанс выразить себя, свое мнение о своем творчестве.

Проявление способности к воображению.

Использование коллажа как упражнения сенсорного характера и как средства эмоционального выражения.

Развитие не только связной речи ребенка, тонкой моторики рук, но и творческого мышления.

Результативность пректа



1.Педагоги освоили проектный метод как метод организации детской деятельности, расширение образовательного пространства, развитие творческого мышления и познавательной деятельности.

2.Повысился уровень мотивации к творческой деятельности.

3.Увеличился интерес педагогов, детей и родителей к творчеству и художественной литературе.

4.Улучшилась связная речь детей, творческое мышление

5.У детей сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе экспериментальной и практической деятельности.

6.Возросла речевая и познавательная активность. У детей значительно расширился и активизировался словарный запас, совершенствовалась связная речь.














































Список литературы



1.Е.М.Косинова. Моя первая книга знаний обо всем на свете. – М.:Эксмо, 2006.-120 с.

2.Н.В.Нищева. Система коррекционной работы. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560 с.

3.Г.А.Ванюхина. Экстернат речевой культуры для дошкольников. – М.:Эксмо,2010. -230 с.

4.С.В.Костарева. Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 360 с.

5.Научно-методический журнал «Логопед» № 1, январь, 2013 г.

































Фотоотчет коллажей

«Колобок»

t1580653725ab.jpg

«Репка»

t1580653725ac.jpg

«Теремок

t1580653725ad.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.